Решение от 28.10.2010 - о признании решения комиссии УПФ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным



Дело № 2-1220/2010

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Гладких М.А.,

при секретаре Синицкой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерябиной Л.Н. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске о признании решение ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

26.07.2010 года ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске (далее - ГУ УПФ РФ) решением отказало Дерябиной Л.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, ссылаясь на отсутствие требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии специального стажа 30 лет. При этом ГУ УПФ РФ не включило Дерябиной Л.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды:

- с 03.03.1997 г. по 28.03.1997 г., с 11.04.2007г. по 11.04.2007г., с 31.05.2007г. по 11.07.2007г. в должности медсестры глазного кабинета Центральной городской больницы, МУ «Городская больница», т.к. она находилась на курсах повышения квалификации.

- с 28.10.1991г. по 25.12.1992г. в должности старшей медсестры Отдела дошкольных учреждений Уральского автомоторного завода ПО ЗИЛ.

Вместе с тем в специальный стаж Дерябиной Л.Н.., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, ГУ УПФ РФ засчитан период ее медицинской деятельности в общей сложности 28 лет 08 месяцев 7 дней.

Оспаривая законность данного решения ГУ УПФ РФ, Дерябина Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение ГУ УПФ РФ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязать ГУ УПФ РФ включить в специальный трудовой стаж вышеуказанные периоды, а также обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в ГУ УПФ РФ - с 19.07.2010 года.

В судебном заседании Дерябина Л.Н. иск поддержала, в обоснование которого суду пояснила, что имеет специальное медицинское образование в 1979 году окончила Свердловское областное медицинское училище по специальности медицинской сестры, занимается лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с1979 года, на момент обращения её в ГУ УПФ РФ имела стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет, считает незаконным вышеназванное решение ГУ УПФ РФ в части отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии, поскольку в первый оспариваемый период - с 03.03.1997 г. по 28.03.1997г., с 11.04.2007г. по 11.04.2007г., с 31.05.2007г. по 11.07.2007г.. она, работая в должности медсестры глазного кабинета Центральной городской больницы, МУ «Городская больница», находилась на курсах повышения квалификации, ей выплачивались командировочные расходы, трудовой договор с ней не расторгался, за ней сохранялось ее рабочее место и должность, средний заработок, производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем полагает, что данный период также подлежит включению ей в специальный трудовой стаж. Во второй оспариваемый период с 28.10.1991г. по 25.12.1992г. она работала в должности старшей медсестры яслей-сада № 2 Уральского автомоторного завода, где выполняла медицинские манипуляции и оздоровительные, противоэпидемические мероприятия с детьми ясельного возраста, имеющими отклонения в здоровье, фактически занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в указанном учреждении, что подтверждается архивной справкой. По мнению истицы, решение ГУ УПФ РФ от 26.07.2010 года нарушает ее конституционное право на получение досрочной пенсии, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика – Сушкова Е.В. исковые требования Дерябиной Л.Н. не признала, указав, что решение ГУ УПФ РФ в отношении истицы принято в соответствии с действующим законодательством. Первый оспариваемый период нахождения истицы на курсах повышения квалификации не включены в ее специальный трудовой стаж, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

Второй оспариваемый истицей период в должности медсестры детских яслей-сада № 2 Уральского автомоторного завода не включен в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку данный период работы не был подтвержден истицей. Архивной справки, представленной истицей в суд, от 12 августа 2010 года достаточно для подтверждения указанного периода работы истицей и включения его в стаж, дающей право на досрочную пенсию.

Третье лицо - ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представлен отзыв, из которого следует, что просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, исковые требования Дерябиной Л.Н. поддерживает, считает, что истице необходимо включить в льготный трудовой стаж оспариваемые периоды.

С учетом мнения сторон дело рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица.

