2-№(1)/2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июня 2011 г. г. Новоузенск Новоузенский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Демидова В.П. при секретаре Бежиной Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новоузенске гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Новоузенского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Алгайского муниципального образования Новоузенского Муниципального района Саратовской области о признании бездействия администрации Алгайского муниципального образования незаконным, - У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Новоузенского района обратился в районный суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Алгайского муниципального образования Новоузенского Муниципального района Саратовской области о признании бездействия администрации Алгайского муниципального образования незаконным, указав, что прокуратурой Новоузенского района Саратовской области по заданию прокуратуры Саратовской области от 11.05.2011 № 7/1 -22-2011 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства. Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. В соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, органы муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселений, контроль за исполнением данного бюджета. В силу ч. 1, 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. В силу ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). Решением Совета Алгайского муниципального образования от 11.03.2009 г. №22 утверждено Положение о контрольно-счетной комиссии Алгайского муниципального образования. Согласно п. 1.1 Положения, контрольно-счетная комиссия является контрольным органом в структуре органов местного самоуправления и подотчетна только представительному органу муниципального образования. В соответствии с п. 3.1 Положения основными функциями контрольно-счетной Комиссии является: -проверка выполнения решений, обязательных для исполнения на территории муниципального образования, представительного органа муниципального образования, финансовой обоснованности гражданско-правовых сделок, совершенных органами местного самоуправления, а также выполнения требований Устава муниципального образования и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления; -осуществление контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении; определение эффективности и целесообразности расходов местного бюджета; осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективности его использования; проверка финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального района не реже чем один раз в год, а также по инициативе члена Комиссии, по решению представительного органа муниципального образования; -подготовка информации обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчета о результатах проверок перед представительным органом муниципального образования, разработка рекомендаций об устранении выявленных нарушений; -осуществление других полномочий в соответствии с Положением о Комиссии и решениями представительного органа муниципального образования. Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что с момента создания контрольно-счетной комиссии Алгайского МО по настоящее время Комиссия в нарушение действующего законодательства свои полномочия не осуществляла, проверки не проводила. В результате в нарушение ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ч. 1 ст. 14, ч. 1, 3 ст. 34, ч. 9, 10 ст. 35, ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Положения контрольно-счетной Комиссией свои полномочия не реализуются. При этом, реализация контрольно-счетной комиссией своих полномочий в полном объеме, проведение экспертиз всех проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства перед их утверждением, способствует более рациональному расходованию бюджетных средств. Бездействие контрольно-счетной комиссии Алгайского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области по проведению проверок нарушает экономические интересы муниципального образования - Алгайского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области, а также права неопределенного круга лиц - населения Алгайского МО Новоузенского муниципального района Саратовской области на обеспечение их нормальной жизнедеятельности. Данное бездействие может привести к злоупотреблению должностными лицами своими полномочиями и причинению существенного ущерба интересам неопределенного круга лиц и муниципального образования - Алгайского МО Новоузенского муниципального района Саратовской области. В соответствии со ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека, интересы муниципальных образований защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципальных образований. В силу статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их нрава и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Просят признать незаконным бездействие контрольно-счетной комиссии Алгайского МО Новоузенского MP Саратовской области в части не проведения проверок; обязать контрольно-счетную комиссию Алгайского МО Новоузенского муниципального района Саратовской области исполнять возложенные на неё Положением обязанности. В судебном заседании заместитель прокурора Новоузенского района Барулин М.А. полностью поддержал заявленные им исковые требования и просит их удовлетворить. Представитель ответчика - глава администрации Алгайского муниципального образования Артемова С.С. в судебное заседание не явился, однако представил суду письменное заявление о признании иска и рассмотрении дела в её отсутствие. Судом принято письменное признание иска главой администрации Алгайского муниципального образования Артемовым С.С. Выслушав заместителя прокурора Новоузенского района Барулина М.А., изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление заместителя прокурора Новоузенского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Алгайского муниципального района Саратовской области о признании бездействия администрации Алгайского муниципального образования незаконным подлежит удовлетворению. В судебном заседании установлено, что решением Совета Алгайского муниципального образования от 11.03.2009 г. №22 утверждено Положение о контрольно-счетной комиссии Алгайского муниципального образования. Согласно п. 1.1 Положения, контрольно-счетная комиссия является контрольным органом в структуре органов местного самоуправления и подотчетна только представительному органу муниципального образования. Однако с момента создания контрольно-счетной комиссии Алгайского МО по настоящее время Комиссия в нарушение действующего законодательства свои полномочия не осуществляла, проверки не проводила. Таким образом, бездействие контрольно-счетной комиссии Алгайского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области по проведению проверок нарушает экономические интересы муниципального образования - Алгайского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области, а также права неопределенного круга лиц - населения Алгайского МО Новоузенского муниципального района Саратовской области на обеспечение их нормальной жизнедеятельности. Данное бездействие может привести к злоупотреблению должностными лицами своими полномочиями и причинению существенного ущерба интересам неопределенного круга лиц и муниципального образования - Алгайского МО Новоузенского муниципального района Саратовской области. В соответствии со статьей 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. На основании выше изложенного суд приходит к выводу, что исковое заявление заместителя прокурора Новоузенского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд - Р Е Ш И Л : Признать бездействие администрации Алгайского муниципального образования Новоузенского Муниципального района Саратовской области в части не проведения проверок контрольно-счетной комиссией - незаконным. Обязать администрацию Алгайского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в полном объеме, обязав контрольно счетную комиссию исполнять, возложенные на неё Положением обязанности. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд через Новоузенский районный суд в течение десяти дней.