о предоставлении во внеочередном порядке на состав семьи жилого помещения на условиях договора социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Прониной Т.М., при секретаре Хахуда Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыкасова Михаила Сергеевича о предоставлении во внеочередном порядке на состав семьи жилого помещения на условиях договора социального найма,

установил:

Лыкасов М.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Новый Уренгой о возложении обязанности на Администрацию города Новый Уренгой по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, общей площадью не менее 60 кв.м..

В обоснование иска указано, что с 1982года истец работает и проживает в <адрес> г. Новый Уренгой. Первоначально семья проживала в вогон-городке. В 1983г. по месту работы в МК-5 треста «Уралстроймеханизация» ему было предоставлено жилое помещение- <адрес> по ул. Новая в р-не Короотчаево, где семья проживала до 1990г. В июле 1990гожа по месту работы в порядке улучшения жилищных условий ему было предоставлено спорное жилое помещение., на право вселения выдан ордер. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошел пожар, вследствие чего занимаемое им и членами его семьи жилое помещение сгорело. Истец полагают, что приобрел право пользования по договору социального найма жилым помещением по адресу: г. Новый Уренгой, <адрес>. Другое жилое помещение на условиях социального найма Администрацией г. Новый Уренгой взамен сгоревшего им предоставлено не было. Его обращение в Администрацию города о предоставлении жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного оставлено без удовлетворения. Просит обязать Администрацию города Новый Уренгой предоставить ему на состав семьи 4 человека, включая жену, сына и внука взамен пострадавшего от пожара, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 60 кв.м. в черте г. Новый Уренгой.

Истец Лыкасов М.С. в судебном заседании иск поддержала по тем же основаниям, которые изложены в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что проживал в жилом помещении –кв.2 <адрес> г. Новый Уренгой с 1990года по январь 2011года. Жилое помещение было предоставлено ему предприятием с которым он состоял в трудовых отношениях в порядке очередности. По месту жительства семью зарегистрировали позже. До 14.11. 2001года его семья постоянно проживала по указанному адресу, была зарегистрированы в нем по месту жительства. На его имя был открыт финансовый лицевой счет, он исправно оплачивала жилищно-коммунальные услуги, наем. 14.11 2011 года в доме произошел пожар, уничтожен огнем весь дом, остался только его остов. После пожара Администрацией города Новый Уренгой им временно было предоставлено жилое помещение, где права пользования семья не приобрела. Он и члены его семьи в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, не состоят, малоимущими не признаны, он не обращался с заявлением о признании дома непригодным для проживания. Полагает, что пользовался прежним жилым помещением на <адрес> на условиях социального найма и в связи с признанием жилья непригодным от пожара имеет право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма.

Представитель истца -адвокат Крылова О.Г, действующая по ордеру, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, полагает, что имеются основания для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке.

Третье лицо ФИО2 поддержала доводы истца.

Третье лицо ФИО3, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Лыкасова А.А., в судебном заседании участия не принимал, извещен. На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой Заличева Н.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в иске отказать. Суду пояснила, что жилой <адрес> г. Новый Уренгой находится в муниципальной собственности МО г. Новый Уренгой. Указанное жилое помещение в установленном жилищным законодательством порядке истцу не предоставлялось. Истец на момент предоставления жилого помещения с предприятием, выдавшим ордер, в трудовых отношениях не состоял. Органы местного самоуправления решения о предоставлении истцу жилого помещения не принимали, ордер не выдавали. Истец право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма не приобрел. Истец в очереди лиц, малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке нет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.

На момент возникновения жилищных правоотношений между сторонами действовал ЖК РСФСР. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие ЖК РФ.

Согласно ст.6 ЖК РФ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Суд полагает, что правоотношения между сторонами по делу длящиеся, следовательно, к ним применяются как нормы ЖК РСФСР, так и нормы ЖК РФ в части прав и обязанностей, возникших после ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человеке и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.

В соответствии со ст.ст. 11, 18 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. ст. 17, 28 ЖК РСФСР управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда на условиях договора найма жилого помещения.

В силу ст. 43, 47 ЖК РСФСР жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, Совета народных депутатов.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, работникам медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями. Коллективы которых они непосредственно обслуживают, наравне с рабочими и служащими этих предприятий, учреждений, организаций.

На право вселения органами местного самоуправления выдавался ордер и заключался договор найма жилого помещения.

Согласно ст. 10 ЖК РСФСР жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

В соответствии со ст. ст. 50, 51 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а при её отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер.

Судом установлено, что истец Лыкасов М.С. с 1982 года по настоящее время проживает и работает в р-не Коротчаево г. Новый Уренгой.

В период с 1982года по 1994год Лыкасов М.С. состоял в трудовых отношениях с МК-5 треста «Ураслстроймеханизация».

Первоначально истцу по месту работы из ведомственного жилищного фонда было предоставлено жилое помещение- <адрес> по ул. Новая в р-не Коротчаево г. Новый Уренгой, где семья истца проживала и была зарегистрирован по месту жительства.

Вселение истца в указанное жилое помещение осуществлялось на основании ордера от 23.11. 1994года, выданного предприятием, утвержденного председателем исполкома Коротчаевского поселкового совета народных депутатов.

Из пояснений истца Лыкасова М.С., третьего лица ФИО2, представителя истца, свидетелей Прокошевой А.Г., Букиной Т.В., поквартирной карточки следует, что в июле 1990года истцу Лыкасову М.С. в порядке улучшения жилищных условий по месту работы в МК-5 треста «Уралстроймеханизация » было предоставлено жилое помещение в виде квартиры по адресу: <адрес> ( ныне <адрес>, в которой ФИО2 постоянно проживали с июля 1990года и были в 1998году зарегистрированы по месту жительства. Данная квартира находилась в ведении МК-5 треста «Ураслтроймеханизация».

