Приговор от 06.10.2011



Дело № 1-102/2011

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

06 октября 2011 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Минеева А.Н.,

с участием государственного обвинителя Башмаковой И.С.,

подсудимого Сологубова В.Н.,

защитников Кирпищикова Э.Ю., и Кузнецовой Е.А.,

при секретарях Мисюровой Е.В., Синицкой А.Т. и Теплоуховой С.Л.,

а также потерпевшего К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

СОЛОГУБОВА В.Н., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 Уголовного кодекса Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Сологубов В.Н. в г.Новоуральске умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах.

23 января 2011 года в период с 18.20 до 21.00 часов между находившимися в кв.хх д.ххх по ул.Л. Сологубовым В.Н. и его сожительницей Ш. при распитии спиртных напитков произошла ссора, в ходе которой Сологубов В.Н. из возникшей к Ш. неприязни, с целью причинения ей телесных повреждений умышленно нанес последней множественные удары руками и ногами по голове и телу, причинив Ш. телесные повреждения: тупую травму грудной клетки в виде перелома 10,11 ребер справа и 7,8,9,10 и 11 ребер слева с повреждением реберной плевры и ткани левого и правового легкого, двухсторонний гемопневмоторакс, кровоподтеки в подлопаточных областях; тупую травму живота в виде разрыва и подкапсульной гематомы селезенки, разрыва правой доли печени и гемоперитониум, которые являются опасными для жизни и причинили тяжкий вред здоровью. Помимо этого, Ш. также были причинены телесные повреждения в виде черепно-мозговой травмы – субдуральной гематомы, субарахноидального кровоизлияния левой лобной доли, кровоизлияния в мягкие ткани головы, ушибленных ран и кровоподтеков правой ушной раковины, осаднения кожи в проекции нижнего края правой глазницы, ушиба (отека) мягких тканей теменных и затылочных долей, ссадины кожи правой скуловой области, кровоподтека и ссадин кожи спинки носа, кровоподтека правой височной области, кровоподтека и ссадины кожи правой лобно-височной области, кровоподтека и ссадины кожи лобной области справа, кровоподтека и ссадины кожи в левой лобно-глазнично-скуловой области, кровоподтека в области нижней челюсти справа, кровоподтеков и ссадин кожи в области нижней челюсти слева, ушибленной раны подбородочной области, поверхностной ушибленной раны левой ушной раковины, повлекшие расстройство здоровья средней тяжести по признаку длительности расстройства здоровья; а также не повлекшие за собой кратковременного расстройства здоровья или стойкой утраты общей трудоспособности и не причинившие вреда здоровью повреждения в виде ссадины и кровоподтеков в области шеи, ссадин кожи в левой ключичной области, кровоподтеков верхней части передней поверхности грудной клетки, кровоподтеков в области молочных желез, кровоподтеков в лопаточной и межлопаточной областях, кровоподтеков в поясничных областях, кровоподтеков левого и правого плеч, предплечий, кровоподтеков левой и правой кисти, кровоподтеков в области промежности, осаднения кожи в области правого гребня подвздошной кости и кровоподтека в области левого гребня подвздошной кости. От двухстороннего гемопневмоторакса, развившегося в результате тупой травмы грудной клетки, Ш. скончалась на месте происшествия 24.01.2011 года.

Допрошенный в качестве подсудимого Сологубов свою вину признал частично и показал, что с утра 23.01.2011 года вместе со своей сожительницей Ш. собирали вещи и готовились к переезду. Одновременно они употребляли водку, выпив к вечеру этого дня на двоих 1,5 литра. В ходе распития спиртного у них возник скандал из-за того, что Ш. оскорбила его, и тогда она нанес ей несколько ударов руками и ногами по различным частям тела. Затем он уснул, а когда проснулся, то еще сходил в магазин и, вернувшись, обнаружил Ш. в ванной комнате уже мертвой, после чего пошел к соседям снизу и сообщил, что Ш. мертва. Вину признает частично, поскольку не помнит, чтобы наносил потерпевшей такое большое количество ударов.

Обстоятельства совершения преступления Сологубов описал и в явке с повинной от 24.01.2011 года (л.д.134), где также указал, что 23.01.2011 года между ним и Ш. произошла ссора, и он нанес последней не менее 10 ударов кулаками и ногами по телу потерпевшей; а также в ходе проверки его показаний на месте происшествия (л.д.141-150) от 02.02.2011 года, в ходе которой Сологубов также подтвердил, что в кв.хх дома ххх по ул.Л. во время ссоры с Ш. нанес последней множественные удары руками и ногами по голове и телу, после чего уснул, а, проснувшись и сходив в магазин, обнаружил тело Ш. в ванной комнате.

Вместе с тем, несмотря лишь на частичное признание подсудимым свой вины, его виновность полностью подтверждается исследованными судом доказательствами.

