о признании права на назначение пенсии



Номер обезличен(1)2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22.10.2010 г. г. Новоузенск

Новоузенский районный суд Саратовской области в составе :

председательствующего судьи Денисова В.А.,

при секретаре Чапрасовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бардиной Е.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости, -

У С Т А Н О В И Л :

Бардина Е.В. обратился в районный суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области (далее УПФР) о перерасчете размера трудовой пенсии по старости с учетом заработной платы по партийному билету.

Свой иск истица Бардина Е.В. обосновала тем, что она 02.08.2010 г. обратилась в УПФР с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости с учетом заработной платы по партийному билету за период работы с января 1986 года по декабрь 1990 года в Новоузенском райкоме КПСС. Однако, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Новоузенском районе от 10.08.2010 г. № 348 ей было отказано в перерасчете размера трудовой пенсии по старости с учетом заработной платы по партийному билету. Комиссия полагает, что для подтверждения получения заработной платы могут быть представлены справки, выданные работодателем либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных документов. Документы Новоузенского райкома партии на хранение в архив не поступали. УПФР не принял в качестве документа, подтверждающую заработную плату с января 1986 года по декабрь 1990 года партийный билет. УПФР мотивирует отказ тем, что действующим законодательством не предусмотрен особый порядок установления среднемесячного заработка для лиц, первичные документы которых не сохранились, хотя пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы, о заработке которых утрачены. Из письма Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 г. следует, что в случае утраты первичных документов о заработке органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты и другие документы, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Считает решение комиссии от 10.08.2010 г. № 348 незаконным, поскольку оно существенно нарушает её права гарантированные Конституцией РФ. Просит суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан УПФР от 10.08.2010 г. № 348, в части перерасчета размера трудовой пенсии по старости с учетом заработной платы по партийному билету за период работы с января 1986 года по декабрь 1990 года в Новоузенском райкоме КПСС, обязав УПФР принять в качестве документа, подтверждающего её заработную плату по партийному билету № 22555126, выданный 30.06.1986 г. Новоузенским райкомом КПСС Саратовской области и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с момента обращения, то есть с 02.08.2010 года.

Представитель УПФР - Коровин О.П., действующая по доверенности с иском не согласна и пояснила суду, что пенсионное обеспечение граждан на всей территории Российской Федерации с 01.01.2002 г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статья 8 названного закона определяет условия назначения трудовой пенсии по инвалидности. В соответствии с п.2 ст.30 Закона, для установления размера трудовой пенсии по инвалидности учитывается стаж работника и размер заработной платы застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. На основании п.2 ст.20 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. В соответствии с п.2 ст.3 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 г.г. определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, а за любые 60 месяцев подряд - на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Поскольку в Законе четко указано, что к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий размер заработной платы пенсионера за определенные периоды времени, а таким документом, согласно Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии является справка о заработке, выдаваемая работодателем на основании первичных документов о заработной плате, действия УПФР, заключающиеся в отказе в приеме заявления Бардиной Е.В. о перерасчете пенсии по данным партийного билета, являются законными и обоснованными. Следовательно, требования Бардиной Е.В. удовлетворению не подлежат. В соответствии с п.2 ст.18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании данной нормы Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 17/19 пб утверждены правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, переход с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Также Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда от 27.02.2002 г. № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В соответствии с п.26 Перечня документов среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями или государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя справки выдаются его правопреемником, вышестоящим органом или архивной организацией, располагающими необходимыми сведениями. Кроме того, в указанной норме предусмотрены исключения, то есть какими иными документами может подтверждаться среднемесячный заработок лица. Среди данных исключений партийный билет не предусмотрен. Таким образом, в данном нормативно-правовом документе четко установлено, какими документами должен подтверждаться среднемесячный заработок лица. В свою очередь данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Ссылка Истицы на совместное письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 ноября 2001 г. является необоснованной, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым актом. В связи с тем, что оно не является нормативным актом, то закрепленные в нем положения не могут повлечь какие-либо правовые последствия - порождать, изменять или прекращать правоотношения в сфере пенсионного обеспечения. Кроме того, указанное письмо содержит исчерпывающий перечень причин утраты документов и имеет организационно - технический характер, поскольку устанавливает последовательность действий органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, основанных на законодательстве Российской Федерации, в тех случаях, когда за пенсией обращается гражданин, не имеющий возможности подтвердить среднемесячный заработок в соответствии с указанным выше порядком из-за утраты работодателем первичных документов о заработке. В числе этих действий: установление в комиссионном порядке факта произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия; установление факта отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета; оказание содействия потерпевшему работнику в предъявлении исковых требований к причинителю вреда. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случае наводнений, землетрясений, ураганов, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, для установления пенсии могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, из которых можно сделать вывод об его индивидуальном характере. Следовательно, подтверждение среднемесячного заработка на основании косвенных документов может осуществляться при утрате работодателем первичных документов о заработке работников вследствие причин, определенных в письме, только при назначении пенсии. Кроме того, в каждом случае территориальный орган ПФР должен сделать вывод о невозможности подтверждения среднемесячного заработка работника на основании сведений о среднемесячном заработке работника за другие периоды трудовой деятельности. Согласно статье 2 вступившего в силу 1 января 2002 года Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, для целей этого Федерального закона применяется понятие «установление трудовой пенсии - назначение трудовой пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой». Учитывая, что письмо от 27.11.2001. принято до вступления в силу Закона от 17.12.2001 г. «173-ФЗ, полагаем, что под термином «установление» пенсий в контексте данного письма следует понимать именно «назначение» пенсий. При этом назначенная (т.е. установленная) пенсия с учетом сведений о среднемесячном заработке работника не подлежит перерасчету на основании косвенных документов. Таким образом, партийный билет № 22555126 выданный Бардиной Е.В. 30.06.1986 г., не может быть принят в качестве документа, подтверждающего месячный заработок заявителя. В соответствии с п.1 ст.25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена ответственность за достоверность представленных в органы ПФР физическими и юридическими лицами сведений: физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных ими для установления и выплаты трудовой пенсии. В данном случае, для осуществления перерасчета пенсии должна быть представлена справка о заработной плате пенсионера, выданная работодателем, причем в данной справке в обязательном порядке указывается основание ее выдачи- лицевые счета, платежные ведомости и т.д. Данное обстоятельство не является случайным - именно только при наличии в справке основания ее выдачи возможно наступление ответственности выдавшей ее организации при недостоверности сведений, отраженных в данной справке. В свою очередь, партийный билет не является документом, выданным работодателем; в нем не содержится основание его выдачи, а соответственно в случае недостоверности содержащихся в них сведений невозможно определить ответственное лицо. Просит в иске Бардиной Е.В. отказать.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей ФИО7 и ФИО6, изучив материалы дела, суд считает, что иск Бардиной Е.В. к УПФР о перерасчете размера пенсии подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.17 Конституции РФ - в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст.39 Конституции РФ).

