РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ в городе Новый Уренгой Новоуренгойский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Нех Т.М., при секретаре Судеевой Л.А., рассмотрев заявление Ереминой Натальи Георгиевны, действующей также в интересах несовершеннолетнего Еремина Владислава Юрьевича, Ереминой Маргариты Юрьевны об оспаривании действий Отдела управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в <адрес> об отказе в регистрации по месту пребывания, у с т а н о в и л: Еремина Н.Г., действуя также в интересах своих несовершеннолетнего Еремина В.Ю., Еремина М.Ю. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Отдела управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в <адрес> об отказе в регистрации по месту пребывания, считая их незаконными, поскольку заявители и несовершеннолетний длительное время проживают по адресу: <адрес>, мкр.Мирный, <адрес>. Факт их вселения в квартиру и проживания на законных основаниях по указанному адресу подтверждается договором найма №\М-9 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ереминой Н.Г. и ООО «Газпром добыча Уренгой» (на тот момент ООО «Уренгойгазпром»). Хотя данный договор был составлен сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, однако после окончания указанного в договоре найма срока требования об их выселении никем не заявлялись, законность проживания в квартире никем не оспаривалась, таким образом, полагают, что договор пролонгирован на неопределенный период, так как не был расторгнут сторонами. Не смотря на указанное, сотрудники Отдела УФМС России по Ямало-Ненецкому АО в <адрес> отказались произвести регистрацию Ереминых по их месту пребывания, указав, что им следует обратиться за получением согласия на регистрацию по месту жительства в ООО «Уренгойгазпром», так как основанием для регистрации по месту жительства является договор имущественного найма жилых помещений №\М-9, принадлежащего ООО «Уренгойгазпром» на праве собственности. Заявители обращались в ООО «Газпром добыча Уренгой», где им ответили, что данное жилое помещение не является собственностью Общества и рекомендовали обратиться по вопросу регистрации в ОАО «Уренгойжилсервис» к представителю должностного лица, ответственному за регистрацию по муниципальному образованию, где при обращении пояснили, что ОАО «УЖС» не осуществляет регистрационный учет. При обращении в МУ «Управление муниципального хозяйства» Ереминой Н.Г. пояснили, что собственником муниципального жилищного фонда решение о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, специализированного найма не принималось, в связи с чем основания для визирования документов для регистрации по месту жительства в спорное жилое помещение у них отсутствуют, заявителям было рекомендовано обратиться в ОУФМС России по ЯНАО в <адрес>. С учетом изложенных обстоятельств, заявители считают, что их право и право несовершеннолетнего на регистрацию по месту пребывания нарушено и подлежит восстановлению. Просят обязать Отдел УФМС России по ЯНАО в <адрес> зарегистрировать их и несовершеннолетнего Еремина В.Ю. по месту пребывания в <адрес> корпуса 6 мкр.Мирный <адрес> сроком на 5 лет. Заявители и представитель заинтересованного лица Отдел УФМС России по ЯНАО в <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Заинтересованное лицо с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, о причинах неявки суду не сообщил. Заявители просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствие с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В соответствие со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая – либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Из заявления Ереминой Н.Г. следует, что заявители и несовершеннолетний длительное время проживают по адресу: <адрес>, мкр.Мирный, <адрес>. Факт их вселения в квартиру и проживания на законных основаниях по указанному адресу подтверждается договором найма №\М-9 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ереминой Н.Г. и ООО «Газпром добыча Уренгой» (на тот момент ООО «Уренгойгазпром»). Хотя данный договор был составлен сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, однако после окончания указанного в договоре найма срока требования об их выселении никем не заявлялись, законность проживания в квартире никем не оспаривалась, таким образом, полагают, что договор пролонгирован на неопределенный период, так как не был расторгнут сторонами. Из ответа О УФМС России по ЯНАО в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес заявителя следует отказ произвести регистрацию Ереминых по месту пребывания, с указанием, что им следует обратиться за получением согласия на регистрацию по месту жительства в ООО «Уренгойгазпром», так как основанием для регистрации по месту жительства является договор имущественного найма жилых помещений №\М-9, принадлежащего ООО «Уренгойгазпром» на праве собственности. Указанные выводы суд находит сделанными без учета положений федерального законодательства, регулирующего порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания. Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12, 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» установлено, что согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3 ) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище. Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не возлагает на органы, производящие регистрацию проверку подлинности представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованности выдачи ордера, соответствия заключенного договора нормативным актам и т.д. и она не должна ими осуществляться. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. При этом регистрация неправомерно использовалась бы для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что Законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации. Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Нормы Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, иных федеральных законов, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Из материалов дела следует, что заявители совместно с несовершеннолетним в период с 2005 года по настоящее время проживают по адресу: <адрес>, мкр.Мирный, <адрес>. Факт их вселения в квартиру и проживания на законных основаниях по указанному адресу подтверждается договором найма №\М-9 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ООО «Газпром добыча Уренгой» (на тот момент ООО «Уренгойгазпром»). Хотя данный договор был составлен сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, однако после окончания указанного в договоре найма срока требования об их выселении никем не заявлялись, законность проживания в квартире никем не оспаривалась, следовательно, условия договора продолжают действовать. Согласно ответа, данного МУ «Управление муниципального хозяйства» и ООО «Газпром добыча Уренгой» <адрес> мкр.Мирный, в которой проживают заявители перешло из государственной в муниципальную собственность (в момент заключения с заявителем договора найма квартира находилась на балансе ООО «Уренгойгазпром», а в настоящее время передана в муниципальную собственность). В соответствии со статьей 675 ГК РФ переход права собственности на квартиру от государства в муниципалитет не влечет для заявителя расторжения или изменения договора найма жилого помещения, следовательно, за ним это право сохранено. В соответствии с ч. 1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. В судебном заседании не установлен факт того, что к заявителям предъявлялись требования об освобождении занимаемого жилого помещения, следовательно, право пользования жилым помещением за ними сохранилось и не оспаривалось собственником. Пункт 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривает, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов. Из анализа содержания утвержденных форм следует, что для регистрации по месту пребывания достаточно предоставления одного из перечисленных документов. Поскольку в данном случае основанием для регистрации по месту пребывания заявителя и ее несовершеннолетних детей является договор найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ООО «Газпром добыча Уренгой» (на тот момент ООО «Уренгойгазпром»), как документ, подтверждающий законность вселения заявителя в жилое помещение и проживания в нем, заявитель имеет право быть зарегистрированным по месту жительства в <адрес> мкр.Мирный <адрес>. В соответствии с пунктом 10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания. При этом, по смыслу Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания. С учетом установленных обстоятельств дела, суд признает заявление Ереминых подлежащим удовлетворению, а действия ОУФМС России по ЯНАО в <адрес> по отказу в регистрации заявителей и несовершеннолетнего по месту пребывания – незаконными и возлагает на ОУФМС России по ЯНАО в <адрес> обязанность произвести их регистрацию по месту пребывания. Руководствуясь ст.ст.254-258, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление Ереминой Натальи Георгиевны, действующей также в интересах несовершеннолетнего Еремина Владислава Юрьевича, Ереминой Маргариты Юрьевны об оспаривании действий Отдела управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в <адрес> об отказе в регистрации по месту пребывания удовлетворить. Обязать Отдел управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в <адрес> зарегистрировать Еремину Наталью Георгиевну, Еремину Маргариту Юрьевну, Еремина Владислава Юрьевича по месту пребывания в <адрес> корпус 6 мкр.Мирный <адрес>. Решение может быть обжаловано в суд <адрес> через Новоуренгойский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. судья Новоуренгойского городского суда Т.М.Нех