о возложении обязанности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Новоуренгойский городской суд Ямало – <адрес> в составе:

Председательствующего – федерального судьи Аникушиной М. М.

При секретаре Габерман О. И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Новоуренгойский транспортный прокурор Уральской транспортной прокуратуры обратился в Новоуренгойский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга к ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд»: л.д. 3-6. В обоснование указывает, что Новоуренгойской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению Соловьева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения законодательства о защите прав потребителей в части отсутствия в аэровокзале аэропорта <адрес> бесплатных туалетов. Проверкой установлено, что в зале вылета (прилета) аэропорта <адрес> функционируют две туалетные комнаты, за пользование которыми взимается плата в размере 15 рублей, что влечет нарушение прав потребителей, пользующихся услугами аэропорта <адрес>, согласно Отраслевого стандарта «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах». Согласно абзаца 2 подпункта «з» пункта 5 Отраслевого стандарта, залы должны быть оборудованы необходимым количеством мебели в соответствии с пропускной способностью аэропорта, туалетами. В результате бездействия ответчика, выражающегося в неисполнении норм, предусматривающих предоставление обязательных услуг в аэропортах, нарушаются права граждан, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей. Просит обязать ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» обеспечить наличие в помещениях залов ожидания прилета (вылета) аэропорта <адрес> бесплатных туалетных комнат; установить срок выполнения данных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Новоуренгойского транспортного прокурора Павловская Е.В. поддержала заявленные требования в полном объеме; пояснила, что проверка была проведена по заявлению Соловьева; на момент проверки в здании аэропорта <адрес> имелись 2 платных туалета, на территории – 2 платных туалета; у граждан не был альтернативы, что нарушало их права; данное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд; в настоящее время нарушение устранено.

Представитель ответчика ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» Панкратов О.В., действующий на основании доверенности, возражает против удовлетворения искового заявления; пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ поступил запрос Новоуренгойской транспортной прокуратуры о предоставлении информации по туалетам; сообщили, что в аэровокзальном комплексе бесплатно функционируют 4 туалета, из них 2 находятся в блоке прилета внутренних авиалиний, 2 – в блоке дополнительного обслуживания; исковое заявление голословно, т.к. аэропорт не нарушил права потребителей.

Определением суда к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Соловьев А.А.: л.д. 1-2.

В судебное заседание Соловьев А.А. не явился; судом извещен о времени и месте судебного заседания; от него поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия; исковые требования Новоуренгойской транспортной прокуратуры поддерживает в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Новоуренгойский транспортный прокурор настаивает на том, что ответчик ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» обязан обеспечить наличие бесплатных туалетных комнат в помещениях залов ожидания прилета (вылета) аэропорта <адрес>.

В соответствии с п. 3 ст. 40 Воздушного кодекса РФ, аэропортом является комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Под обслуживанием воздушной перевозки следует понимать обслуживание пассажира воздушного судна с момента прохождения им предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром, согласно понятия воздушной перевозки, установленного Воздушным кодексом РФ

Залы ожидания прилета, вылета входят в зоны аэровокзала аэропорта <адрес>, который предназначен для обслуживания воздушных перевозок пассажира воздушного судна.

Согласно ст. 64 Воздушного кодекса РФ, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

Аэропорт <адрес> входит в состав ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд».

Согласно «Перечня аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах РФ», утвержденного приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ , за предоставление основных сооружений и зданий аэропортов и обеспечение в аэропортах обязательных комплексов работ (услуг) по обслуживанию воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и технологией обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов устанавливаются аэропортовые сборы.

Аэропортовые сборы устанавливаются в авиапредприятиях, в состав которых входят аэропорты, и в самостоятельных аэропортах Российской Федерации независимо от форм собственности, имеющих сертификаты и лицензии на обслуживание воздушных судов.

Согласно п. 2.4 указанного Перечня за пользование аэровокзалом устанавливается сбор за обслуживание пассажиров в зоне и здании аэровокзала в соответствии с установленной технологией, включая: обслуживание убывающих пассажиров с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации и обслуживание прибывающих пассажиров с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта (предоставление, содержание и обслуживание привокзальной площади, помещений и зон аэровокзала: вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания, помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается), информационное обеспечение пассажиров и т.д.).

Суд приходит к выводу, что туалет относится к помещениям обязательного дополнительного обслуживания пассажиров в здании аэровокзала, за пользование которым устанавливается аэропортовый сбор, что исключает взимание отдельной платы с пассажиров воздушного судна за услуги туалета.

Следовательно, взимание платы за услуги туалета в здании аэровокзала аэропорта <адрес> является незаконным.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Следовательно, обязанность ответчика обеспечить услуги бесплатного туалета в здании аэровокзала основана на положениях действующего законодательства.

К спорным отношениям не может быть применено законодательство о защите прав потребителей, т.к. оно применяется к отношениям между потребителем-гражданином, имеющим намерение или использующим услуги исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией, оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем); предоставление услуги туалета гражданам в здании аэровокзала не может быть основано на возмездном договоре.

Согласно представленной представителем ответчика ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» копии письма в адрес Новоуренгойского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время в аэровокзальном комплексе аэропорта <адрес> бесплатно функционируют 4 туалета: 2 из них (мужской и женский) находятся в блоке прилета внутренних авиалиний, 2 - в блоке дополнительного обслуживания. Данные обстоятельства не оспариваются помощником прокурора в судебном заседании. Следовательно, до обращения в суд ответчиком добровольно устранены нарушения закона, о чем было сообщено прокурору.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что для обращения в суд не было законных оснований, и на момент судебного разбирательства отсутствует спор о праве, а именно: отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчиком нарушаются права неопределенного круга лиц. Следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Новоуренгойскому транспортному прокурору Уральской транспортной прокуратуры в удовлетворении искового заявления в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Открытое акционерное общество «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» обеспечить наличие в помещениях залов ожидания прилета (вылета) аэропорта Новый Уренгой бесплатных туалетных комнат.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало – <адрес> в течение десяти дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме через Новоуренгойский городской суд.

Председательствующий: судья М.М. Аникушина.