Приговор от 25.01.2011 - ст.111 ч.4 УК РФ



Дело № 1-11/2011

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

25 января 2011 года г. Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.

с участием государственного обвинителя помощника прокурора ЗАТО г. Новоуральск Башмаковой И.С.,

защитника адвоката Гольберг И.В., представившей удостоверение ГУ МЮ РФ и ордер от 21.12.2010 года,

подсудимого Андросова М.С.,

потерпевшей Н.,

при секретаре Голыгиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда уголовное дело в отношении: Андросова Максима Сергеевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 Уголовного кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Андросов М.С. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Преступление совершено в г. Новоуральске Свердловской области при следующих обстоятельствах.

24.09.2010 Андросов М.С., находясь в состоянии алкогольного опьянения, на площадке восьмого этажа напротив квартиры по ул. <>, в ходе конфликта с ранее незнакомым О. и внезапно возникшей неприязни, действуя умышленно с целью причинения тяжкого вреда здоровью О., предвидя неизбежность причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, нанес один удар О. клинком ножа хозяйственно-бытового назначения в левую поясничную область, причинив колото-резаное ранение левой поясничной области, проникающее в брюшную полость с ранением левой почки и ранением сосудов брыжейки тонкого кишечника, массивную кровопотерю, являющиеся опасными для жизни и причинившие тяжкий вред здоровью, что повлекло смерть О. на месте происшествия через непродолжительный промежуток времени.

Подсудимый Андросов М.С. вину в предъявленном ему обвинении в умышленном убийстве не признал, пояснив суду, что 23.09.2010 в вечернее время находился в квартире Ш. по адресу ул. <>, где вместе со знакомыми С., М., Ш., отмечали день рождения. Во втором часу ночи 24.09.2010 когда он вышел на балкон квартиры, где находились С. и Ш., то услышал, как сосед с 8-го этажа О. стал им грубить, сказав, чтобы они спустились к нему, вел себя агрессивно. Все стали собираться, он испугался за ребят, предвидя необходимость защиты, взял кухонный нож, который положив в карман брюк. Спустившись на площадку 8-го этажа, он находился у лифта, а Ш. и С. подошли к квартире О., который открыл им дверь, был в состоянии опьянения, угрожая избиением, направился в его сторону. Он попытался поговорить с О., чтобы успокоить, но тот дважды ударил его кулаком по левому глазу. С. и М. пытались удержать О., который вырвался в его сторону. Опасаясь, что О. вновь продолжит наносить удары, испугавшись его поведения, достал из кармана нож, защищаясь нанес О. один удар, конкретно никуда не целился. Умысла на причинение смерти О. не имел, и не желал этого, осознавал, что нанося удар ножом, может причинить вред здоровью.

Виновность Андросова М.С. в совершении преступления подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Потерпевшая Н. суду пояснила, что О. при жизни приходился ей сыном, по характеру неконфликтный, проживал без регистрации брака с Г. по адресу ул. <>, которая 24.09.2010 около 02.00 сообщила о смерти сына. Со слов Г. ей стало известно, с компанией молодых людей, находившейся на балконе выше этажом, у сына произошел конфликт по поводу сделанного им замечания, после чего на площадке 8-го этажа перед квартирой, где сын проживал, к нему подбежал Андросов и нанес ему один удар ножом в область поясницы. Примерно через 15 минут, не дождавшись приезда скорой помощи, сын умер. Смертью сына ей причинен моральный вред, который она оценивает в хххххх руб. Она пережила глубокие нравственные страдания, связанные с невосполнимой потерей сына, который проявлял к ней заботу и внимание, оказывал любую помощь. Просит удовлетворить гражданский иск в полном объеме.

