Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Новоуренгойский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи А.Н.Шошиной, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и заключении договора социального найма, у с т а н о в и л: ФИО4 обратилась в Новоуренгойский городской суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> Коротчаево
В обосновании иска указала, что в октябре 1999 года ей по месту работы в ОАО «Уренгойдорстрой» КТП-962 на основании ордера №, утвержденного решением Администрации, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, р-н. Коротчаево, <адрес>. С момента вселения и на протяжении всего периода проживания она с сыном добросовестно исполняли обязанности нанимателя, оплачивали коммунальные услуги, в том числе вносили плату за наем жилого помещения, самостоятельно производили текущий ремонт. Указывает, что в соответствии с нормами ЖК РСФСР, в домах ведомственного жилого фонда жилые помещения предоставлялись гражданам по решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденному исполнительным комитетом ФИО2 народных депутатов, на основании чего гражданину выдавался ордер и заключался договор найма жилого помещения. На основании изложенного, полагает, что между сторонами дела возникли правоотношения, вытекающие из договора социального найма. Отказ ответчика в заключении с истцом договора социального найма полагает необоснованным, настаивает на законном вселении в квартиру и возникновении права пользования ею на условиях договора социального найма, которое сохранило свое действие при переходе жилого помещения из государственной в муниципальную собственность.
В судебное заседание истец ФИО4 не явилась; о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом; согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик - Администрация <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Суду предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель Администрации <адрес> в возражениях на исковые требования полагал требования необоснованными, не законными и не подлежащими удовлетворению ввиду следующего. В настоящее время, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, входит в состав муниципальной собственности. В связи с тем, что органы местного самоуправления не принимали решения о предоставлении квартиры истцу, ордер на право заселения в спорную квартиру Администрацией <адрес> не выдавался, форма выданного истцу ордера не соответствует требованиям, установленным ФИО2. Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма предполагает соблюдение определенной жилищным законодательством процедуры. Малоимущей истец не признана, в списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования <адрес> не состоит. Регистрация истца по месту жительства в спорной квартире не имеет юридического значения для разрешения спора, является административным актом и не влечет возникновение у истца права на спорное жилое помещение. Факт оплаты коммунальных услуг является лишь подтверждением проживания истца в спорной квартире. На основании изложенного, в требованиях о признании права пользования квартирой просили отказать (л.д. 43-44).
Третье лицо ФИО1 в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что правоотношения сторон возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после его введения в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом. Следовательно, при рассмотрении данного гражданского дела необходимо руководствоваться нормами, как Жилищного кодекса РФ, так и нормами Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно карточки регистрации, истец ФИО4 приехала в район Крайнего Севера <адрес> ДД.ММ.ГГГГ из пгт. <адрес>. (л.д.31).
Как следует из копии трудовой книжки истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 состояла в трудовых отношениях с АООТ «Уренгойдорстрой» (затем переименовано в ОАО «Уренгойдорстрой», уволена в связи с сокращением штата работников (л.д.27).
Судом установлено, что данное место работы является первым местом работы ФИО4 в местностях Крайнего Севера – <адрес>, что следует из ее трудовой книжки.
В соответствии с подп. Б п. 5 Указа Президиума Верховного ФИО2 СССР от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ, работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, предоставлялись дополнительные льготы в виде обеспечения по месту работы работников и членов их семьи жилой площадью по нормам, установленным для данной местности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Следовательно, истец ФИО4 по приезду на работу в район Крайнего Севера - в <адрес>, подлежала обеспечению жилым помещением, в связи с чем, суд признает установленным нуждаемость ФИО4 в предоставлении жилого помещения – <адрес> Коротчаево <адрес> в соответствии со ст. 28-29 ЖК РСФСР, на основании материалов гражданского дела.
Доказательств, опровергающих данный факт, суду, вопреки требованиям ст. 56-57 ГПК РФ, не предоставлено.
Статья 28 Жилищного кодекса РСФСР, определяла, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, государственный жилищный фонд находится в ведении местных ФИО2 народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьей 17 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда был предусмотрен статьей 43 ЖК РСФСР, согласно которой жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО2 народных депутатов, а в случаях, предусмотренных ФИО3, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего ФИО2 народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании данного решения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО2 народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения, который заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение.
Согласно ст. 10 ЖК РСФСР жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Из материалов дела усматривается, что <адрес> Коротчаево <адрес> была предоставлена ФИО4 на основании решения администрации АООТ «Уренгойдорстрой» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ордером на право заселения временного жилья №. Ордер выдан на состав семьи 3 человека: истца ФИО4, дочь ФИО6, сын ФИО1 (л. д. 29).
Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О переименовании элементов улично-адресной сети в городе Новый Уренгой» <адрес> (л.д. 47).
С ДД.ММ.ГГГГ истец с семьей проживают и зарегистрированы в спорной квартире по месту жительства (л.д.33). Дочь истца ФИО7 в настоящее время выбыла на другое постоянное место жительства и снялась с регистрационного учета по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30). На имя истца ФИО4 открыт финансовый лицевой счет, в связи с чем, она несёт обязанности нанимателя по оплате предоставляемых ей коммунальных услуг (л.д. 32).