Свидетель Х. суду пояснила, что в период с 28.10.1991года по 25.12.1992год она работала медицинской сестрой в детских яслях-сад № 2 Уральского автомоторного завода. В указанный период вместе с ней на должности старшей медицинской сестры работала Дерябина Л.Н. В должностные обязанности последней входило лечебно-профилактическая работа, а именно наблюдение, лечение детей, посещающих ясли-сад. По назначению врачей Дерябиной делались ингаляции, уколы, давались медикаменты. Делались прививки. Также проводился ежедневный осмотр детей перед приемом их в группы, а именно осмотр зева и измерение температуры.

Свидетель Д. в судебном заседания дала показания аналогичные показаниям Х. и подтвердила, факт осуществления Дерябиной Л.Н. в период с 28.10.1991г. по 25.12.1992г. медицинской деятельности.

Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решение ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске, по мнению суда, является незаконным и противоречит, как действующему пенсионному законодательству, так и Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст.37 ч.3; ст.41 ч.1). По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом, а в силу ст.55 Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом, но не подзаконными актами.

В соответствии с подп.11 п.1 ст.28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. До 01.01.2002 г. аналогичное положение было закреплено в ст.81 Закона «О государственных пенсиях в РФ».

Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что истица имеет специальное медицинское образование: в 1979 году она закончила Свердловское областное медицинское училище по специальности «медсестринской деятельности», имеет квалификацию медицинской сестры (л.д. 40).

Отказывая истице в назначении досрочной пенсии и не включая в специальный стаж для назначения льготной пенсии первый оспариваемый период в должности медсестры яслей-сада № 2,Уральского автомоторного завода, ГУ УПФ РФ указало, что данный период будет учтен в специальный стаж при подтверждении факта работы в структурном подразделении Отдела дошкольных учреждений Уральского автомоторного завода ПО ЗИЛ.

Суду предоставлена архивная справка от 12 августа 2010года согласно которой Дерябина Л.Н. с 28.10.1991года старшей медсестрой в ясли-сад № 2 Уральского автомоторного завода производственного объединения ЗИЛ. Уволена с 25.12.1992года по собственному желанию.

Суд полагает, что в данный период истица непосредственно исполняла трудовые обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, что кроме объяснений истицы объективно подтверждается записями в ее трудовой книжке, согласно которым она была принята на работу на должность старшей медсестры, а также показаниями свидетелей Х. и Д.

Иного образования, кроме медицинского, у истицы не имеется, исходя из этого можно сделать вывод о том, что в указанном учреждении Дерябина Л.Н. занималась медицинской деятельностью. Подтверждением данному выводу является и представленная истицей должностная инструкция медицинской сестры яслей-сада, согласно которой на должность медицинской сестры назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование, а в обязанности данного работника входит тщательный утренний прием детей из дома, оказание ребенку срочной доврачебной помощи, проведение лечебно-профилактической и санитарно-гигиенической работы, организация оздоровительных мероприятий.

Кроме того, согласно ст.58 Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначались при соблюдении условий, установленных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Должность медицинской сестры в детских яслях, садах, яслях-садах содержалась в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (п.п. 1 п.1). Эта работа характеризовалась как работа медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях материнства и детства. Детские ясли были исключены из номенклатуры учреждений здравоохранения только приказом Минздрава СССР от 29.08.1984 года № 1003 «Об исключении из номенклатуры учреждений здравоохранения детских яслей».

Таким образом, указанный период работы истицы подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Второй оспариваемый истицей период нахождения на курсах повышения квалификации с 03.03.1997 г. по 28.03.1997 г., с 11.04.2007г. по 11.04.2007г., с 31.05.2007г. по 11.07.2007г. также подлежат ей включению в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» непосредственно не содержит запрета на включение курсов повышения квалификации медицинским работникам в специальный трудовой стаж, а подзаконными актами Правительства РФ установление таких ограничений, предусмотренных ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», права отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии недопустимо в силу п.3 ст.55 Конституции РФ.