Свидетель Г. суду пояснила, что вместе с О. проживала в квартире по адресу ул. <>. Поздно вечером 23.09.2010 О., находясь на балконе, сделал замечание молодым людям, находившимся в квартире Ш. на 11-ом этаже, которые стали его оскорблять, возникла словесная ссора. После этого к ним в квартиру постучали, О. открыл дверь, вышел на лестничную площадку. Она, одевшись, следом за О. вышла на лестничную площадку перед квартирой, где увидела как двое молодых людей, одного из которого в футболке белого цвета видела на балконе Ш., удерживают О., который никаких ударов Андросову не наносил. Стала подходить к ним, в этот момент увидела у Андросова кухонный нож, которым он нанес О. удар в районе поясницы и все молодые люди сразу ушли с площадки. Она вызвала скорую помощь, которая приехала через 15 минут, но О. спасти не удалось, он умер.

Свидетель Ш. суду пояснила, что вместе с братом Н. и родителями проживает по адресу ул. <>. Вечером 23.09.2010 родителей дома не было, она вместе с братом, знакомыми С., М. и Андросовым после 23:00 продолжили в квартире отмечать день рождения С. Из-за того, что Ш. стошнило на балкон соседей 8-го этажа, произошел конфликт, сосед О. высказывая претензии, выражался грубо, кричал, угрожал, требовал спуститься к нему на этаж и разобраться, он был в состоянии алкогольного опьянения. На площадке 8-го этажа у квартиры О. находились она, С., М. и Андросов. Когда О. открыл им дверь, и Андросов его спросил о претензиях, то О. его ударил кулаком в глаз, вел себя агрессивно. Подбежавшие С. и М. стали придерживать О., чтобы тот не мог еще наносить удары, ответных ударов О. никто не наносил. В тот момент, когда О. попытался вырваться в сторону Андросова, увидела в руках у Андросова нож, которым он, стоя лицом к О. замахнулся на него, удар был нанесен по спине слева в область поясницы. О. закричал, на его крик из квартиры вышла Г., а они вчетвером ушли. Нож, которым был нанесен удар, Андросов взял у нее из квартиры, это был кухонный нож из набора с коричневой рукояткой, куда он его дел она не знает.

Свидетель С. суду пояснил, что вечером 23.09.2010 отмечал свое день рождения со знакомыми Ш., её братом Ш., Андросовым, и М., употребляли пиво на улице, а затем поднялись в квартиру Ш. по ул. <>. В первом часу ночи 24.09.2010 Н., находившегося на балконе стошнило, после этого с балкона восьмого этажа, то есть ниже на два этажа, стал кричать О. и предъявлять им претензии, в грубой форме требовал, чтобы к нему спустились. Он вместе с Ш., М., А. спустились на лестничную площадку 8-го этажа. Из квартиры вышел О. в состоянии опьянения, высказывая словесные угрозы, нанес Андросову два удара кулаком в глаз, после чего он и М. удерживая О., пытались его остановить, чтобы не дать бить Андросова. В момент удержания О. вырывался, он (С.) теряя равновесие, стал падать, затем услышал крик: «меня зарезали». Момент нанесения Андросовым удара ножом О. не видел. Находясь в шоковом состоянии от происшедшего, они вместе ушли с площадки.

Свидетель М. суду пояснил, что в ночь с 23 на 24.09.2010 он находился в квартире Ш. и её брата Н. по поводу дня рождения С., также там находился Андросов. Ш., разбудив его, позвала сходить к соседу с 8-го этажа, поясняя, что у ребят возникли проблемы. Вместе с Ш. прошел на площадку 8-го этажа, где находились С. и Андросов. Из своей квартиры вышел О., который был пьян, угрожая им избиением, нанес удар Андрсову кулаком по лицу. Он и Сочнев стали успокаивать О., отодвигая его от Андросова, пытались удержать, но О. нанес еще один удар. В этот момент у него (М.) слетел с ноги сланец синего цвета, он нагнулся за ним и услышал, как О. закричал, что его зарезали.

