Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Новоуренгойский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Шошиной А.Н., с участием прокурора ФИО2, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 Борисовны
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Новоуренгойский городской суд <адрес> с иском к Закрытому акционерному обществу Производственно - Строительное Объединение «Уренгойпромгражданстрой» (далее – ЗАО ПСО «Уренгойпромгражданстрой»), в котором просила признать ее увольнение по п.3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации незаконным, восстановить ее на работе в прежней должности; взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ, а также компенсацию морального вреда в сумме 60000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ в должности коменданта. По условиям заключенного между ней и ответчиком трудового договора местом работы являлось Управление жизнеобеспечения обособленного подразделения ЗАО ПСО «Уренгойпромгражданстрой», расположенное по адресу: <адрес>, КС «Портовая». В период трудовых отношений она была направлена работодателем для выполнения трудовых обязанностей в обособленное подразделение, которое расположено в <адрес> Коми, однако в нарушение требований трудового законодательства работодателем не был издан приказ о ее переводе. Кроме того, в период межвахтового отпуска в конце января 2011 года ей поступил звонок от ФИО4 о том, что она переводится для работы в обособленное подразделение в <адрес> в связи с производственной необходимостью. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она приступила к исполнению трудовых обязанностей в обособленном подразделении <адрес> Коми, 113 карьер. В первый день ее работы в <адрес> ею были установлены нарушения требований пожарной безопасности. На ее сообщение ФИО5 пояснила о необходимости приступить к исполнению трудовых обязанностей, либо составить заявление об увольнении по собственному желанию. Таким образом, полагает, что работодателем на нее оказано психологическое воздействие и принуждение к увольнению по собственному желанию. Поэтому считает ее увольнение незаконным. Сроки обращения в суд ею пропущены по уважительной причине в связи с обращением за защитой нарушенных прав в прокуратуру по месту жительства, а также месту нахождения работодателя и к инспектору по труду в ЯНАО, отсутствием юридических познаний.
Истец ФИО1, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась; представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.38).
Представитель ЗАО ПСО «Уренгойпромгражданстрой» - ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, представил в суд отзыв, в котором изложил свою позицию о законности увольнения, пояснив, что увольнение истца произведено в соответствии с требованиями закона по п. 3 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию. Каких-либо переводов истца работодателем не осуществлялось. При этом каких-либо нарушений трудовых прав истца со стороны работодателя допущено не было. Кроме того, истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, уважительности причин его пропуска также не имеется. Представитель ответчика просил суд применить срок давности обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в связи с чем отказать ФИО1 в удовлетворении заявленного иска.
Исследовав материалы настоящего дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ФИО2, который полагал в удовлетворении иска отказать за пропуском истцом срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, без исследования иных фактических обстоятельств дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 работала вахтовым методом в ЗАО ПСО «Уренгойпромгражданстрой» в должности коменданта Управления жизнеобеспечения Обособленное подразделение <адрес>, КС «Портовая» с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями приказа о приеме на работу, трудового договора, а также трудовой книжки истца (л.д.) (л.д. 10-11, 26-28, 47, 53-55).
Как следует из представленных работодателем табелей учета рабочего времени (л.д.56-58), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был установлен межвахтовый отдых, с 1 февраля по ДД.ММ.ГГГГ – рабочее время. Из табелей учета рабочего времени Управления жизнеобеспечения Обособленного подразделения <адрес> за февраль, март 2011 года следует, что истец ФИО1 в период с 1 февраля по ДД.ММ.ГГГГ на работу не являлась.
Работодателем были составлены акты об отсутствии на рабочем месте истца от 1-3 февраля и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-46). ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41) работодателем в адрес истца было направлено письмо об объяснении причины отсутствия на рабочем месте. Данное письмо было получено истцом ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует расписка в получении истцом письма (л.д.41).
ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО1 в адрес работодателя направлена телеграмма с просьбой уволить ее по собственному желанию (л.д.48).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-У ФИО1 была уволена по пункту 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по инициативе работника (л.д.47).