Фактов злоупотребления правом по вселению и проживанию в спорном жилом помещении, со стороны истца не установлено. Пояснения истца, доводы, изложенные в иске, и письменные доказательства в материалах дела являются последовательными, не противоречивыми, согласуются между собой и дополняют друг друга.
Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р “О приёме в муниципальную собственность” в состав муниципальной собственности <адрес> включён ряд объектов, в том числе <адрес> Коротчаево (л.д.48-50). Данный объект включен в реестр муниципальной собственности (л.д.46).
Суд принимает во внимание, что дом, в котором расположено спорное жилое помещение, был введён в эксплуатацию в 1989 году (л.д.50), то есть задолго до процесса акционирования государственных предприятий.
Согласно постановлению Президента РФ №-рп от ДД.ММ.ГГГГ “Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах)”, а также на основании приложения № к Постановлению Для исключений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербург, и муниципальную собственность”, жилищный фонд, расположенный на территории, находящейся в ведении соответствующего городского ФИО2 народных депутатов, передается в муниципальную собственность.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий” было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Эти объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
В силу приведённых нормативных актов дом, в котором проживает истец, подлежал передаче в муниципальную собственность <адрес> в период акционирования АООТ “Уренгойдорстрой”, на балансе которого находилось спорное жилое помещение до 2005 года. После этого проживание семьи истца в занимаемом жилом помещении было бы оформлено в соответствии с требованиями ЖК РСФСР. Однако обязанность по приёму и передаче жилого фонда должностными лицами акционерного общества и органа местного самоуправления своевременно выполнена не была.
Поскольку своевременное оформление жилищных правоотношений является обязанностью наймодателя и собственника жилищного фонда, то невыполнение этой обязанности и бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не может повлечь утраты истцом и членами ее семьи права на жилище.
Напротив, с 1999 года - на протяжении всего периода проживания истца в спорной квартире, требований о выселении, либо признании не приобретшей право пользования жилым помещением к ней не предъявлялось, право пользования спорной квартирой никем не оспаривалось.
Довод ответчика о том, что Администрация <адрес> не принимала решение о предоставлении ФИО4 спорной квартиры, суд находит несостоятельным.
В силу ст. 17 ЖК РСФСР управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Согласно ст. 43 ЖК РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО2 народных депутатов.
Спорная квартира находилась в ведении АООТ “Уренгойдорстрой” (впоследствии ОАО “Уренгойдорстрой»), то есть фактически являлась ведомственной, что указывает на правомерность действий администрации предприятия по предоставлению жилого помещения своему работнику ФИО4
Напротив, как указано выше, в муниципальную собственность <адрес> Коротчаево <адрес> передан лишь в 2005 году, поэтому на момент выдачи ордера на право заселения истца в спорную квартиру - в 1999 году, администрация города не имела никаких оснований для распоряжения жилыми помещениями в указанном доме.
Кроме того, после приёма <адрес> Коротчаево <адрес> в муниципальную собственность требования о выселении к истцу и членам ее семьи не предъявлялись, их право пользования спорной квартирой никем не оспаривалось.
Согласно ст. 64 Жилищного кодекса РФ, переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма.
Статья 40 Конституции РФ, гарантирует, что никто не может быть лишен жилища. Судом установлено, что в спорное жилое помещение истец с сыном вселились не самоуправно, а с ведома и с разрешения работодателя, на балансе которого находилось спорное жилое помещение, на основании выданного ордера. Факт того, что жилищные правоотношения не были оформлены с истцами в соответствии с нормами действующего законодательства (отсутствие договора социального найма) не может быть поставлен в вину истцу и повлечь за собой отрицание возникшего права пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ, предусматривает такой вид защиты права как признание права.
На основании изложенного, учитывая длительность существующих между сторонами спора жилищных отношений, суд признает требование истца ФИО4 о признании за ней права пользования квартирой № <адрес> Коротчаево <адрес> на условиях договора социального найма, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 672 Гражданского кодекса РФ, жилые помещение, находящиеся в государственном или муниципальном жилищном фонде предоставляются гражданам по договору социального найма.
В соответствии со ст. 63 Жилищного кодекса РФ, ст. 674 Гражданского кодекса РФ, договор социального найма жилого помещения должен быть заключен в письменной форме.
В соответствии с п. 3 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения должны быть указаны в договоре социального найма.
При таких обстоятельствах дела, с истцом ФИО4 должен быть заключен договор социального найма на жилое помещение – <адрес> Коротчаево <адрес> с включением в договор в качестве члена ее семьи сына ФИО1, в связи с чем, заявленное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск ФИО4 удовлетворить.
Признать за ФИО4 право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> Коротчаево <адрес> на условиях договора социального найма.
Обязать Администрацию <адрес> заключить с ФИО4 договор социального найма на жилое помещение – <адрес> Коротчаево <адрес>, с включением в договор в качестве члена ее семьи ФИО1.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> через Новоуренгойский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья А.Н.Шошина