РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ в городе Новый Уренгой Новоуренгойский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Белоусова А. В., при секретаре ФИО5, с участием истцов ФИО9 А. Н., ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО4, ФИО1 к Департаменту имущественных отношений администрации <адрес>, об оспаривании решения Департамента имущественных отношений администрации <адрес>, признание семьи участницей Окружной подпрограммы “Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО”
установил:
ФИО4, ФИО1, действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента имущественных отношений администрации <адрес> об отказе в признании семьи участницей подпрограммы “Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в <адрес>” окружной долгосрочной программы “Жилище” на 2011-2015 годы, признании семьи участницей указанной программы с включением в список молодых семей – участников окружной подпрограммы. Заявление мотивировано тем, что заявители сдали все необходимые документы для участия в указанной программе, но им было отказано в этом в связи с тем, что они зарегистрированы в разных регионах страны: ФИО4 и малолетний ФИО9 Е. А. в городе Новый Уренгой, а ФИО1 и несовершеннолетний ФИО3 – в городе <адрес>). По мнению заявителей, решение Департамента имущественных отношений является незаконным, поскольку их семья постоянно проживает на территории <адрес>, заявители работают в организациях, находящихся в городе Новый Уренгой, несовершеннолетний ФИО3 обучается Новоуренгойской школе.
ДД.ММ.ГГГГ Новоуренгойским городским судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке искового производства.
В судебном заседании истец ФИО4 на удовлетворении иска настаивал, по существу дела пояснил, что приехал в Новый Уренгой в 2002 году, никакого жилья не имеет, живет с семьёй в квартире знакомых по устной договорённости. В жилищных программах не участвовал, субсидий не получал.
Истица ФИО6 также на иске настаивала, сообщила, что приехала в Новый Уренгой в 2000 году, жила в общежитии по месту работы, снимала жильё. В браке находится с 2005 года, их семья проживает в чужой квартире, своего жилья на всей территории России у них нет. Зарегистрирована у родственников в доме в Сочи, но много лет там не проживает. После пожара в указанном доме проживание там затруднено.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений администрации <адрес> – начальник Департамента имущественных отношений ФИО7 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя данного лица и отказать ФИО9 в удовлетворении их требований в полном объёме, так как положительно рассмотреть вопрос о признании ФИО9 участницей подпрограммы “Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО” возможно будет только в случае регистрации данных граждан по месту жительстве в городе Новый Уренгой.
Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № “О федеральной целевой программе “Жилище” на 2011-2015 годы утверждена федеральная целевая программа “Жилище” и входящая в нее подпрограмма “Обеспечение жильем молодых семей”, включающая Правила предоставления молодым семьям государственной поддержки в виде социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Предусмотренная приведенными Правилами социальная выплата производится за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и органов местного самоуправления, принявших решение об участии молодой семьи в Программе.
Постановлением правительства <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ Программа на 2011-2015 годы утверждена на региональном уровне. Постановлением правительства <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование на 2011-2015 годы.
Данные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2010-2015 годы.
В соответствии с Правилами, предусмотренными Постановлением №, социальные выплаты предоставляются и участником Программы 2011-2015 может быть молодая семья:
- возраст каждого из супругов которой не превышает 35 лет;
- признанная нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке;
- имеющая доходы, позволяющие получить кредит или иные денежные средства, достаточные для оплаты средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Аналогичные требования к участникам программы предусмотрены п. 6 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям в ЯНАО.
В силу п. 1.5 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям в ЯНАО под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу подп. 4 п. 1.5.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям в ЯНАО граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо права на получение социальной выплаты в соответствии с Порядком совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо предоставившие подложные документы или заведомо ложные (недостоверные) сведения, предусмотренные Порядком, вследствие которых молодые семьи могут быть признаны претендентами на получение социальной выплаты, могут быть включены в список молодых семей на получение социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.