При этом в основу данного приказа положено заявление ФИО1, поданное работодателю посредством телеграммы об увольнении по собственному желанию (л.д.48).
Каких-либо объективных доказательств того, что работодатель вынудил ФИО1 подать заявление об увольнении по собственному желанию, суду истцом не представлено, хотя бремя представления доказательств в указанной части возлагалось именно на истца.
При указанных обстоятельствах у суда не имеется сомнений, что подача заявления об увольнении явилась добровольным волеизъявлением истца, и обоснованно данное заявление было положено в основу приказа об увольнении истца по инициативе работника.
Согласно ст. 72, 72.1 Трудового кодекса РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора. Перевод на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работник работает (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника.
Доводы истца о том, что в нарушение требований ст.ст. 72, 72.1 Трудового кодекса РФ работодателем ЗАО ПСО «Уренгойпромгражданстрой» не был издан приказ о ее переводе в обособленное подразделение, расположенное в <адрес> Коми, не могут быть приняты во внимание, так как данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так, из показаний представителя ответчика, данных в ходе судебного заседания, следует, что каких-либо распорядительных действий о переводе истца и направлении в <адрес> работодателем не предпринималось, приказы о переводе истца в <адрес> не издавались.
При таких данных доводы истца об изменении работодателем в одностороннем порядке условий трудового договора и перевода работника на другую работу, либо в другое структурное подразделение, несостоятельны в силу изложенного выше.
Таким образом, суд считает, что увольнение ФИО1 по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ произведено на законном основании, с соблюдением установленного законом порядка.
Истцом заявлен иск в суд в соответствии с со ст. 391 ТК РФ.
Согласно нормам ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Представителем ответчика в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении.
Судом установлено, что с приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ознакомлена в марте 2011 года, трудовая книжка ей была направлена по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается имеющейся в материалах дела описью вложения отправленной ответчиком корреспонденции заказным письмом с уведомлением о вручении (л.д.48) и полученной истцом ФИО1 лично.
Исковое заявление о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время незаконного лишения возможности трудиться, компенсации морального вреда подано в суд истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается конвертом (л.д.23) и соответствующей отметкой на первом листе искового заявления (л.д. 3), т.е. уже с пропуском месячного срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении, поскольку срок обращения в суд по заявленному иску истек в апреле 2011 года.
Доводы истца о том, что сроки обращения в Новоуренгойский городской суд с исковым заявлением о восстановлении на работе ею пропущены по уважительной причине – в связи с обращением за защитой нарушенных трудовых прав в прокуратуру по месту жительства, а также месту нахождения работодателя в <адрес> и к инспектору по труду ЯНАО, отсутствие специальных познаний в сфере юриспруденции не свидетельствуют о невозможности обращения истца в суд.
Иных доказательств невозможности своевременно обратиться в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время незаконного лишения возможности трудиться, компенсации морального вреда ФИО1 не представлено, что необходимо в силу ст.56 ГПК РФ, в связи с чем несостоятельны ее доводы об уважительности причин пропуска срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.
С учетом пропуска истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о восстановлении на работе, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, наличия ходатайства представителя ответчика о его применении и отказе в иске по этому основанию, при отсутствии доказательств уважительности причин его пропуска истцом суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении иска о восстановлении на работе.
Требования истца о взыскании средней заработной платы за время незаконного лишения возможности трудиться, компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением, удовлетворению не подлежат, поскольку неразрывно связаны с ее увольнением и требованием о восстановлении на работе, а в удовлетворении исковых требований о восстановлении на работе ФИО1 отказано.
В соответствии с нормами ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Суд в соответствии с нормами ст. 196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленного.
Иных требований, доказательств, кроме изложенных выше, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО1 Борисовны Закрытому акционерному обществу Производственно-Строительное Объединение «Уренгойпромгражданстрой» о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> через Новоуренгойский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.Н. Шошина
ДД.ММ.ГГГГ