Согласно записи в трудовой книжке Дерябина Л.Н. в указанный период времени из медицинских учреждений не увольнялась, продолжая там работать, за истицей сохранялось ее рабочее место, должность, средний заработок, производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд РФ. Дерябина Л.Н. была направлена на курсы повышения квалификации по приказу руководителя, в целях повышения ее квалификации и для усовершенствования навыков работы, с целью использования полученных знаний и навыков в дальнейшей работе. Факт нахождения истицы в данный оспариваемый период на курсах повышения квалификации подтвержден представленными ею документами: справкой ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России от 01.09.2010 г. № 08-26/92 (л.д.10), приказами по МУ «Городская больница» от 27.03.2007 г. № 610-к, 12.04.2007г. № 747-к, 14.05.2007г. № 968-к (л.д. 14-16), свидетельством о прохождении курсов повышения квалификации (л.д.59), сертификатом о сдаче квалификационных экзаменов (л.д.58), выписками из журналов учета курсов повышения квалификации (л.д.53-57).

С учетом изложенного, суд считает, что ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске толкует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в целях ухудшения положения истицы в области пенсионного обеспечения, что, в свою очередь, является прямым нарушением ст.2 Конституции РФ, определяющей права и свободы человека высшей ценностью, а обязанностью государства соблюдать и защищать эти права. Оспариваемые периоды исключены из специального стажа истицы, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, незаконно, в связи с чем исковые требования Дерябиной Л.Н. подлежат удовлетворению.

Поскольку стаж работы Дерябиной Л.Н., дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом оспариваемых периодов составляет:

- с 03.03.1997 г. по 28.03.1997 г., с 11.04.207г. по 11.04.2007г., с 31.05.2007г. по 11.07.2007г. (2 месяца 7 дней) - в должности медсестры глазного кабинета Центральной городской больницы, МУ «Городская больница» (курсы повышения квалификации),

- с 28.10.1991 г. по 25.12.1992 г. (1 год 1 месяц 28 дней) - в должности старшей медсестры ясли-сад № 2 Уральского автомоторного завода производственного объединения ЗИЛ,

а всего 1 год 4 месяца 5 дней на момент ее обращения в ГУ УПФ РФ, с учетом специального стажа 28 лет 8 месяцев 7 дня, принятого ГУ УПФ РФ к зачету, составляет более 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (30 лет 12 дней), следовательно, требование истицы назначить досрочную трудовую пенсию с даты её обращения в ГУ УПФ РФ за указанной пенсией, т.е. с 19.07.2010 года, подлежит удовлетворению, что соответствует требованиям ст.19 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией в пенсионный фонд.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ при удовлетворении иска с ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске в пользу истицы надлежит взыскать понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск Дерябиной Л.Н. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске о признании решение ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске №1183/118860 от 26.07.2010 года в части отказа Дерябиной Л.Н.. включить в специальный трудовой стаж периоды:

- с 28.10.1991 г. по 25.12.1992 г. - в должности старшей медсестры яслей-сада № 2 Уральского автомоторного завода,

- с 03.03.1997 г. по 28.03.1997г., с 11.04.2007г. по 11.04.207г., с 31.05.2007г. по 11.07.2007г. - в должности медсестры глазного кабинета Центральной городской больницы, МУ «Городская больница» (курсы повышения квалификации).

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Новоуральске зачесть в специальный стаж работы Дерябиной Л.Н. указанные периоды: с 28.10.1991 г. по 25.12.1992г., с 03.03.1997 г. по 28.03.1997 г., с 11.04.2007 г. по 11.04.2007г., с 31.05.2007г. по 11.07.2007г., назначить и выплачивать Дерябиной Л.Н.. досрочную трудовую пенсию в связи с наличием специального стажа с 19.07.2010 года.

Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске в пользу Дерябиной Л.Н. расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней, через Новоуральский городской суд.

Председательствующий М.А.Гладких