ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Н. Усмань «10» мая 2011 г. Новоусманский районный суд Воронежской области в составе: председательствующей судьи Межовой О.В., при секретаре Анохиной Н.А., с участием помощника прокурора Щепкиной О.Ю., представителя ответчика Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области Долгополовой Н.В. по доверенности № 883 от 18.03.2011, представителя ответчика заведующей Новоусманского детского сада № 2 - Овцыновой Т.В., представителя ответчика заведующей Никольской средней школы - Фурсовой М.Г., представителя ответчика заведующей Масловской средней школы - Мельковой В.Е., представителя ответчика заведующей Новоусманской средней школы № 3 - Потаниной Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоусманского района Воронежской области (в интересах неопределённого круга лиц) к муниципальному образовательному учреждению Бабяковская СОШ № 1 средняя общеобразовательная школа Новоусманского района Воронежской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Новоусманский детский сад № 2», муниципальному образовательному учреждению «Новоусманская средняя школа № 3», муниципальному образовательному учреждению «Никольская средняя общеобразовательная школа», муниципальному образовательному учреждению «Масловская средняя общеобразовательная школа», администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области о понуждении оборудовать здание школы устройством молниезащиты, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Новоусманского района Воронежской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга граждан к муниципальному образовательному учреждению Бабяковская СОШ № 1 средняя общеобразовательная школа Новоусманского района Воронежской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Новоусманский детский сад № 2», муниципальному образовательному учреждению «Новоусманская средняя школа № 3», муниципальному образовательному учреждению «Никольская средняя общеобразовательная школа», муниципальному образовательному учреждению «Масловская средняя общеобразовательная школа», администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области о понуждении оборудовать здание школы устройством молниезащиты (в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ Бабяковская СОШ № 1 средняя общеобразовательная школа Новоусманского района Воронежской области, МДОУ «Новоусманский детский сад № 2», МОУ «Новоусманский средняя школа № 3», МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Масловская средняя общеобразовательная школа». В ходе проверки установлено, что здания МОУ Бабяковская СОШ № 1 средняя общеобразовательная школа Новоусманского района Воронежской области, МДОУ «Новоусманский детский сад № 2», МОУ «Новоусманская средняя школа № 3», МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Масловская средняя общеобразовательная школа» не оборудованы устройствами молниезащиты. Основными задачами школы являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Федеральный закон о 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организациями), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Согласно ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Так, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется согласно Федеральному закону от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно ст. 48 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются указанным Федеральным законом. Правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров определяются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. В статье 50 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. В судебном заседании помощник прокурор Щепкина О.Ю. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Представитель ответчика Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области Долгополова Н.В., исковые требования признала, и суду показала, что бюджет администрации дефицитный и целевой. Необходимую статью расходов можно будет заложить на следующий год. Представители ответчика - заведующая Новоусманского детского сада № 2 - Овцынова Т.В., заведующая Никольской средней школой - Фурсова М.Г., заведующая Масловской средней школой - Мелькова В.Е., заведующая Новоусманской средней школой № 3 - Потанина Л.В. исковые требования признали. Представитель ответчика - муниципальное образовательное учреждение Бабяковская СОШ № 1 средняя общеобразовательная школа не явился в судебное заседание, хотя о слушании дела извещался своевременно и надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Однако, для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты, необходимой денежной суммой для приобретения и устройства молниезащиты образовательное учреждение не располагает. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на установку молниезащиты здания, наличие субсидиарной ответственности администрации Новоусманского муниципального района по обязательствам как учредителя МОУ Бабяковская СОШ № 1 средняя общеобразовательная школа Новоусманского района Воронежской области, МДОУ «Новоусманский детский сад № 2», МОУ «Новоусманская средняя школа № 3», МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Масловская средняя общеобразовательная школа», руководствуясь ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», расходы по оборудованию здания школы молниезащитой следует возложить также на администрацию Новоусманского муниципального района за счет средств бюджета данного муниципального образования. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления. Исходя из изложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. РУКОВОДСТВУЯСЬ: ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать муниципальные образовательные учреждения: 1. Муниципальное образовательное учреждение Бабяковская СОШ № 1 средняя общеобразовательная школа Новоусманского района Воронежской области; 2. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новоусманский детский сад № 2»; 3. Муниципальное образовательное учреждение «Новоусманская средняя школа № 3»; 4. Муниципальное образовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа»; 5. Муниципальное образовательное учреждение «Масловская средняя общеобразовательная школа» и администрацию Новоусманского муниципального района Воронежской области оборудовать здания устройством молниезащиты в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней. Судья: