о признании нормативного правового акта недействующим полностью



№ 2 - 255/2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2010г. г. Нововоронеж

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Трофимовой М.В.

с участием прокурора Крюкова М.А.

представителя Нововоронежской городской Думы

Авиловой Н.И. по доверенности

представителя МАУ городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция»

Черкасовой А.В. по доверенности

при секретаре Корчугановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора города Нововоронежа о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

30.04.2010г. Нововоронежская городская дума Воронежской области вынесла решение за № 22 «О внесении изменений в решение Нововоронежской городской Думы № 643 от 28.02.2008г.», которое было опубликовано в газете «Вестник органов местного самоуправления городского округа - город Нововоронеж» № 24 (177) от 06.05.2010 года л.д. 6).

Прокурор города Нововоронежа обратился в суд с заявлением и просит признать решение Нововоронежской городской Думы от 30.04.2010 за № 22 «О внесении изменений в решение Нововоронежской городской Думы № 643 от 28.02.2008г.» недействующим полностью с момента его принятия, мотивируя свои требования тем, что осуществление муниципального контроля по смыслу закона не может быть признано муниципальной услугой или работой и делегироваться муниципальному автономному учреждению, поскольку отношения в области организации и осуществления муниципального контроля, в т.ч. и земельного контроля, регулируются специальными нормами Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В суде прокурор Крюков М.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Нововоронежской городской Думы не согласен с заявленными требованиями и просит в удовлетворении заявления отказать,

Представитель МАУ городского округа- г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция» выразил не согласие с заявленными требованиями, предоставив возражения в письменном виде.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Установлено, что 30.04.2010г. Нововоронежская городская дума Воронежской области вынесла решение за № 22 «О внесении изменений в решение Нововоронежской городской Думы № 643 от 28.02.2008г.», которое было опубликовано в газете «Вестник органов местного самоуправления городского округа - город Нововоронеж» № 24 (177) от 06.05.2010 года л.д. 6).

Указанным решением Нововоронежской городской Думы в Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - г. Нововоронеж внесены следующие изменения:

в пункте 1:

в подпункте 1.3. слова «администрацией городского округа - город Нововоронеж» заменены словами «Муниципальным, автономным учреждением городского округа - город Нововоронеж «Муниципальная инспекция» ;

в подпункте 1.4. слова «администрации городского округа-город Нововоронеж» заменены словами «МАУ «Муниципальная инспекция»»;

в пункте 3:

в подпункте 3.1. слова «постановлений администрации городского округа - город Нововоронеж» заменены словами «правовых актов МАУ «Муниципальная инспекция»»;

в подпункте 3.4. слово «постановления» заменены словами «правового акта»;

в пункте 4:

в подпункте 4.1. слова «администрацией городского округа - город Нововоронеж» заменены словами «МАУ «Муниципальная инспекция»»;

в подпункте 4.2. слова «администрации городского округа - город Нововоронеж» заменены словами «руководителя МАУ «Муниципальная инспекция»»;

в пункте 5:

в подпункте 5.1. в абзаце первом слова «администрация городского округа - город Нововоронеж» заменены словами «МАУ «Муниципальная инспекция»», в абзаце третьем слова «принятия постановления» заменены словами «принятия правового акта», в абзаце пятом слова «администрацией городского округа - город Нововоронеж» заменены словами «МАУ «Муниципальная инспекция»»;

в пункте 6:

в подпункте 6.1. слова «администрация городского округа - город Нововоронеж» заменены словами «МАУ «Муниципальная инспекция»;

в подпункте 6.4. слова «постановлением администрации городского округа - город Нововоронеж» заменены словами «правовым актом МАУ «Муниципальная инспекция»».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В ст. 6 БК РФ содержится определение государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления), что позволяет говорить о том, что осуществление муниципального контроля по смыслу закона не может быть признано муниципальной услугой.

Довод представителя МАУ « муниципальная инспекция о том, что согласно ст.6 БК РФ муниципальные услуги ( работы) - услуги( работы), оказываемые ( выполняемые ) в соответствии с муниципальным заданием органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, иными юридическим лицами, что в силу ст.4 ФЗ « Об автономных учреждениях» учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью, что в Указе Президента РФ от 09.03.2004г. №314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти « под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставлением федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организация с в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами, поэтому функции земельного контроля органов местного самоуправления по смыслу вышеназванных правовых актов есть функции по оказанию государственных ( муниципальных) услуг, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку проверка соблюдения земельного законодательства (в рамках осуществления муниципального земельного контроля) - это совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.

