РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Новоуренгойский городской суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе: Председательствующего – федерального судьи Аникушиной М.М. При секретаре Габерман О.И., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Новоуренгойский газохимический комплекс» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц обратился в Новоуренгойский городской суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Новоуренгойский газохимический комплекс» (далее, ООО «НГХК») о возложении обязанности: л.д. 3-5. В обоснование указывает, что прокуратурой г. Новый Уренгой проведена проверка исполнения предприятиями города законодательства в сфере занятости населения. По информации ГУ «Центр занятости населения г. Новый Уренгой», на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работников ОАО «Газпром» ООО «НГХК» составляет 669 человек. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов должно составлять 13 рабочих мест. В ходе проверки установлено, что ответчиком не создано рабочих мест для трудоустройства инвалидов, не заключено соглашений об организации рабочих мест или их аренде с иным работодателем. Ответчиком не исполняются требования законодательства в части обеспечения занятости инвалидов, тем самым, ограничивая права неопределенного круга лиц, испытывающим трудности в поиске работы. Просит обязать ответчика установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 13 рабочих мест, взыскать с ответчика государственную пошлину. В судебном заседании помощник прокурора г. Новый Уренгой Шепелева Т.А. настаивает на удовлетворении исковых требований; подтвердила доводы искового заявления. В судебном заседании представитель ответчика ООО «НГХК» Пичугин А.Н., действующий на основании доверенности, требования прокурора признает частично; пояснил, что предприятием ведется работа по созданию рабочих мест для инвалидов: заключено соглашение об организации специального рабочего места; в предприятии работает инвалид; по мере поступления информации из Центра занятости будут выполнять работу по трудоустройству инвалидов; обеспечить 13 рабочих мест для инвалидов на сегодняшний день не могут; процедура квотирования подлежит утверждению в ОАО «Газпром». В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Новый Уренгой Рубля Н. Е., действующая на основании доверенности, поддерживает требования прокурора; пояснила, что при направлении инвалидов на работу ответчик не может отказать в его приеме; если предприятие в силу специфики своей работы не может создать рабочие места для инвалидов, оно может заключить договор с другим предприятием о работе инвалида. Выслушав помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам. Конституция Российской Федерации: ст. 37, - закрепляет принцип свободы труда. Эта статья гласит: "Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию". Реализация права на труд инвалидами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно ст. 20 Федерального закона №181-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно ст. 21 Федерального закона №181-ФЗ, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО», квота представляет собой минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу, в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения, организации. Согласно ст. 21 Федерального закона №181-ФЗ, ст. 5 п. 1 Закона ЯНАО №-ЗАО, квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Из сведений, представленных ООО «НГХК» в ГУ Центр занятости населения г. Новый Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ следует, что среднесписочная численность работников предприятия составляет 669: л.д. 12-13. Согласно ст. 5 п. 2 Закона ЯНАО №-ЗАО, размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Согласно ст. 5 п. 3 Закона ЯНАО №-ЗАО, расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Таким образом, действующим законодательством на ответчика возлагается обязанность ежегодно рассчитывать число рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу, в счет установленной квоты, равной 2 процентам от среднесписочной численности работников. Согласно ст. 7 п. 2 подп. 2 Закона ЯНАО №-ЗАО, работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты по направлению центров занятости населения; представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест в порядке, установленном постановлением <адрес>, и содержащую: …самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты… Из представленных суду доказательств установлено, что ответчиком ООО «НГХК» в счет установленной квоты не рассчитывается число рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу; в информации, передаваемой в ГКУ Центр занятости населения г. Новый Уренгой отсутствует информация о самостоятельно рассчитанном количестве рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты, и сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты: л.д. 8, 11, 14, 15, 18, 20. Статьей 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Неисполнение ответчиком обязанности, предусмотренной федеральным законодательством, является нарушением гарантии государства по реализации прав инвалидов на труд и социальную защиту от безработицы. Выявленное нарушение требования закона ответчиком не устранено в полном объеме, не смотря на то, что им приняты меры для создания рабочих мест; следовательно сохраняется нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 7.1 п. 1 подп. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся: осуществление контроля за: обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор обращается с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц-инвалидов, в отношении которых ответчиком нарушаются гарантии, установленные государством. Суд приходит к выводу, что подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на ответчика обязанности в судебном порядке выполнить требование закона, что является одним из способов защиты нарушенного права, согласно ст. 12 ГК РФ. Указанная обязанность представляет собой установление в предприятии ответчика квоты, равной 2 процентам от среднесписочной численности работников в количестве 13 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу (Из расчета: 669х2:100). В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для организаций составляет 4000 рублей. Следовательно, сумма государственной пошлины в указанном размере подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковое заявление прокурора г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Новоуренгойский газохимический комплекс». Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Новоуренгойский газохимический комплекс» установить квоту для приема на работу инвалидов в количестве 13 рабочих мест. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Новоуренгойский газохимический комплекс» в бюджет муниципального образования город Новый Уренгой государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Суд Ямало–Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме через Новоуренгойский городской суд. Председательствующий: судья М.М. Аникушина.