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ - Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

В судебном заседании установлено, что истица 02.08.2010 г. обратилась в УПФР с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости с учетом заработной платы по партийному билету за период работы с января 1986 года по декабрь 1990 года в Новоузенском райкоме КПСС. Однако, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Новоузенском районе от 10.08.2010 г. № 348 ей было отказано в перерасчете размера трудовой пенсии по старости с учетом заработной платы по партийному билету, поскольку документы Новоузенского райкома партии на хранение в архив не поступали.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела : решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в Новоузенском районе от 10.08.2010 г. № 348 об отказе истице в перерасчете размера трудовой пенсии по старости; архивной справкой от 22.03.2010 г. № Б-83/119 о заработной плате истицы за 1986-1987 г.г. -л.д.5, из которой видно, что размер заработной платы истицы за 1986-1987 г.г., согласно ведомостям соответствует размеру заработной платы указанных по месяцам в партийном билете; партийным билетом № 22555126, дата выдачи 30.06.1986 г. -л.д.9-12; трудовой книжкой истицы -л.д.13-20, из которой следует, что истица с 1986 года по сентябрь 1991 года работала в Новоузенском райкоме КПСС.

Эти обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО6, с которыми истица вместе работала в райкоме КПСС.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что единственным доказательством, получаемой истицей заработной платы в спорный период, с указанием конкретного размера является её партийный билет.

Письмо Минтруда РФ и ПФР от 27 ноября 2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 предусматривает, что в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Суд считает, что истицей были приняты все меры для получения справки о её заработной плате в спорный период, но положительных результатов добыто не было. Это не вина истицы, а установить лицо, которое должно было отвечать за сохранность всех бухгалтерских документов по райкому партии, также не представилось возможным, из-за отсутствия должностных лиц и каких-либо документов вообще. Поэтому в данном случае нарушено право истицы на перерасчет размера трудовой пенсии по старости, улучшающее её положение, которое может быть восстановлено лишь при принятии в качестве документа, подтверждающего истицы заработную плату, а именно партийного билета, а отсюда суд считает обязать УПФР принять в качестве документа, подтверждающего истицы заработную плату, а именно её партийный билет и произвести перерасчет размера трудовой пенсии.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан от 10.08.2010 г. № 348 Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области, в части перерасчета размера трудовой пенсии по старости Бардиной Е.В., с учетом заработной платы по партийному билету за период работы с января 1986 года по декабрь 1990 года в Новоузенском райкоме КПСС.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоузенском районе Саратовской области принять в качестве документа, подтверждающий заработную плату Бардиной Е.В. по партийному билету № 22555126, выданный 30.06.1986 г. Новоузенским райкомом КПСС Саратовской области и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с момента обращения, то есть с 02.08.2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд через Новоузенский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья : / В.А. Денисов. /