О признании действий незаконными и возложении обязанности, предусмотренной законом



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ в городе Новый Уренгой Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненец­кого автономного округа в составе председательствующего судьи Белоусова А. В., при секретаре Никитиной Е. Г., с участием прокурора Спиридонова В. И., представителя ответчика Катаева С. А., рассмотрев в открытом судебном заседании граж­данское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью “Газпром энерго” о признании действий незаконными и возложении обязанности, предусмотренной законом,

установил:

В суд поступило исковое заявление Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью “Газпром энерго” (далее по тексту – ООО “Газпром энерго”) с требованием о признании действий незаконными и возложении обязанности. В обоснование иска указано, что решением Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ ответчику предоставлен в водопользование водный объект – река Собет-Яха (водосбросная площадь <адрес>, бассейн Тазовской губы) для сброса сточных вод. При этом в нарушение требований водного законодательства ответчик использует указанный поверхностный водный объект для сброса без надлежащей очистки сточных вод от загрязняющих веществ, что установлено в результате учёта качества сточных (дренажных) вод за 2010 год. Данный факт создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. В связи с этим Ямало-Ненецким природоохранным прокурором заявлены исковые требования о признании незаконными действия ответчика по сбросу в реку Собет-Яха (водосбросная площадь <адрес>, бассейн Тазовской губы) загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в части, превышающей установленные предприятию допустимые концентрации загрязняющих веществ, указанных в разрешении на сбросы и о возложении на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленного разрешением о предоставлении водного объекта в пользование.

В судебном заседании прокурор Спиридонов В. И. на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика ООО “Газпром энерго” Катаев С. А. (действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признал. Подтвердил, что в 3 квартале 2010 года уровень загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в указанный водный объект, превышал уровень, допускаемый решением о предоставлении водного объекта в пользование. Вместе с тем заявил, что в настоящее время в Салехарде оформляется новое разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (на 2011 год), по которому содержание загрязняющих веществ, сбрасывавшееся в 3 квартале 2010 года, не будет превышать допустимые нормативы. В настоящее время представить этот документ не может.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Катаев С. А. (действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) иск природоохранного прокурора также не признал, указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ утверждён новый Норматив допустимого сброса, согласно котором содержание загрязняющих веществ не должно превышать следующие показатели: азот нитратов: 20,1 г/м3, взвешенные вещества – 9 г/м3. По результатам первого квартала 2011 года содержание вредных веществ в сбрасываемых сточных водах не превышает НДС. Показатели ДД.ММ.ГГГГ также не превышают пределов НДС, установленных с ДД.ММ.ГГГГ. Фактически в водный объект в 3 квартале 2010 года попадало меньше загрязняющих веществ, чем было рассчитано. Также указал, что ООО “Газпром энерго” активно проводит модернизацию устаревшего оборудования, внедряет новейшие технологии очистки, разработаны планы снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты после очистки на КОС в 2011-2015 г.г.

Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследо­вав и оценив мате­риалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч. 1, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4), разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В разрешениях на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, показатели сброса загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) (т/год; Бк/год) и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов; в пределах установленных лимитов на сбросы (пункт 4.2).

Как установлено, в соответствии с уставом ООО “Газпром энерго” осуществляет следующие основные виды деятельности: оказание услуг водоснабжения (добыча, забор, очистка, передача и распределение) питьевой, фильтрованной, технической, речной водой; оказание услуг водоотведения (удаление, утилизация и обработка сточных вод, других бытовых и производственных отходов); эксплуатация передающих электрических, тепловых сетей, сетей водоснабжения, канализации и водозаборных сооружений (л. д. 33).

Решением о предоставлении водного объекта в пользование Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ .00.00.000-Р-РСБХ-С-2009-00366/00 ООО “Газпром энерго” предоставлен в водопользование водный объект – река Собет-Яха (водосбросная площадь <адрес>, бассейн Тазовской губы) для сброса сточных вод. Данным решением также установлено максимальное количество загрязняющих веществ в сточных водах по видам загрязняющих веществ, в частности, установлено, что содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать следующие показатели: азот нитратов (нитрат-анион) – 12,29 г/м куб.; взвешенные вещества – 7,25 г/м куб. Показатели качества сточных вод в соответствии с разрешением на водопользование, должны определятся инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений (л. д. 13-19).

Вместе с тем по результатам ДД.ММ.ГГГГ сброс ответчиком загрязняющих веществ в водный объект был превышен и фактически составил: азот нитратов (нитрат-анион) – 15,55 мг/л; взвешенных веществ – 8 мг/л.; всего сброшено сточных вод 38,433 тыс. м. куб. Это обстоятельство подтверждается формой отчётности (сведения, полученные в результате учёта качества сточных (дренажных) вод за 2010 год (л. д. 20-30)), поэтому суд считает установленным факт сброса ответчиком в вышеназванный водный объект в сточных водах загрязняющих веществ, в объёмах, превышающих установленные нормативы.

Доводы представителя ответчика о том, что показатели третьего квартала 2010 года не превышают НДС, установленного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты во внимание, поскольку изменение нормативов в 2011 году не исключает противоречие закону и подзаконным актам действий ответчика по сбросам сточных вод с превышением нормативов допустимого сброса в 3 квартале 2010 года. Утверждение в отзыве ответчика о том, что фактически в водный объект в 3 квартале 2010 года попадало меньше загрязняющих веществ, чем было указано в форме отчётности (сведения, полученные в результате учёта качества сточных (дренажных) вод за 2010 год), несостоятельно ввиду его голословности.

Согласно ч. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц или Российской Федерации.

Таким образом, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к выводу, что нарушение ответчиком природоохранного законодательства нарушает интересы Российской Федерации, как собственника реки Собет-Яха, а также права неопределённого круга граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст.ст. 41, 42 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах суд находит что иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, предъявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ к ответчику ООО “Газпром энерго”, обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд учитывает, что в случае, если ООО “Газпром энерго” будет действительно получено новое разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду на 2011 год с иными значениями допустимых содержаний загрязняющих веществ, действия ответчика по сбросу сточных вод в соответствии с новыми нормативами будут являться правомерными и соответствовать как требованиям прокурора, так и решению суда.

Срок устранения нарушений, указанный прокурором, суд находит разумным.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учётом требований ст. 33317, 33319, п. 9 ч. 1 ст. 33336 НК РФ сумма государственной пошлины при удовлетворении иска неимущественного характера составит 4.000 рублей, которые в соответствии со ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ следует взыскать с ООО “Газпром энерго” в бюджет муниципального образования <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью “Газпром энерго” по сбросу сточных вод в водный объект – река Собет-Яха (водосбросная площадь реки Пойлово-Яха, бассейн Тазовской губы) с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ .00.00.000-Р-РСБХ-С-2009-00366/00.

Обязать общество с ограниченной ответственностью “Газпром энерго” с ДД.ММ.ГГГГ осуществлять сброс сточных вод в водный объект – река Собет-Яха (водосбросная площадь реки Пойлово-Яха, бассейн Тазовской губы) с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленные действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Газпром энерго” государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования <адрес> в размере 4.000 (четыре тысячи) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней со дня его вынесения в суд <адрес> путём подачи кассационной жалобы че­рез Новоуренгойский городской суд.

Председательствующий: (подпись)

Копия верна: (судья Белоусов А. В.)