Решение от 08.12.2010г. о взыскании убытков с изменением мер социальной поддержки



Дело №2-931/10                                                                                    РЕШЕНИЕ

                            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Н. Усмань                                                                                                       8 декабря 2010г.

Новоусманский районный суд Воронежской области в составе:           председательствующего: Андреещева Л.А.

при секретаре: Харсеевой О.П.,

с участием истицы Данько Н.П.,

представителя ответчика по доверенности Плехановой Е.А.,

представителей соответчиков по доверенностям Ботиной С.И. и Мекка К.С.,

представителя 3 лица по доверенности Гудиной Е.В,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Данько Натальи Петровны к Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству Обороны Российской Федерации и Военному комиссариату Воронежской области о признании незаконными действий Военного комиссариата Воронежской области, взыскании убытков и компенсации морального вреда.

                                           УСТАНОВИЛ:

        ДД.ММ.ГГГГ Данько Н.П. обратилась в Новоусманский районный суд к отделу Военного Комиссариата Воронежской области по Новоусманскому и Каширскому районам, Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Новоусманскому району Воронежской области и Управлению Федерального казначейства по Воронежской области с иском о взыскании убытков в размере 60 795 рублей и компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей.

В своем заявлении истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Новоусманского района ей было выдано удостоверение ветерана боевых действий, в соответствии с которым она имела право на пользование льготами, установленными п.3 ст.16 Федерального закона «О ветеранах». Полагая, что она относится к категории ветеранов боевых действий, указанных в п.п.1 п.1 ст.3 Закона «О ветеранах», имеющих право пользоваться льготами, предусмотренными п.1 ст.16 этого же закона, она обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой оказать содействие в изменении мер социальной поддержки. Поскольку ее жалоба была обоснованной, то после принятия мер прокурорского реагирования ей ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом было выдано другое удостоверение ветерана боевых действий, предоставляющее право пользоваться льготами, предусмотренными п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах». Учитывая, что по вине должностных лиц военного комиссариата она не имела возможности в период с декабря 2005 года по августа 2009 года получать ежемесячные денежные выплаты на общую сумму 60 795 рублей, она в своем заявлении просила в соответствии со ст.ст.15, 1069 ГК РФ взыскать с казны Российской Федерации указанную сумму, а также компенсировать ей моральный вред (л.д.3-4).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица в соответствии со ст.39 ГПК РФ предъявила заявление в котором просила обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Новоусманскому району произвести начисление за период с декабря 2005 года по августа 2009 года сумм ежемесячных денежных выплат и взыскать их с учетом индексации с Управления пенсионного фонда (л.д.24).

В судебном заседании 9 ноября истица предъявила заявление, в котором просила взыскать указанные суммы с Министерства обороны РФ, заявив, что отказывается от требований к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ (л.д.25-27).

Однако в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Данько Н.П. предъявила еще одно исковое заявление к Военному Комиссариату Воронежской области, Министерству обороны РФ и Управлению Федерального казначейства по Воронежской области, в котором, сославшись на те же обстоятельства, просила признать незаконными действия Военного комиссариата Воронежской области и взыскать убытки в сумме 60 795 рублей с учетом индексации и компенсацию морального вреда с Министерства обороны РФ и Управления Федерального Казначейства по Воронежской области за счет казны Российской Федерации (л.д.69-70).

В судебном заседании истица Данько Н.П., уточнив свои требования в части взыскания указанных сумм, просила взыскать их солидарно с Министерства Финансов РФ и Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации.

