Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
г. ФИО3
Новоуренгойский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Долматова В.Ю.,
при секретаре ФИО5,
с участием представителя истца адвоката ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО4, к Администрации города ФИО3 о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО4, обратилась в суд с иском к Администрации г. ФИО3 о признании за ней и детьми права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма по адресу: г. ФИО3, <адрес>.
В обоснование иска ФИО1 указала, что приехала в <адрес> со своими родителями в 1980 году. Её отцу ФИО7 по месту работы в МК-21 предоставили жилое помещение по адресу: <адрес>. В июне 2000 года родителям предоставили квартиру большей площадью по адресу: <адрес>. В указанной квартире она прожила со своим несовершеннолетним сыном ФИО2до 2002 года.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в МДОУ детский сад «Олененок», состояла в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы и по месту жительства.
В августе 2002 года ей на состав семьи два человека (сын ФИО2) МК-21 предоставило жилое помещение по адресу: г. ФИО3, район Коротчаево, ул. ФИО3, <адрес>. С этого времени она и сын постоянно проживают в данной квартире. В 2008 году у неё родилась дочь ФИО4. которая также проживает вместе с ней. На момент предоставления квартиры она находилась в хозяйственном ведении МК-21, относилась к государственной собственности.
В 2004 году данный дом был передан в муниципальную собственность МО г. ФИО3, в МУП ЖКХ «Лимбей» на её имя открыт финансовый лицевой счет. Она производит оплату за содержание жилья и коммунальных услуг. Её заявление от ДД.ММ.ГГГГ в МУ «Управление муниципального хозяйства» о заключении с ней договора социального найма оставлено МУ «УМХ» без удовлетворения. Истица полагает, что приобрела право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма и с ней должен быть заключён договор социального найма на данное жилое помещение в соответствии со ст. 672 ГК РФ.
В судебном заседании истица ФИО1 участия не принимала, о дне судебного заседания извещена надлежащим образом. В суд представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя адвоката ФИО6, на своих исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебном заседании участия не принимал, о дне судебного заседания извещен надлежащим образом. В суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иск своей матери ФИО1 поддерживает в полном объеме.
Представитель истца адвокат ФИО6, действующая на основании ордера, просила иск удовлетворить в полном объеме. Суду пояснила, что в <адрес> ФИО1 проживает с 1980 год, куда приехала со своими родителями. Родители истицы ФИО7 и ФИО8 работали в МК-21 треста «Уралстроймеханизация». Первоначально родителям истицы была предоставлена <адрес> в <адрес>, где они прожили до 2000 года. В июне 2000 года с целью улучшения жилищных условий семье Фоминых предоставили <адрес>, в которой истица прожила до 2002 года и зарегистрирована до настоящего времени. С 1993 года до 2003 года истица работала в МДОУ детский сад «Олененок», а в настоящее время работает в МДОУ Детский сад «Солнышко». С ДД.ММ.ГГГГ по месту работы была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий. В 1995 году у истицы родился сын ФИО2. В 1998 году истица была поставлена на учет в территориальном подразделении Администрации г. ФИО3 в <адрес> в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В августе 2002 года МК-21 по ходатайству администрации МДОУ детский сад «Олененок» предоставило ФИО1 на состав семьи 2 человека (сын ФИО2) жилое помещение по адресу: район Коротчаево, ул. ФИО3 (в настоящее время <адрес>. При этом с ФИО1в. был заключен договор найма жилого помещения. ФИО1 и её дети ФИО2 и ФИО4 проживают в данной квартире до настоящего времени, на имя ФИО1 открыт финансовый лицевой счет, она производит оплату жилищно-коммунальных услуг по нормам и тарифам, установленным органом местного самоуправления. Жилое помещение было предоставлено ФИО1 как работнику МДОУ ДС «Олененок» в порядке ч.2 ст. 43 ЖК РСФСР, так как в детском саду обучались дети работников МК-21. Другого жилья у истицы и членов её семьи не имеется, по месту регистрации она не проживает с 2002 года, правопритязаний на спорную квартиру ни с чьей стороны не было. Полагает, что ФИО1 и члены её семьи на законных основаниях были вселены в жилое помещение и приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
Представитель соответчика администрации г. ФИО3 Н.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о дне судебного заседания Администрация г. ФИО3 была извещена надлежащим образом. В суд от представителя Администрации г. ФИО3 поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В возражениях на исковые требования указала, что <адрес> (ранее ул. ФИО3) в г. ФИО3 (район Коротчаево) является муниципальной собственностью. Администрация города ФИО3 решения о предоставлении ФИО1 спорного жилого помещения не принимала, ордер установленного образца не выдавала, договор социального найма не заключала. ФИО1 в трудовых отношениях с МК-21 никогда не состояла, работала в МДОУ ДС «Олененок». Следовательно, вселение истицы и членов её семьи было осуществлено с нарушением норм жилищного законодательства. До настоящего времени истица и её дети зарегистрированы по прежнему месту жительства: <адрес>. В списке граждан признанных малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья по договору социального найма истица не состоит. В связи с чем ФИО1 в установленном жилищным законодательством порядке права пользования жилым помещением не приобрел. Просила в исковых требованиях истице отказать.