В силу п. 19 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подаёт в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства наряду с другими документами – документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подп. “б” п. 1.3 Порядка обязательным условием для признания молодой семьи участницей Федеральной или Окружной подпрограммы также является постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа.
Как установлено, истцы ФИО9 состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, от совместной жизни имеют ребёнка – сына ФИО2, 2009 года рождения, также с ним проживает несовершеннолетний сын истицы ФИО9 – ФИО3.
ФИО4 зарегистрирован с сыном ФИО9 Е. А. на территории ЯНАО в городе Новый Уренгой по адресу: <адрес> микрорайона Советский. ФИО4 зарегистрирован по данному адресу с 2007 года, ФИО9 Е. А. – с 2009 года.
ФИО1 и её сын ФИО3 зарегистрированы по месту жительства на территории <адрес> по адресу: <адрес>, посёлок Вардане, <адрес>А, <адрес>. ФИО1 и ФИО3 зарегистрированы по данному адресу с 1996 года. В данном жилом помещении проживает семья их родственников в составе шести человек (не считая истицу и её сына).
Как установлено, истцы с момента заключения брака проживали совместно на территории <адрес>, снимали жилье.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в орган местного самоуправления муниципального образования <адрес> с заявлением о включении в состав участников подпрограммы “Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в <адрес>” окружной долгосрочной программы “Жилище” на 2011-2015 годы их семьи в составе: истец ФИО4, истица ФИО1, несовершеннолетний ФИО3, малолетний ФИО9 Е. А.
Как следует из письменного ответа начальника Департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО9 отказано в признании участницей данной подпрограммы, так как семья зарегистрирована в разных регионах страны.
Разрешая спор, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение к правилам регистрационного учёта, Конституционный суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства и пребывания, представляющей собой лишь способ учёта. Наличие или отсутствие регистрационного учёта не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Лицо самостоятельно определяет место своего жительства и срок нахождения в том или ином месте пребывания.
В частности, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 КЗоТ Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.
Доводы истцом о том, что ФИО1 и ФИО3 постоянно проживают на территории <адрес>, объективно подтверждается представленными ими документами. Так, из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБОУ СОШ № следует, что ФИО3 обучается в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л. д. 15). Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБОУ СОШ № в данной школе ФИО3 обучался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 16). В МБОУ СОШ № ФИО3 обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (справка от ДД.ММ.ГГГГ – л. д. 17).
ФИО1 работает в ООО “Новоуренгойская Буровая Компания” постоянным методом работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время дежурным по общежитию (л. д. 18-20).
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований сомневаться в пояснениях истцом, согласно которым их семья, включая ФИО3 и ФИО9, постоянно проживает на территории в городе Новый Уренгой с 2005 года, то есть более пяти лет.
Истцы и члены их семьи не являются нанимателями жилого помещения в городе Новый Уренгой по договору социального найма, а также не являются собственниками жилых помещений, проживают по устному договору гражданско-правового найма в квартире по адресу: ЯНАО, <адрес>, мк<адрес>.
Таким образом, суд, исследовав имеющиеся по делу доказательства и оценив их в совокупности, приходит выводу о том, что постоянным местом жительства семьи ФИО9-ФИО3 является <адрес>, где данная семья постоянно проживает. При этом, учитывая, что других обстоятельств, препятствующих признанию семьи истцом участницей данной подпрограммы судом не установлено и ответчиком доказательств их существования не представлено, суд приходит о наличии оснований для удовлетворения заявленных ФИО9 требований в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Иск ФИО4, ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Департамента имущественных отношений администрации <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе ФИО4, ФИО1 в признании их семьи участницей подпрограммы “Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО”, окружной долгосрочной целевой программы “Жилище” на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П незаконным.
Признать семью ФИО9-ФИО3 участницей подпрограммы “Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО”, окружной долгосрочной целевой программы “Жилище” на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П, с включением в список молодых семей – участников окружной подпрограммы “Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО“.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в суд <адрес> в течение десяти дней со дня его вынесения путём подачи кассационной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна: (судья Белоусов А. В.)