о признании права пользования ж/п на условиях ДСН v



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Новоуренгойский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи А.Н.Шошиной,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Администрации <адрес>, Муниципальному учреждению «Управление муниципального хозяйства» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и заключении договора социального найма с включением членов семьи,

у с т а н о в и л:

ФИО5 обратился в Новоуренгойский городской суд с исковым заявлением к Администрации <адрес>, Муниципальному учреждению «Управление муниципального хозяйства» о признании права пользования жилым помещением – квартирой <адрес> Коротчаево

<адрес> на условиях договора социального найма и заключении договора социального найма с включением членов семьи – супруги ФИО3, сына ФИО4

В обосновании иска указал, что в 2001 году ему по месту работы в ПСО-40 в порядке очередности на основании ордера было предоставлено жилое помещение – <адрес>, р-на. Коротчаево, <адрес> на состав семьи 3 человека: супруга ФИО3 и сын ФИО4 В 2007 году указанный дом был передан в муниципальную собственность. В мае 2011 года истец обратился в Администрацию города с заявлением о заключении договора социального найма на спорную квартиру, однако ему было отказано. Отказ ответчика полагает необоснованным и нарушающим его права, настаивает на законном вселении в квартиру и возникновении права пользования ею на условиях договора социального найма. Указывает, что спорная квартира является единственным местом его жительства, с момента вселения семья добросовестно выполняет обязанности нанимателя жилого помещения, производит оплату коммунальных услуг, осуществляет ремонт квартиры, поддерживает помещение в надлежащем виде.

В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования и обстоятельства дела, изложенные в иске, поддержал, настаивал на их удовлетворении. Суду пояснил, что изначально проживал в <адрес> Коротчаево, затем в 2001 году ООО «ПСО-40» ему и членам семьи было предоставлено спорное жилое помещение, с момента вселения в его в 2001 году он проживает до настоящего времени, числится в списке малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилья.

Представители ответчиков Администрации <адрес>, Муниципального учреждения «Управление муниципального хозяйства» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом. Суду предоставили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Представитель Администрации <адрес> в возражениях на исковые требования полагал требования необоснованными, не законными и не подлежащими удовлетворению ввиду следующего. В настоящее время, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, входит в состав муниципальной собственности. В связи с тем, что органы местного самоуправления не принимали решения о предоставлении квартиры истцу, форма выданного истцу ордера не соответствует требованиям, установленным ФИО1; на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, в трудовых отношениях с ООО «ПСО-40» он не состоял.

В отзыве на иск представитель ответчика МУ «УМХ» исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указала, что органы местного самоуправления решения о предоставлении истцу жилого помещения не принимали, выданный истцу ордер не соответствует установленному образцу. Полагает, что отсутствуют правовые основания для заключения с истцом договора социального найма.

Третьи лица ФИО3, ФИО4 с иском согласились; просили суд его удовлетворить.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что правоотношения сторон возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после его введения в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом. Следовательно, при рассмотрении данного гражданского дела необходимо руководствоваться нормами, как Жилищного кодекса РФ, так и нормами Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно карточки регистрации, истец ФИО5 с супругой ФИО3 и сыном ФИО4 приехали в район Крайнего Севера <адрес> в 1981 году из <адрес> (л.д.22-23).

Как следует из трудовой книжки истца ФИО5 (л.д.13-19) и подтверждается справкой ООО «Плавстройотряд-40» (л.д.26) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 состоял в трудовых отношениях с Плавстройотряд № 40 треста «Запсибгидрострой» (в настоящее время ООО «Плавстройотряд-40»).

Судом установлено, что данное место работы является первым местом работы ФИО5 в местностях Крайнего Севера – <адрес>, что следует из его трудовой книжки.

В соответствии с подп. Б п. 5 Указа Президиума Верховного ФИО1 СССР от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ, работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, предоставлялись дополнительные льготы в виде обеспечения по месту работы работников и членов их семьи жилой площадью по нормам, установленным для данной местности.

Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Следовательно, истец ФИО5 по приезду на работу в район Крайнего Севера - в <адрес> являлся нуждающимся и подлежал обеспечению жилым помещением.

Статья 28 Жилищного кодекса РСФСР, определяла, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, государственный жилищный фонд находится в ведении местных ФИО1 народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии со статьей 17 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.

Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда был предусмотрен статьей 43 ЖК РСФСР, согласно которой жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО1 народных депутатов, а в случаях, предусмотренных ФИО2, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего ФИО1 народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании данного решения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО1 народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения, который заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение.

Согласно ст. 10 ЖК РСФСР жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Судом установлено, что спорное жилое помещение - <адрес> Коротчаево <адрес> была предоставлена ФИО5 на основании решения администрации ООО «Плавстройотряд-40» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ордером на право заселения времен­ного жилья. Ордер выдан на состав семьи 3 человека: истец ФИО5, супруга ФИО3 и сын ФИО4 (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ с истцом был заключен договор найма жилого помещения находящегося на балансе ООО «Плавстройотряд-40» (л.д.27).