Она пояснила, что на основании трудового договора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняла обязанности товароведа в отделении военной торговли - войсковой части, находившейся в <адрес> и принимавшей участие в боевых действиях и поэтому должна относиться к категории лиц, перечисленных в п.п.1 п.1 ст.3 ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». В 2005 году она обратилась в Военный комиссариат Новоусманского района Воронежской области с заявлением о выдаче ей соответствующего удостоверения, однако в декабре того же года ей было выдано удостоверенное ветерана боевых действий, отнесенного к числу лиц, указанных в подпункте 6 п.1 этого же Закона (лица направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный срок), которые имеют право на меры социальной поддержки в меньшем объеме, нежели ветераны боевых действий, указанные в подпункте 1 п.1 ст.3 Закона «О ветеранах». Не согласившись с действиями сотрудников Военного комиссариата района, она обращалась с жалобами в различные инстанции и лишь после обращения в Генеральную прокуратуру РФ были приняты меры прокурорского реагирования и 14 августа 2009 года ей было выдано удостоверение ветерана боевых действий, имеющего право пользоваться льготами, установленными п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах». В результате неправомерных действий работников военного комиссариата Новоусманского района она понесла убытки на сумму 60 795 рублей, которые были недополучены ей в период с января 2006 года по август 2009 года в виде ежемесячных денежных выплат.

Представитель ответчика (Министерства Финансов РФ) по доверенности Плеханова Е.А. пояснила, что Министерство Финансов РФ не признает требований истицы, поскольку не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Она пояснила, что в соответствии со ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Поскольку согласно п.3 ст.158 Бюджетного Кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам соответственно к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, то надлежащим ответчиком будет Министерство обороны РФ.

Представитель соответчика (Министерства обороны Российской Федерации) по доверенности Мекка К.С. также не признал требований истицы, поскольку считает, что она не может быть отнесена к категории ветеранов боевых действий перечисленных в подпункте 1 п.1 ст.3 ФЗ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», а соответствующее удостоверение на право пользоваться льготами, предоставляемыми таким лицам (п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах»), ей было выдано на основании представления Военного прокурора Воронежского гарнизона от 6 июля 2009 года, которое своевременно не было оспорено. Кроме того, по мнению представителя, истицей без уважительных причин пропущен срок исковой давности обращения в суд с настоящим иском, начало течения которого следует исчислять с 15 декабря 2005 года, то есть со дня выдачи Данько Н.П. первого удостоверения. При этом следует учитывать, что ветеран боевых действий вправе получать денежный эквивалент мер социальной поддержки лишь со следующего года после подачи в соответствующее учреждение Пенсионного фонда заявления об отказе от получения набора социальных услуг и выплате ему взамен денежной компенсации.

Представитель Военного комиссариата Воронежской области по доверенности Ботина С.И. считает требования истицы не обоснованными, так как, по ее мнению, истица Данько Н.П. не вправе пользоваться льготами, которые предоставляются ветеранам боевых действий, указанным в п.п.1 п.1 ст.3 Закона «О ветеранах» и первоначальное удостоверение в декабре 2005 года было ей выдано на законных основаниях.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве 3 лица ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Новоусманскому району по доверенности Гудина Е.В. суду пояснила, что меры социальной поддержки истице по делу как ветерану боевых действий были предоставлены на основании ее заявления и в настоящее время она получает денежный эквивалент мер социальной поддержки.

Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В шести подпунктах пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» перечислены лица, которые относятся к ветеранам боевых действий.

В ст.16 Закона «О ветеранах» указаны различные меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в зависимости от того, к какой категории ветеранов относятся те или иные лица, перечисленные в подпунктах 1-6 п.1 ст.3 этого же закона.

Так ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 1 п.1 ст.3 Закона, в отличие от ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 6 этого же пункта, имеют право на льготы по пенсионному обеспечению.

Судом установлено, что 15 декабря 2005 года Военным комиссариатом Новоусманского района истице по делу было выдано удостоверение за , согласно которого она имела право на льготы, установленные п.3 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ истице Данько Т.П. Военным комиссариатом Новоусманского и Каширского районов Воронежской области было выдано удостоверение за из которого следует, что она имеет право на льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.7).

Доводы истицы о том, что Военным комиссариатом Новоусманского района она была незаконно отнесена к категории лиц, указанных в п.п.6 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах», а не к ветеранам боевых действий, указанным в п.п.1 п.1 этой же статьи закона «О ветеранах», подтверждается представлением Военного прокурора Воронежского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ. В этом представлении указано о нарушении прав и законных интересов Данько Т.П. со стороны работников военного комиссариата и предлагалось незамедлительно принять меры к выдаче ей другого удостоверения ветерана боевых действий. При этом, вопрос о привлечении должностного лица военного комиссариата к дисциплинарной ответственности не был поставлен в связи с непродолжительным сроком его нахождения на занимаемой должности (л.д.83-84).

