о возложении обязанности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Новоуренгойский городской суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего – федерального судьи Аникушиной М.М.

При секретаре Габерман О.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Сибирская нефтегазовая компания» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц обратился в Новоуренгойский городской суд с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Сибирская нефтегазовая компания» о возложении обязанности: л.д. 3-5. В обоснование указывает, что прокуратурой г. Новый Уренгой проведена проверка исполнения предприятиями города законодательства в сфере занятости населения. По информации ГУ «Центр занятости населения г. Новый Уренгой», на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работников ОАО «Сибирская нефтегазовая компания» составляет 282 человека. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов должно составлять 5 рабочих мест. В ходе проверки установлено, что ответчиком не создано рабочих мест для трудоустройства инвалидов, не заключено соглашений об организации рабочих мест или их аренде с иным работодателем. Ответчиком не исполняются требования законодательства в части обеспечения занятости инвалидов, тем самым, ограничивая права неопределенного круга лиц, испытывающим трудности в поиске работы. Просит обязать ответчика установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 5 рабочих мест, взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новый Уренгой Шепелева Т.А. настаивает на удовлетворении исковых требований; подтвердила доводы искового заявления.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Сибирская нефтегазовая компания» Беляев Д.А., действующий на основании доверенности, возражает против удовлетворения требований прокурора; пояснил, что установление квоты входит в компетенцию субъектов РФ, а не предприятия; от предприятия необходимо было предоставить информацию о квотировании, которую предоставили в Центр занятости населения; в предприятии ведется работа по заключению соглашений с другим работодателем об организации рабочих мест для инвалидов; не согласны с тем, в какой форме заявлено требование прокурора.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Новый Уренгой Рубля Н. Е., действующая на основании доверенности, поддерживает требования прокурора; пояснила, что предприятие обязано устанавливать квоту и в её пределах решать вопрос о трудоустройстве инвалидов; от ответчика не поступала информация об установлении квоты.

Выслушав помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Конституция Российской Федерации: ст. 37, - закрепляет принцип свободы труда. Эта статья гласит: "Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

Реализация права на труд инвалидами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно ст. 20 Федерального закона №181-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст. 21 Федерального закона №181-ФЗ, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ст. 2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО», квота представляет собой минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу, в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения, организации.

Согласно ст. 21 Федерального закона №181-ФЗ, ст. 5 п. 1 Закона ЯНАО -ЗАО, квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.

Из содержания искового заявления прокурора следует, что среднесписочная численность работников ОАО «Сибирская нефтегазовая компания» составляет 282 человека, что не опровергается ответчиком.

Согласно ст. 5 п. 2 Закона ЯНАО -ЗАО, размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников.

Согласно ст. 5 п. 3 Закона ЯНАО -ЗАО, расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения.

Таким образом, действующим законодательством на ответчика возлагается обязанность ежегодно рассчитывать число рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу, в счет установленной квоты, равной 2 процентам от среднесписочной численности работников.

Согласно ст. 7 п. 2 подп. 2 Закона ЯНАО -ЗАО, работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты по направлению центров занятости населения; представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест в порядке, установленном постановлением <адрес>, и содержащую: …самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты…

Из представленных суду доказательств установлено, что ответчиком ОАО «Сибирская нефтегазовая компания» в счет установленной квоты не рассчитывается число рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу; в ГКУ Центр занятости населения г. Новый Уренгой не передается информация о самостоятельно рассчитанном количестве рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты, и сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты: л.д. 6, 11.

Статьей 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Неисполнение ответчиком обязанности, предусмотренной федеральным законодательством, является нарушением гарантии государства по реализации прав инвалидов на труд и социальную защиту от безработицы.

Выявленное нарушение требования закона ответчиком не устранено; следовательно сохраняется нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 7.1 п. 1 подп. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся: осуществление контроля за: обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор обращается с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц-инвалидов, в отношении которых ответчиком нарушаются гарантии, установленные государством.

Суд приходит к выводу, что подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на ответчика обязанности в судебном порядке выполнить требование закона, что является одним из способов защиты нарушенного права, согласно ст. 12 ГК РФ. Указанная обязанность представляет собой установление в предприятии ответчика квоты, равной 2 процентам от среднесписочной численности работников в количестве 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу (Из расчета: 282х2:100).

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для организаций составляет 4000 рублей.

Следовательно, сумма государственной пошлины в указанном размере подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление прокурора г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Сибирская нефтегазовая компания».

Обязать Открытое акционерное общество «Сибирская нефтегазовая компания» установить квоту для приема на работу инвалидов в количестве 5 рабочих мест.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Сибирская нефтегазовая компания» в бюджет муниципального образования город Новый Уренгой государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало–Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме через Новоуренгойский городской суд.

Председательствующий: судья М.М. Аникушина.