С 2001 года семья ФИО3 проживают и зарегистрированы в спорной квартире по месту жительства (л.д.24). На имя истца ФИО5 открыт финансовый лицевой счет (л.д.25), в связи с чем, они несут все обязанности нанимателя жилого помещения, в том числе, по содержанию квартиры, оплате предоставляемых коммунальных услуг (л.д. 32), осуществляют текущий ремонт жилого помещения. Фактов злоупотребления правом по вселению и проживанию в спорном жилом помещении, со стороны истца не установлено.

Более того, согласно удостоверения серии У от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), истец ФИО5 имеет статус эвакуированного из населенного пункта Юго-<адрес> в 1958 году, подвергшегося загрязнению вследствие аварии с 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. В связи с этим ФИО5 имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно ст. 15, 17 указанного закона гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения предоставляются меры социальной поддержки, им гарантируются: постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.

Как следует из справки Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО3 значится в списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в городе <адрес> Коротчаево с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29).

Следовательно, спорное жилое помещение должно было быть предоставлено истцу по договору социального найма в первоочередном порядке, в связи с нуждаемостью в жилом помещении, в результате чего, суд приходит к выводу, что истец ФИО5 приобрел право пользования спорным жилым помещением именно на условиях социального найма.

Распоряжением Администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ “О приёме в муниципальную собственность” в состав муниципальной собственности <адрес> включён объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес> литер Б. Указано включить данный объект недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности (л.д.31).

Таким образом, до процесса акционирования государственных предприятий, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, находился на балансе Плавстройотряд № 40 треста «Запсибгидрострой», согласно паспорта жилого помещения введен в эксплуатацию в 1982 году (л.д.40), т.е. являлся государственным имуществом, впоследствии перешедшим на баланс ООО «Плавстройотряд-40».

Согласно постановлению Президента РФ -рп от ДД.ММ.ГГГГ “Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах)”, а также на основании приложения к Постановлению Для исключений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербург, и муниципальную собственность”, жилищный фонд, расположенный на территории, находящейся в ведении соответствующего городского ФИО1 народных депутатов, передается в муниципальную собственность.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий” было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Эти объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Согласно ст. 64 Жилищного кодекса РФ, переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма.

Статья 40 Конституции РФ, гарантирует, что никто не может быть лишен жилища. Судом установлено, что в спорное жилое помещение семья ФИО3 вселились не самоуправно, а с ведома и с разрешения работодателя, на балансе которого находилось спорное жилое помещение, на основании выданного ордера. Факт того, что жилищные правоотношения не были оформлены в соответствии с нормами действующего законодательства (отсутствие договора социального найма) не может быть поставлен в вину истцу и повлечь за собой отрицание возникшего права пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ, предусматривает такой вид защиты права как признание права.

На основании изложенного, суд признает требование истца ФИО5 о признании за ним права пользования квартирой <адрес> Коротчаево <адрес> на условиях договора социального найма, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы Администрации <адрес> о том, что на момент предоставления спорного жилого помещения истцу, последний не состоял с ООО «ПСО-40» в трудовых отношениях, не могут быть приняты во внимание, поскольку спорное жилое помещение являлось ведомственным жилищным фондом ООО «ПСО-40», указанная организация вправе была распорядиться указанным жилищным фондом по своему усмотрению и предоставить истцу данное жилье.

Согласно ст. 672 Гражданского кодекса РФ, жилые помещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилищном фонде предоставляются гражданам по договору социального найма.

В соответствии со ст. 63 Жилищного кодекса РФ, ст. 674 Гражданского кодекса РФ, договор социального найма жилого помещения должен быть заключен в письменной форме.

В соответствии с п. 3 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения должны быть указаны в договоре социального найма.

При таких обстоятельствах, с истцом ФИО5 должен быть заключен договор социального найма на жилое помещение – <адрес> Коротчаево <адрес>, с включением в договор в качестве членов его семьи супруги ФИО3 и сына ФИО4, в связи с чем, заявленное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Учитывая, что в соответствии с постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), муниципальное учреждение «Управление муниципального хозяйства» является наймодателем муниципального жилищного фонда, то суд находит правильным возложить на данное юридическое лицо обязанность по заключению с истцом договора социального найма в письменной форме с указанием членов семьи.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск ФИО5 к Администрации <адрес>, Муниципальному учреждению «Управление муниципального хозяйства» удовлетворить.

Признать за ФИО5 право пользования жилым помещением – квартирой <адрес> Коротчаево <адрес> на условиях договора социального найма.

Обязать Муниципальное учреждение «Управление муниципального хозяйства» заключить с ФИО5 договор социального найма на жилое помещение – <адрес> Коротчаево <адрес>, с включением в договор в качестве членов семьи ФИО3, ФИО4.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> через Новоуренгойский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья А.Н.Шошина

копия верна:

Судья А.Н.Шошина