Из показаний свидетеля М. данных в ходе предварительного следствия, оглашенных по ходатайству государственного обвинителя в порядке ст. 281 УПК РФ и подтвержденных в ходе судебного следствия следует, что в руках у Андросова после нанесения удара О. был кухонный нож со следами крови, длинной лезвия примерно 12-13 см, с рукояткой коричневого цвета. Что дальше происходило с О., не видел, так как вместе со всеми ушел с места происшествия (л.д.153).

Свидетель Н. суду пояснил, что в ночь с 23 на 24.09.2010 вместе с сестрой Ш. и её знакомыми С., М., Андросовым находился дома в квартире по адресу ул. <>. Он был в состоянии алкогольного опьянения и на балконе квартиры, расположенной на 11-ом этаже его стошнило на улицу, после чего от соседа с восьмого этажа услышал крики и оскорбления. Он ушел с балкона, слышал, как находившиеся на балконе Андросов, С. перекрикивались с соседом, который им угрожал. Он прошел в свою комнату и лег спать, о том, что в дальнейшем делали Андросов, М. и С. не знает.

Показания свидетелей сомнений у суда не вызывают, поскольку они не содержат существенных противоречий, согласуются с совокупностью иных доказательств по делу, получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, а поэтому являются допустимыми доказательствами.

Вина подсудимого также подтверждается исследованными в судебном заседании материалами уголовного дела: протоколами осмотра места происшествия от 24.09.2010 с фототаблицей, согласно которым осмотрена площадка 8-го этажа в подъезде одноподъездного многоквартирного жилого дома по адресу ул. <>, где напротив квартиры обнаружен труп О., у которого в левой поясничной области имеется рана щелевидной формы, в квартире, расположенной на 11-ом этаже вышеуказанного дома, в данной квартире на рабочем столе кухни обнаружена подставка с набором ножей хозяйственно-бытового назначения, в которой один нож отсутствует. В коридоре квартиры, на обувной полке обнаружен сланец на левую ногу из материала синего цвета, размер «44» (л.д.9-27,28-43), протоколом осмотра предметов от 27.09.2010, согласно которому осмотрена пара сланцев из материала синего цвета, размер «44» (л.д.44-45), заключением эксперта № 98/2010/Б от 13.10.2010, согласно которому на месте происшествия, установлено наличие крови человека, которая могла принадлежать потерпевшему (л.д.82-85)

Согласно заключению эксперта № 218/Э-10 от 30.09.2010 при исследовании трупа О. выявлены колото-резаное ранение левой поясничной области, проникающее в брюшную полость с ранением левой почки и ранением сосудов брыжейки тонкого кишечника, массивная кровопотеря, которые являются опасными для жизни и по этому признаку относятся к категории тяжкого вреда здоровью, находятся в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти потерпевшего, данные повреждения прижизненные и образовались от однократного воздействия предмета с колюще-режущими свойствами. Направление удара колюще-режущим предметом совпадает с направлением раневого канала: сзади - наперед, слева - направо и, несколько, сверху вниз, длина раневого канала не менее 12 см. Смерть О. наступила 24.09.2010 от массивной кровопотери вследствие колото-резаного ранения левой поясничной области, проникающего в брюшную полость с ранением левой почки и сосудов брыжейки тонкого кишечника, через минуты, десятки минут после причинения данного ранения. При судебно-химическом исследовании крови и мочи от трупа О. обнаружен этиловый алкоголь, концентрация которого соответствует тяжелой степени опьянения (л.д.62-66).

В соответствии с заключением эксперта от 29.09.2010 у Андросова М.С. выявлены повреждения в виде кровоизлияния и царапины кожи в левой глазничной области, не причинившие вред здоровью, могли образоваться в срок и при обстоятельствах указанных в постановлении (л.д.73-74).

Из протокола явки с повинной Андросова М.С. от 24.09.2010 следует, что во втором часу утра, 24.09.2010 он, находясь возле квартиры улицы <> на почве личных неприязненных отношений, в ходе возникшего конфликта с жильцом данной квартиры нанес ему удар ножом в область спины. Нож, которым ударил мужчину взял в квартире по ул. <> (л.д. 160-161)

Действия Андросова М.С. в совершении преступления органом предварительного расследования были квалифицированы по ст. 105 ч.1 Уголовного кодекса Российской Федерации как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. На этой же квалификации настаивал в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель.

