о предоставл. ж.п. по дог. соц. найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ в городе Новый Уренгой Новоуренгойский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Белоусова А. В., при секретаре ФИО5, с участием истца ФИО3, представителя истца ФИО8, представителя ответчика ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующая также в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО7, обратились в суд с иском к администрации <адрес> с требованием о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указали, что семья истцов, состоящая из 5 человек, проживает в <адрес>ёздная <адрес> с 1984 года на основании ордера. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>ёздная <адрес> признан непригодным для проживания. Однако администрацией <адрес> не произведено отселение жильцов данного жилого помещения, поэтому истцы просят обязать ответчика предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес> не менее 30 м2 жилой, площади, отвечающее санитарно-техническим нормам, на основании договора социального найма на состав семьи, состоящей из пяти человек.

    В судебном заседании истец ФИО3 на удовлетворении иска настаивал, по существу дела пояснил, что он проживает в занимаемой квартире с 1983 или 1984 года, в 1993 году дом признан аварийным, сейчас в нём проживать невозможно. В качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он не зарегистрирован. Обращался за выдачей субсидии, однако ему отказали со ссылкой на то, что дом не включён в число подлежащих сносу в 2011 году.

Представитель истца адвокат ФИО8 (действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ ) доводы истца поддержал, заявил, что с 1993 года семья истцов живёт в доме, непригодном для проживания, но ответчик никаких мер к их переселению не принимает.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Представитель ответчика администрация <адрес> ФИО6 (действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признала, пояснила, что администрация города не может сразу снести все аварийные дома и предоставить жильё всем их жильцам, поэтому переселение осуществляется в соответствии с специальным Положением. Ежегодно часть аварийных домов включается в Адресный перечень и именно жильцам данных домов предоставляются жилищные субсидии на переселение. Какие дома будут включены в Адресный перечень, решает межведомственная комиссия с учётом длительности срока, в течение которого дом признан аварийным, и состояния дома в настоящее время. Есть и еще более старые дома, чем тот, в котором проживают ФИО10. <адрес>ёздная <адрес> планируется включить в Адресный перечень и снести в 2012 или 2013 годах, после чего истцы будут переселены в другое жилое помещение.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как установлено, <адрес>ёздная <адрес> является муниципальной собственностью и предоставлена ФИО1 в соответствии с ордером, который утрачен.

Распоряжением главы администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>ёздная района <адрес> признана аварийным и непригодным для постоянного проживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 52, ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

Таким образом, обязательным условием возникновение у лица права на предоставление жилья во внеочередном порядке, взамен признанного непригодным для проживания, является нахождение указанного гражданина на муниципальном учёте лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ обязанность доказывания данного обстоятельства лежит на истце.

Однако подобные доказательства истцами по настоящему делу на предоставлены, материалы дела указывают на то, что они не существуют.

Судом установлено, что семья истцов на муниципальном учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит и не состояла ранее, доказательства, свидетельствующие о том, что истцам было отказано во включении в список для внеочередного получения жилой площади, суду не предоставлены.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для применения положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой на администрацию <адрес> может быть возложена обязанность предоставления ФИО10, ФИО11 жилого помещения по договору социального найма вне очереди не имеется.

В соответствии с п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признанно непригодным для проживания.

В силу ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Следовательно, гражданам, не состоящим на учёте нуждающихся в жилье и проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, жилые помещения могут быть предоставлены только в случае их выселения в связи со сносом, реконструкцией, капитальным ремонтом или переоборудованием дома.

При этом в соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока отселения физических и юридических лиц из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является компетенцией органа местного самоуправления, в данном случае администрации <адрес>.

На территории муниципального образования горд Новый Уренгой действует Положение о порядке предоставления гражданам, проживающим в жилых домах, признанных непригодными для постоянного проживания, жилищных субсидий для приобретения жилья за счёт средств бюджета муниципального образования <адрес>, утверждённое постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , которое устанавливает порядок переселения граждан из аварийного жилья путём предоставления жилищных субсидий.

Согласно п. 1.3 данного нормативного акта, переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для постоянного проживания, осуществляется в соответствии с Адресным перечнем ветхих и аварийных домов, признанных непригодными для проживания и подлежащих расселению и сносу на текущий год, утверждаемых нормативным правовым актом Администрации города.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Адресный перечень ветхих и аварийных домов, признанных непригодными для проживания и подлежащих расселению и сносу в 2011 году.

<адрес>ёздная микрорайона Монтажник в этот перечень не вошёл, поэтому в настоящее время у ответчика не имеется правовых оснований для переселения семьи истцов из занимаемого жилого помещения путём предоставления жилья или жилищной субсидии.

В соответствии с п. 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как разъяснено в “Обзоре законодательства и судебно практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года”, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, порядок оспаривания соответствующих решений органа местного самоуправления, включая и решения об определении срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлен главой 25 ГПК РФ.

То есть вопрос о законности действий (бездействия) органа местного самоуправления по отселению лиц, проживающих в жилом помещении, признанном непригодном для проживания, в отличие от гражданско-правового спора о предоставлении жилого помещения вне очереди, является иным по своей правовой природе, поэтому подлежит разрешению в ином порядке.

Иными словами, в случае, если <адрес>ёздная микрорайона Монтажник не будет включён в Адресный перечень ветхих и аварийных домов, признанных непригодными для проживания и подлежащих расселению и сносу в 2012 году, ФИО10 вправе обжаловать это решение в судебном порядке.

Довод истцов о нарушении их права на жилище, гарантированного ст. 40 Конституции РФ, не может быть принят во внимание, так как механизм реализации права на жилище регламентирован нормами ЖК РФ, которые в данном случае органом местного самоуправления нарушены не были.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО10, ФИО11 к администрации <адрес> о предоставлении другого жилого помещения взамен непригодного для проживания, не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ в суд <адрес> путём подачи кассационной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

           Председательствующий: (подпись)

Копия верна:                                   (судья Белоусов А. В.)