Выслушав пояснения представителя истца ФИО6, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).
Судом установлено, что на момент возникновения жилищных правоотношений между сторонами действовал ЖК РСФСР. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие ЖК РФ.
Согласно ст. 6 ЖК РФ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
В соответствии со ст. 5 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В соответствии со ст.ст. 11, 18 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. ст. 17, 28 ЖК РСФСР управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда на условиях договора найма жилого помещения.
В силу ст. 43, 47 ЖК РСФСР жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, Совета народных депутатов.
В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, работникам медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилы помещения предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями, коллективы которых они непосредственно обслуживают, наравне с рабочими и служащими этих предприятий, учреждений, организаций.
На право вселения органами местного самоуправления выдавался ордер и заключался договор найма жилого помещения.
Согласно ст. 10 ЖК РСФСР жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
В соответствии со ст. ст. 50, 51 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а при её отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер.
Судом установлено, что ФИО10 (ранее Фомина) Н.В. с 1980 года проживает в районе Коротчаево г. ФИО3. В 1995 году у истицы родился сын ФИО2, в 2008 году дочь ФИО4 Первоначально до июня 2000 года проживала вместе с сыном, со своими родителями и родственниками (всего 8 человек) по адресу: <адрес>, принадлежащей МК-21.
С 2000 года до августа 2002 года проживала по адресу: <адрес> (в квартире проживали 8 человек). Обе квартиры были предоставлены на основании ведомственных ордеров по месту работы родителям истицы в МК-21 ОАО «Уралстроймеханизация».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на должность сторожа в муниципальный детский сад «Олененок» (МДОУ Детский сад «Олененок»). С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность музыкального руководителя этого же детского сада, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-16). С ДД.ММ.ГГГГ по месту работы была включена в Список нуждающихся в жилье, утвержденный Администрацией г. ФИО3, Управлением жизнеобеспечения <адрес> и совместным решением профкома и администрации школы (л.д.67).
Согласно справки Территориального управления района Коротчаево Администрации г. ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и пояснений представителя истца ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете в Списке № малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Предоставляемых по договору социального найма (л.д.68).
Из пояснений представителя истца ФИО6, представленных суду документов следует, что в августе 2002 года по ходатайству МДОУ д/с «Олененок» ФИО1 в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий на состав семьи 2 человека было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. ФИО3, район Коротчаево, ул. ФИО3 (в настоящее время <адрес>. Вселение было осуществлено на основании договора найма № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), ордер на жилое помещение истице не выдавался, в регистрации ФИО1 и её несовершеннолетнему сыну ФИО2 было отказано.
ФИО1 и ФИО2 остались зарегистрированы по прежнему адресу: <адрес>.
Спорное жилое помещение относилось к государственному жилищному фонду, находилось в хозяйственном ведении МК-21 ОАО «Уралстроймеханизация».
Фактически с истицей был заключен договор социального найма жилого помещения, так как он был заключен на жилое помещение, находящееся в государственном жилищном фонде, с момента вселения на имя истицы был открыт финансовый лицевой счет и она исполняла обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма: производила оплату за наем жилого помещения, оплату жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается представленными суду документами.
Распоряжением мэра г. ФИО3 №-р от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность МО г. ФИО3 от ОАО «Уралстроймеханизация» был передан весь жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении МК-21 ОАО «Уралстроймеханизация», в том числе жилой <адрес> на ул. ФИО3 (л.д.54-55, 56-61).
После передачи дома в муниципальную собственность на имя истицы по месту фактического проживания также был открыт финансовый лицевой счет в МУП ЖКХ «Лимбей», куда она осуществляла оплату за наем жилого помещения, за жилищно-коммунальные услуги (л.д.26,36-38)
Постановлением главы города ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ «О переименовании элементов улично-адресной сети в городе ФИО3» улица ФИО3 в районе Коротчаево переименована в <адрес> (л.д.46).