Ст. 43 ЖК РСФСР предусматривала, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского совета народных депутатов.

Исходя из положений ст. ст. 47 ЖК РСФР, основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер на жилое помещение.

На момент предоставления Лыкасову М.С. жилого помещения оно являлось свободным от прав третьих лиц, относилось к государственному жилищному фонду, жилые помещения которого в соответствии со ст. 10 ЖК РСФСР предоставлялись в бессрочное пользование.

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ -В08-77, отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя жилого помещения само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.

Своевременное оформление жилищных правоотношений по использованию жилищного фонда является обязанностью собственника жилищного фонда, а поэтому невыполнение такой обязанности, в связи с бездействием должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за оформление жилищных прав граждан, не может повлечь для истцы и членов ее семьи утраты Конституционного права на жилище, установленного ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Более того, в соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 5 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров следует иметь в виду, что отказ в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ), в частности действий, имеющих своей целью причинить вред другим лицам.

Судом не установлено каких-либо злоупотреблений правом со стороны истцов.

В связи с изложенным выдача ордера на спорное жилое помещение позже фактического предоставления истцам жилого помещения не может ограничивать права истцов.

Более того, наличие у истца регистрации по месту жительства в <адрес> г. Новый Уренгой является подтверждает об имевших место правоотношений по пользованию квартирой.

Таким образом, указанное жилое помещение фактически было предоставлено Лыкасову М.С. как работнику данного предприятия и членам его семьи на условиях бессрочного найма.

То обстоятельство, что жилое помещение было предоставлено Лыкасову М.С. на основании ордера неустановленного образца не может повлиять на жилищные права истца.

Таким образом, суд полагает установленным предоставление жилого помещения по адресу: г. Новый Уренгой, район Коротчаево, <адрес>( ранее <адрес>) Лыкасову М.С. и членам его семьи в порядке, предусмотренном жилищным законодательством РСФСР, то есть в постоянное пользование на условиях договора социального найма.

Распоряжением Главы города г. Новый Уренгой -р от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> принят из государственной собственности, находившейся в пользовании ОАО «Ураслтроймеханизация» в муниципальную собственность МО г. Новый Уренгой, включен в реестр муниципального имущества..

Согласно экспликации общая площадь <адрес> г. Новый Уренгой составляла 54, 4 кв.м.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОД ОДН по МО г. Новы й Уренгой ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом <адрес> г. Новый Уренгой. В результате пожара повреждено строение дома по всей площади, огнем повреждена <адрес> находящееся в ней имущество по всей площади.

Судом установлено, что в установленном законом порядке ранее занимаемое истцом жилое помещение непригодным для проживания не признано, собственником- Администрацией города Новый Уренгой решения о сносе дома не принималось.

В соответствии с ч. 1 ст. 52, ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, обязательным условием возникновения у лица права на предоставление жилья во внеочередном порядке взамен признанного непригодным для проживания является нахождение указанного гражданина на муниципальном учёте лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ обязанность доказывания данного обстоятельства лежит на истице.

Однако подобные доказательства истцом по настоящему делу на предоставлены, материалы дела указывают на то, что заявление о постановке в очередь лиц малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий истцам подано ДД.ММ.ГГГГ, после возбуждения дела в суде и установленный законом срок для принятия решения у ответчика ко дню вынесения решения не истек.

Судом установлено, что истец и члены его семьи на муниципальном учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят и не состояли ранее, доказательств, свидетельствующие о том, что истцу было отказано во включении в список для внеочередного получения жилой площади, суду не предоставлены.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для применения положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой на Администрацию города Новый Уренгой может быть возложена обязанность предоставления Лыкасову М.С. жилого помещения по договору социального найма вне очереди, не имеется.

В соответствии со статьями 84, 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ выселение из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма производится в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Выселение в таком случае производится в судебном порядке по иску наймодателя.

Следовательно, гражданам, не состоящим на учёте нуждающихся в жилье и проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, жилые помещения могут быть предоставлены только в случае их выселения в связи со сносом, реконструкцией, капитальным ремонтом или переоборудованием дома.

В соответствии с ч. 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (далее - Положение).

В соответствии с п. 7 указанного Положения, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 49 указанного Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Исходя из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что признание дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу является компетенцией соответствующей межведомственной комиссии, а вопрос о сроках сноса жилого дома является исключительной компетенцией собственника жилого помещения, который в случае признания в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу принимает решение о дальнейшем его использовании и сроках отселения физических лиц.

В силу указанных норм определение срока отселения физических и юридических лиц из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является компетенцией органа местного самоуправления, в данном случае Администрации города Новый Уренгой.

В соответствии с п. 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

То есть вопрос о законности действий (бездействия) органа местного самоуправления по отселению лиц, проживающих в жилом помещении, признанном непригодном для проживания, в отличие от гражданско-правового спора о предоставлении жилого помещения вне очереди, является иным по своей правовой природе, поэтому подлежит разрешению в ином порядке.

Довод истца о нарушении его права на жилище, гарантированного ст. 40 Конституции РФ, не может быть принят во внимание, так как механизм реализации права на жилище регламентирован нормами ЖК РФ, которые в данном случае органом местного самоуправления нарушены не были.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Лыкасова М.С. к Администрации города Новый Уренгой о предоставлении жилого помещения не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Отказать Лыкасову Михаилу Сергеевичу в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации города Новый Уренгой о предоставлении на состав семьи 4 человека, включая ФИО2, ФИО3, Лыкасова Алексея Алексеевича во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 60 кв.м.

На решение может быть подана кассационная жалоба в суд <адрес> через городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Т.М.Пронина

Копия верна: судья Т.М.Пронина