Отношения в области организации и осуществления муниципального контроля регулируются специальными нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" даны определения основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе, часть 4 данной статьи гласит, что муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.

Ст. 26 Устава городского округа - г. Нововоронеж предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют: Нововоронежская городская Дума - представительный орган, глава городского округа- г. Нововоронеж - высшее должностное лицо городского округа- г. Нововоронеж, администрация городского округа- г. Нововоронеж - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата городского округа- г. Нововоронеж, избирательная комиссия городского округа- г. Нововоронеж; иные органы местного самоуправления, обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Решение о создании, реорганизации и ликвидации любых органов местного самоуправления принимается городской Думой в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства.…Изменение структуры органа местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Анализ статей Устава городского округа- г. Нововоронеж, позволяет придти к выводу о том, что Уставом городского округа - г. Нововоронеж органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, до настоящего времени не определены, осуществление муниципального контроля по смыслу закона не может быть делегировано муниципальному автономному учреждению, которое не входит в структуру органов местного самоуправления и не уполномочено на осуществление муниципального контроля, т.к. в соответствии с положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования(л.д.34-35 ).

Система муниципальных правовых актов определена в ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В систему таких правовых актов входят: 1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Часть 1 ст. Устава городского округа- г. Нововоронеж гласит, что систему муниципальных правовых актов городского округа- г. Нововоронеж составляют : Устав городского округа-г. Нововоронеж, правовые акты, принятые на референдуме и иные правовые акты городской Думы, правовые акты главы городского округа - г. Нововоронеж, постановления, распоряжения главы городского округа- г. Нововоронеж.

Уставом городского округа- г. Нововоронеж не предусмотрено право иных должностных лиц администрации городского округа- г. Нововоронеж, иных юридических лиц издавать правовые акты.

Часть 2 ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" требует, чтобы иные правовые акты органов местного самоуправления не противоречили Уставу муниципального образования….

Статья 37 Федерального закона N 131-ФЗ устанавливает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Из смысла ч. 6 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что именно местная администрация осуществляет полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, так как только ей предоставлено право издания постановлений по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

При таких обстоятельствах суд считает, что передача вынесения правовых актов МАУ «Муниципальная инспекция « противоречит как Уставу городского округа- г. Нововоронеж так и федеральному законодательству.

Утверждение представителя МАУ « Муниципальная инспекция « о том, что ст.72 ЗК РФ прямо разрешает органам местного самоуправления делегировать свои полномочия иным юридическим лицам, направлено на иное толкование закона и без учета положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положений ст.ст. 14 - 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющих компетенцию органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере, в частности к вопросам местного значения поселения относится земельный контроль за использованием земель городского округа.

При таких обстоятельствах, суд считает, что решение Нововоронежской городской Думы от 30.04.2010г. за № 22 « О внесении изменений в решение Нововоронежской городской Думы № 643 от 28.02.200г.» противоречит действующему федеральному законодательству и поэтому должно быть признано недействующим полностью с момента его принятия.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Решением Нововоронежской городской Думы от 30.04.2010 за № 22 «О внесении изменений в решение Нововоронежской городской Думы № 643 от 28.02.2008г.» внесены изменения в Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - г. Нововоронеж, которое содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений в сфере осуществления муниципального контроля, и в силу этого носит нормативно-правовой характер.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

Поскольку законодательством на производство по делам, возникающим из публичных правоотношений не установлено никаких изъятий из общего правила о распределении судебных расходов между сторонами, положения статьи 98 ГПК РФ применяются и при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц размер государственной пошлины для организаций составляет 2000 рублей (пункт 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Государственные органы и органы местного самоуправления подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

Следовательно, государственные органы, органы местного самоуправления в тех случаях, когда они выступают в качестве органов, чьи нормативные правовые акты оспариваются в порядке главы 24 ГПК РФ, оплачивают государственную пошлину на общих основаниях, то есть по правилам статьи 98 ГПК РФ, поэтому суд взыскивает в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины с органа, нормативный правовой акт которого оспаривался и признан недействительным, за счет собственных средств.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст.253 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать решение Нововоронежской городской Думы от 30.04.2010г. за № 22 « О внесении изменений в решение Нововоронежской городской Думы № 643 от 28.02.200г.» недействующим полностью с момента его принятия.

Взыскать с Нововоронежской городской Думы в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ: ____________________( М.В. Трофимова).

Мотивированное решение изготовлено 15.06.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200