Так, допрошенные судом в качестве свидетелей С. и М. суду показали, что являются соседями Ш. и Сологубова и проживают в кв.хх, что расположена этажом ниже. Около полуночи 23.01.2011 года к ним домой пришел Сологубов и сообщил, что Ш. не дышит, а до этого они с ней повздорили. М. поднялась вместе с Сологубовым в его квартиру и обнаружила в ванной комнате тело Ш. Все тело последней было в кровоподтеках, лицо опухшее, на голове кровавое пятно. После этого свидетели вызвали "скорую помощь". Помимо этого, свидетель С. суду показала, что Сологубов неоднократно и ранее избивал Ш. на почве ревности, о чем ей говорила сама Ш.

Допрошенные в качестве свидетелей фельдшеры "скорой помощи" К. и Т. суду показали, что вечером 23.01.2011 года по вызову они прибыли на место происшествия, где обнаружили в ванной комнате труп женщины, тело которой было с признаками насильственной смерти ввиду наличия на нем множественных кровоподтеков. В квартире находился Сологубов, который на их вопросы пояснил, что между ним и потерпевшей произошла ссора и драка, при этом что-то более конкретное он не рассказывал, так как нахолодился в состоянии алкогольного опьянения.

Потерпевший К., а также свидетель Д., являющиеся сыновьями Ш. также показали суду, что вечером 23.01.2011 года от соседей им стало известно о смерти матери. Придя к квартиру последней на ул.Л., они увидели там врачей "скорой помощи", со слов которых труп их матери находился в ванной комнате с множественными телесными повреждениями. Сологубов в это время находился в квартире в состоянии алкогольного опьянения. Им известно, что Сологубов и ранее неоднократно избивал мать. В этот день они видели мать в дневное время и при этом никаких телесных повреждений у нее не было.

О совершении Сологубовым преступления в кв.хх д.ххх по ул.Л. следует и из протокола осмотра места происшествия от 24.01.2011 года (л.д.13-29), согласно которому в ванной комнате квартиры был обнаружен труп Ш. с множественными телесными повреждениями, а на полу в комнате обнаружены обильные следы вещества бурого цвета, похожего на кровь. В квартире также были обнаружены джинсы светлого цвета и следы пальцев рук на поверхности находящихся в комнате бутылок.

Впоследствии 24.01.2011 года у Сологубова были изъяты джинсы синего цвета и кроссовки со следами вещества бурого цвета (л.д.31-34).

Согласно заключению экспертов №№15/2011/Б, 16/2011/Б от 16.02.2011 года (л.д.56-60 и 69-71 соответственно), а также заключению эксперта №214 от 05.02.2011 года (л.д.83-93) на изъятых при осмотре места происшествия брюках, а также изъятых у Сологубова джинсах и кроссовках обнаружена кровь человека, которая могла произойти от Ш., а следы пальцев рук на бутылках оставлены Сологубовым.

Факт причинения телесных повреждений Ш. при указанных Сологубовым обстоятельствах и описанным им способом подтверждается и заключением судебно-медицинского эксперта №15/Э-09 от 17.02.2011 года (л.д.39-49), согласно которому при исследовании трупа Ш. у последней были выявлены телесные повреждения: тупую травму грудной клетки в виде перелома 10,11 ребер справа и 7,8,9,10 и 11 ребер слева с повреждением реберной плевры и ткани левого и правового легкого, двухсторонний гемопневмоторакс, кровоподтеки в подлопаточных областях; тупую травму живота в виде разрыва и подкапсульной гематомы селезенки, разрыва правой доли печени и гемоперитониум, которые являются опасными для жизни и причинили тяжкий вред здоровью. Помимо этого, Ш. также были причинены телесные повреждения в виде черепно-мозговой травмы – субдуральной гематомы, субарахноидального кровоизлияния левой лобной доли, кровоизлияния в мягкие ткани головы, ушибленных ран и кровоподтеков правой ушной раковины, осаднения кожи в проекции нижнего края правой глазницы, ушиба (отека) мягких тканей теменных и затылочных долей, ссадины кожи правой скуловой области, кровоподтека и ссадин кожи спинки носа, кровоподтека правой височной области, кровоподтека и ссадины кожи правой лобно-височной области, кровоподтека и ссадины кожи лобной области справа, кровоподтека и ссадины кожи в левой лобно-глазнично-скуловой области, кровоподтека в области нижней челюсти справа, кровоподтеков и ссадин кожи в области нижней челюсти слева, ушибленной раны подбородочной области, поверхностной ушибленной раны левой ушной раковины, повлекшие расстройство здоровья средней тяжести по признаку длительности расстройства здоровья; а также не повлекшие за собой кратковременного расстройства здоровья или стойкой утраты общей трудоспособности и не причинившие вреда здоровью повреждения в виде ссадины и кровоподтеков в области шеи, ссадин кожи в левой ключичной области, кровоподтеков верхней части передней поверхности грудной клетки, кровоподтеков в области молочных желез, кровоподтеков в лопаточной и межлопаточной областях, кровоподтеков в поясничных областях, кровоподтеков левого и правого плеч, предплечий, кровоподтеков левой и правой кисти, кровоподтеков в области промежности, осаднения кожи в области правого гребня подвздошной кости и кровоподтека в области левого гребня подвздошной кости. По мнению эксперта Ш. скончалась на месте происшествия 24.01.2011 года от двухстороннего гемопневмоторакса, развившегося в результате тупой травмы грудной клетки, то есть выявленные у ней телесные повреждения, которые были причинены Сологубовым, находятся в непосредственной причинной связи со смертью Ш.

Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств позволяет прийти к выводу, что Сологубов нанес умышленно с целью причинения телесных повреждений множественные удары кулаками и ногами в различные части тела Ш., в результате чего последовала смерть потерпевшей через незначительный промежуток времени. Доводы Сологубова, что он не мог нанести Ш. большое количество ударов по голове и телу опровергаются тем, что кроме него и потерпевшей в квартире более никого не находилось, ранее, то есть в этот же день, у Ш. никаких телесных повреждений не имелось, а потому нанесение Ш. телесных повреждений кем-либо иным, а не Сологубовым, исключается. О том, что иных лиц в квартире не находилось указывает и заключение дактилоскопической экспертизы, установившей наличие в квартире следов пальцев рук только Сологубова. Сам факт того, что подсудимый не смог вспомнить конкретное количество нанесенных Ш. ударов объясняется состоянием алкогольного опьянения Сологубова в момент совершения преступления.

При таких обстоятельствах, суд находит добытые в ходе предварительного следствия и положенные в основу обвинения, а впоследствии исследованные судом доказательства достаточными, достоверными и допустимыми, и квалифицирует действия Сологубова В.Н. по ст.111 ч.4 Уголовного кодекса Российской Федерации – как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Разрешая вопрос о наказании, суд принимает во внимание характер и общественную опасность совершенного подсудимым преступления. Судом принимается к сведению, что Сологубов, фактически, свою вину признал полностью и обратился с явкой с повинной, способствуя в дальнейшем раскрытию преступления.

Вместе с тем, суд не может не принять во внимание при назначении наказания, что Сологубовым совершено особо тяжкое умышленное преступление, объектом которого явилось здоровье и жизнь человека. Обстоятельства совершенного Сологубовым преступления свидетельствуют об агрессивности подсудимого в состоянии алкогольного опьянения и его опасности для общества. Учитывает суд и то, что Сологубов ранее неоднократно избивал Ш. и безнаказанность такого поведения привела к совершению указанного преступления, а также то, что в отношении подсудимого неоднократно проводились профилактические беседы участковым уполномоченным ввиду поступления жалоб от соседей на поведение в быту и употребление спиртных напитков (л.д.180).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исправление подсудимого возможно лишь в местах изоляции его от общества, но не находя при этом оснований для назначения дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

Потерпевшим К. также заявлены исковые требования о возмещении материального ущерба, связанного с понесенными расходами на похороны Ш. в размере ххххх,хх руб. и требования о компенсации морального вреда в размере хххххх руб., которые подсудимым признаны в полном объеме. Суд полагает, что исковые требования являются полностью обоснованными и подтверждены представленными в суд письменными доказательствами в части причиненного материального ущерба. Обоснованны данные требования и в части компенсации морального вреда, поскольку в результате совершения преступления подсудимым скончалась мать потерпевшего, являющаяся его близким родственником, и с которой он находился в близких отношениях до самой смерти Ш., поэтому он вправе в соответствии со ст.151, 1099 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать компенсации морального вреда, а в соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать возмещения всех понесенных им расходов, связанных со смертью Ш. с учетом изложенного, суд полагает возможным взыскать с подсудимого в пользу потерпевшего расходы на похороны в размере ххххх,хх руб., а также компенсацию морального вреда в размере ххххххруб., размер которой является вполне разумным и справедливым возмещением понесенных потерпевшим нравственных переживаний.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307, 308 и 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

СОЛОГУБОВА В.Н. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 Уголовного Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона №26-ФЗ от 07.03.2011 года) и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет без ограничения свободы с отбыванием в исправительной колонии СТРОГОГО режима.

Меру пресечения Сологубову В.Н. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения в виде заключения под стражей.

Срок отбытия наказания исчислять с 24 января 2011 года.

Вещественные доказательства по делу – джинсы синего цвета, пару кроссовок – передать осужденному Сологубову В.Н; джинсы светлого цвета – передать потерпевшему К., а при неистребовании в течение месяца со дня вступления приговора в законную силу - уничтожить.

Гражданский иск К. к Сологубову В.Н. удовлетворить, взыскав с Сологубова В.Н. в пользу К. в счет возмещения ущерба ххххх,хх рублей и в счет компенсации морального вреда хххххх рублей.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Свердловского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в течение 10 суток с момента получения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а в случае подачи кассационного представления или кассационной жалобы потерпевшим ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции может быть заявлено осужденным в течение 10 суток со дня получения их копий. Осужденный также вправе ходатайствовать об участии в суде кассационной инстанции защитника.

Председательствующий: А.Н.Минеев

СОГЛАСОВАНО

Судья А.Н. Минеев