Следовательно, требования истицы о признании неправомерными действий должностного лица Военного комиссариата подлежат удовлетворению.

Согласно ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с Положением «О военных комиссариатах», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 года №1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской федерации, муниципальных образований и входят в состав военных округов. При этом военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами. Районные военные комиссариаты таковыми не являются.

Поскольку Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, то вред причиненный гражданину в результате незаконных действий должностных лиц работников военных комиссариатов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

Согласно ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Следовательно, надлежащим ответчиком по данному делу будет являться Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Воронежской области.

В соответствии со ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются, помимо прочего, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

В соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан РФ, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 года №294, назначение ежемесячных денежных выплат лицам, относящимся к категории «Ветеран боевых действий», производиться со дня приема заявления. То есть указанные выплаты носят заявительный характер.

Согласно ст.6.1. Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», истица по делу как ветеран боевых действий имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии со ст.6.3. этого же закона, допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона. При этом гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Из представленного суду письма ГУ - Управление ПФ РФ по Новоусманскому району Воронежской области от 16 ноября 2010 года следует, что лицам, имеющим право на льготы, предусмотренные п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» с 1 января по 31 марта 2006 года была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 1 166рублей, с 1 апреля 2006 года по 31 марта 2007 года - 1 265,11 рублей, с 1 апреля 2007 года по 31 марта 2008 года - 1 359,99 рублей, с 1 апреля по 30 июня 2008 года - 1 476 рублей, с 1 июля 2008 года по 31 марта 2009 года - 1 503 рублей и с 1 апреля 2009 года по 31 марта 2010 года по 1 699 рублей. В указанные суммы включена стоимость набора социальных услуг (л.д.99).

Таким образом, с января 2006 года по август 2009 года истица по делу не имела возможности пользоваться мерами социальной поддержки, а именно набором социальных услуг и ежемесячных денежных выплат и поэтому понесла убытки.

Поскольку действующим законодательством предусмотрено право ветерана боевых действий на получение денежного эквивалента набора социальных услуг, то размер убытков определяется суммой ежемесячных денежных выплат, с учетом включения в них денежного эквивалента набора социальных услуг. За период с января 2006 года по июль 2009 года эта сумма составит 59 726,20 рублей.

Вместе с тем, при отсутствии у истицы по делу права на получение с января 2006 года денежного эквивалента набора социальных услуг, ее требования об индексации не подлежат удовлетворению.

Доводы представителя Министерства обороны РФ о пропуске истицей срока исковой давности, по мнению суда, неубедительны, поскольку при отсутствии судебного спора, незаконность действий должностных лиц Военного комиссариата был установлен лишь в 2009 году и подтверждается самим фактом выдачи истице по делу 14 августа 2009 года другого удостоверения ветерана боевых действий.

Не подлежат удовлетворению также требования истицы о компенсации морального вреда, поскольку в соответствии со ст.151 ГК РФ, компенсация морального вреда может быть возложена на нарушителя в случае если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

                              РУКОВОДСТВУЯСЬ: ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                  РЕШИЛ:

        Признать незаконными действия Военного комиссариата Воронежской области в лице военного комиссариата Новоусманского района Воронежской области по выдаче Данько Наталье Петровне 15 декабря 2005 года удостоверения ветерана боевых действий, имеющего право на льготы, установленные п.3 ст.16 Федерального закона «О ветеранах».

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Данько Наталье Петровне убытки в размере 59 726,20 рублей и расходы по госпошлине 2 023,85 рублей, всего 61 750 рублей.

Требования истицы к Министерству обороны Российской Федерации, а также требования о взыскании суммы индексации и компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                                                   

     

-32300: transport error - HTTP status code was not 200