о возложении обязанности провести паспортизацию дорог местного значения ( в порядке ст. 45 ГПК РФ).



№ 2-608(1) /2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2012 года                                                                                          г.Новоузенск

       Новоузенский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи        Шутова Д.В.

при секретаре                                     Фоминой В.В.

с участием заместителя прокурора Новоузенского района            Барулина М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новоузенске гражданское дело по иску заместителя прокурора Новоузенского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Радищевского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности провести паспортизацию дорог местного значения, -

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Новоузенского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Указал, что в отношении автодорог <адрес> не произведена техническая паспортизация.. Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, оформляемый для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения. Указывает, что вследствие не проведения паспортизации нарушены Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования». Указывает на нарушение вследствие этого прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать ответчиков произвести паспортизацию данных автомобильных дорог в срок до 01.07.2013 г.

       Администрация Радищевского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области не согласна с заявленными требованиями и просит в их удовлетворении отказать по следующим обстоятельствам. Считают, что отсутствие технического паспорта на автодороги не влияет на техническое состояние дорог, а Типовая инструкция, на которую ссылается прокурор, является ведомственной, носит рекомендательный характер. Полагают, что ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливают в отношении органов местного самоуправления обязанности по обеспечению паспортизации автомобильных дорог. Считают недоказанным нарушение прав неопределенного круга лиц. Полагают, что удовлетворение иска приведет к перераспределению средств бюджета, нарушению прав органа местного самоуправления на самостоятельное планирование бюджета. Указывают, что работы по паспортизации автомобильных дорог проводятся поэтапно. Паспортизация автомобильных дорог включает в себя перечень работ, которые должны быть проведены в рамках его оформления. В том числе составление схемы дороги, карточки искусственных сооружений, сводные ведомости, ведомости наличия и технического состояния объектов на дороге. Формируются, параметры дороги, состояние покрытия и другие работы. Указывают, что для получения паспорта автомобильных дорог требуются большие затраты, которые не заложены в бюджет Новоузенского муниципального района Саратовской области.

      Исследовав доводы сторон, материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

       Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

       В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

       Таким образом, запрет на обращение в суд с исковыми требованиями на основании поступивших обращений граждан, для органов прокуратуры не установлен. Суд приходит к выводу, что прокурор имел необходимые полномочия для обращения в суд с исковыми требованиям, как в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так и в интересах граждан, и значительного числа граждан, на основании обращений, поступивших в прокуратуру.

       Согласно ст. 16 п.5 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

       В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 г., к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

       В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

       Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно действующего законодательства, автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

      Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Данные мероприятия проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

        Статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

       Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160, утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Согласно подпункта 4 пункта 15 Классификации работ, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

       Отсутствие технических паспортов на указанные в исковых заявлениях автомобильные дороги ответчиками не оспаривается.

       Содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа согласно указанных ранее нормативных правовых актов, относится к вопросам местного значения городского округа. Таким образом, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией того муниципального образования, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения. На основании ст.120 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.

       Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) была утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства. На настоящий момент данная инструкция не отменена Она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования муниципальными образованиями.

       Суд считает обоснованными доводы истца о том, что безопасность дорожного движения зависит от содержания автомобильных дорог общего пользования. Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Вследствие этого отсутствие паспортизация автомобильных дорог общего пользования влияет на безопасность дорожного движения, нарушает прав неопределенного круга лиц, условия обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах города.      Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения указанных прав граждан.

На этом основании, на администрацию Радищевского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области должна быть возложена обязанность произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения <адрес> С учетом того, что для выполнения данных требований ответчику необходимо установить финансирование проведения данных работ, а также организовать рассмотрение вопроса о включении данных расходов в бюджет на очередной финансовый год в ноябре 2012 года, суд считает возможным определить срок проведения администрацией Радищевского муниципального образования Новоузенского муниципального района паспортизации автомобильных дорог до 01.07.2013 года.

Руководствуясь ст. 191-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Радищевского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения в <адрес> в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в срок до 01.07.2013 года.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца после изготовления в окончательной форме через Новоузенский районный суд Саратовской области.

Судья:      Д.В.Шутов