Однако оценивая исследованные доказательства по уголовному делу в их совокупности, находя их допустимыми, достоверными и достаточными, суд считает необходимым согласиться с доводами стороны защиты об отсутствии в действиях подсудимого умысла на причинение смерти О., поскольку стороной обвинения не представлено доказательств, что Андросов М.С. действовал, желая лишить жизни потерпевшего, допускал причинение ему смерти.

Судом установлено и подтверждается вышеуказанными доказательствами, что в ходе возникшего конфликта и внезапной неприязни, О. нанес Андросову М.С. два удара кулаком в область глаза, после чего последний имевшимся при себе ножом нанес один удар потерпевшему в левую поясничную область, при этом с учетом характера, локализации и механизма причинения О. повреждений, с учетом совокупности всех обстоятельств содеянного, суд приходит к выводу о направленности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью О.

В связи с тем, что по заключению эксперта потерпевшему был причинен тяжкий вред здоровью, суд полагает необходимым переквалифицировать действия виновного с ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации на ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Действуя умышленно Андросов М.С., ударяя О. ножом в поясничную область, причинил ему тяжкий вред здоровью, не желая наступления его смерти, самонадеянно рассчитывая, что он после этого останется жить. Таким образом, причинил ему смерть по неосторожности.

С учетом изложенного суд квалифицирует действия подсудимого Андросова М.С. по ст. 111 ч.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку он совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При назначении наказания Андросову М.С. судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Отягчающих наказание обстоятельств судом по данному уголовному делу не установлено. В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает его раскаяние и явку с повинной, заглаживание вины перед матерью погибшего путем принесения извинения в ходе судебного заседания.

Суд учитывает поведение самого потерпевшего, явившегося поводом для преступления, учитывает молодой возраст подсудимого, состояние его здоровья, положительную характеристику по месту работы и жительства.

При таких обстоятельствах суд находит необходимым назначить подсудимому за данное преступление наказание в виде лишения свободы без дополнительного наказания в виде ограничения свободы, полагая, что только в условиях изоляции от общества возможно достичь цели исправления Андросова М.С.

Отбывание наказания Андросову М.С. следует определить в соответствии с п. «в» ч.1 ст. 58 Уголовного кодекса Российской Федерации в исправительной колонии строгого режима.

Разрешая требование гражданского иска, суд полагает, что в силу ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации потерпевшая Н. имеет право на компенсацию морального вреда, поскольку в результате совершенного Андросовым М.С. преступления она потеряла самого близкого для неё человека – своего сына, что безусловно является невосполнимой утратой, повлекло глубокие нравственные страдания. Учитывая объяснения сторон по гражданскому иску, характер совершенного преступления, установленные обстоятельства его совершения, степень вины Андросова М.С., его имущественное положение, исходя из принципа разумности и справедливости, предусмотренного ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд снижает сумму заявленных потерпевшей исковых требований о компенсации морального вреда до хххххх руб., которые подлежат взысканию в её пользу с подсудимого.

Руководствуясь ст.ст. 302-304, 307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Андросова Максима Сергеевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок семь лет, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, исчисляя срок отбывания наказания с 24 сентября 2010 года.

Меру пресечения Андросову М.С. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения - заключение под стражей.

Взыскать с Андросова Максима Сергеевича в пользу Н. компенсацию морального вреда в размере хххххх руб.хх коп.

Вещественные доказательства по делу (л.д.46): одну пару сланцев из прорезиненного материала синего цвета, размер «44» вернуть владельцу М., а при не истребовании им в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Свердловского областного суда через Новоуральский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: О.В. Орлова

Согласовано

Судья О.В. Орлова