Поскольку истица работала музыкальным руководителем в МДОУ ДС «Олененок», расположенным на территории <адрес>, и нуждалась в улучшении жилищных условий, то предоставление ей жилого помещения владельцем ведомственного жилищного фонда – МК-21 ОАО «Уралстроймеханизация», работники которого также проживали на данной территории и дети которых посещали данное дошкольное учреждение, что подтверждается справкой МДОУ детский сад «Олененок» (л.д.66), было осуществлено в соответствии с ч. 2 ст. 43 ЖК РСФСР.
Доводы ответчика о том, что Администрация города не принимала решение о распределении квартиры, в отношении которой возник спор, и не выдавала ордер на вселение, не могут служить основанием для отказа в заявленных требованиях, поскольку распределение квартиры осуществлялось владельцем жилищного фонда. При этом решение о предоставлении квартиры принималось в соответствие с ч. 2 ст. 43 ЖК РСФСР соответствующей организацией, а несообщение данной организацией в орган местного самоуправления о принятом решении с целью выдачи ордера установленного образца и ненадлежащее оформление договора найма жилого помещения не может служить препятствием для возникновения у лица, которому жилое помещение предоставлено, права пользования по договору социального найма.
В силу ст. ст. 50, 51 ЖК РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.
Согласно ч. 3 ст. 678 Гражданского кодекса РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение, если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Исходя из смысла статей 55, 56, 57 ЖК РСФСР только на нанимателя, имеющего право пользования жилым помещением, возложена обязанность по внесению платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Аналогичные положения закреплены в статьях 67, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что на имя ФИО1 открыт финансовый лицевой счет по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые начислялись и начисляются в соответствии с тарифами и нормами, установленными органом местного самоуправления.
Исполнение обязанностей нанимателя, вытекающих из договора найма жилого помещения, с учетом положений жилищного законодательства свидетельствует о фактическом заключении с истцом договора найма жилого помещения.
При этом уполномоченная собственником организация МУП ЖКХ «Лимбей» признавала за истцом право пользования жилым помещением на условиях социального найма, что подтверждается взиманием платы за наем жилого помещения, указанием её в поквартирной карточке в качестве нанимателя жилого помещения.
Таким образом, суд полагает установленным предоставление спорного жилого помещения по адресу: г. ФИО3, район Коротчаево, <адрес> ФИО1 и членам её семьи в порядке, предусмотренном жилищным законодательством РСФСР, то есть в постоянное пользование на условиях договора социального найма.
Суд полагает несостоятельными возражения ответчика о том, что ФИО1 не состоит и не состояла в списках малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории МО г. ФИО3, так как данное обстоятельство подтверждается представленными суду документами.
Жилой <адрес> принят в муниципальную собственность МО г. ФИО3 и включен в реестр муниципального имущества (л.д.62).
Согласно ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма.
В связи с принятием дома в муниципальную собственность в силу ст. 64 ЖК РФ у ФИО1 как нанимателя жилого помещения возникли правоотношения с собственником и наймодателем жилого дома по договору социального найма.
На основании изложенного суд считает исковые требования ФИО1 о признании за ней и её несовершеннолетними детьми права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. ФИО3, <адрес>, на условиях договора социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 60, 62, 63, 69 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Из возражений представителя Администрации города видно, что распоряжением Администрации г. ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данное обстоятельство не оспаривает и представитель истицы ФИО6
На момент предоставления ФИО1 спорного жилого помещения оно было пригодным для проживания, истицей ранее производилась оплата за наем жилого помещения, производится до настоящего времени оплата за жилищно-коммунальные услуги и содержание жилья, и правоотношения между сторонами по договору социального найма суд признает сложившимися с августа 2002 года. ФИО1 и члены её семьи до настоящего времени проживают в спорном жилом помещении. При данных обстоятельствах суд полагает, что на жилое помещение по адресу: г. ФИО3, <адрес> должен быть заключен договор социального найма с ФИО1 с включением в договор в качестве членов семьи ФИО2 и ФИО4.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО4, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2 и ФИО4 право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: г. ФИО3, <адрес>.
Обязать Администрацию города ФИО3 заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. ФИО3, <адрес>, включив в договор в качестве членов семьи ФИО2 и ФИО4.
На решение может быть подана кассационная жалоба в суд <адрес> через Новоуренгойский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.Ю. Долматов