Дело № 2-324/2011
Мотивированное решение изготовлено 10.04.2011 года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
5 апреля 2011 года г.Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Гладких М.А.,
при секретаре Глинской К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симаковой Л.Б. к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске о признании незаконным решение ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске,
УСТАНОВИЛ:
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске (далее - ГУ УПФ РФ) решением отказало Симаковой Л.Б. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику из-за отсутствия требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии специального стажа 30 лет. При этом ГУ УПФ РФ не включило Симаковой Л.Б. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды её работы:
- с 15.09.1994 г. по 31.12.1994 г. - в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У»,
- с 23.04.2009 г. по 20.05.2009 г. - в должности фельдшера в поликлинике ФГУЗ «ЦМСЧ» (курсы повышения квалификации)
-с 25.06.1981 по 11.07.1982г. - в должности и.о.главного врача, фельдшера в сельской больнице.
Вместе с тем ГУ УПФ РФ признало за Симаковой Л.Б. право на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии 28 лет 04 месяцев 07 дней.
Оспаривая законность данного решения ГУ УПФ РФ, Симакова Л.Б. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ГУ УПФ РФ включить в специальный трудовой стаж вышеуказанные оспариваемые ею периоды работы, назначить ей досрочную трудовую пенсию.
В судебном заседании Симакова Л.Б. и ее представитель Кузичева М.Г. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, вобоснование иска суду пояснили, что Симакова Л.Б. имеет специальное медицинское образование, считают незаконным решение ГУ УПФ РФ об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии, поскольку в оспариваемые истцом периоды в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У», фельдшера в поликлинике ФГУЗ «ЦМСЧ», и.о.главного врача, фельдшера в сельской больнице истец в соответствии с должностной инструкцией осуществляла деятельность по охране здоровья населения: в этот период она по назначению врача делала лицам, проходящим лечение, внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции, раздавала лекарства, измеряла артериальное давление, температуру, ставила банки, горчичники и т.д., оказывала неотложную медицинскую помощь. При этом работая по совместительству и.о.главного врача сельской больницы, истца никто от должности и работы фельдшера не освобождал. Работая в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У», структурном подразделении данного предприятия, созданного для осуществления лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, истец также занималась лечебной деятельностью по охране здоровья граждан – работников «К»: по назначению врача делала лицам, проходящим в профилактории профилактическое лечение, внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции, раздавала лекарства, измеряла артериальное давление, ставила банки, горчичники и т.д. Работая фельдшером в поликлинике ФГУЗ «ЦМСЧ», истица находилась на курсах повышения квалификации, повышение квалификации производилось для подтверждения ее квалификационной категории, ей выплачивались командировочные расходы, трудовой договор с ней не расторгался, за ней сохранялось ее рабочее место и должность, средний заработок, производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд РФ.
По мнению истицы, оспариваемое решение ГУ УПФ РФ нарушает ее конституционное право на получение досрочной пенсии, просит иск удовлетворить и назначить ей пенсию с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию.
Представитель ответчика Сушкова Е.В. исковые требования Симаковой Л.Б. не признала, пояснив суду, что решение ГУ УПФ РФ в отношении истицы принято в соответствии с действующим законодательством. Оспариваемые истицей периоды в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У» не включены в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку данное учреждение не является учреждением здравоохранения, не предусмотрено Списком профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации не подлежит включению в ее специальный стаж, поскольку Правила исчисления периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. содержит исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, и не предусматривают курсы повышения квалификации. Период работы истицы в должности и.о.главного врача, фельдшера в сельской больнице может быть включен в специальный трудовой стаж при документальном подтверждении работы истицы в данный период в должности фельдшера.
Представитель третьего лица ФГУЗ «ЦМСЧ» будучи надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, суду представил отзыв по исковому заявлению и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а потому судом с учетом мнения сторон дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица.
Свидетель М. суду показала, что в период с 15.09.1994г. по 31.12.1994г. она вместе с истицей работала в лечебно-оздоровительном комплексе «У». В указанный период времени истица в течении рабочего дня осуществляла лечебную деятельность, а именно: обследовала работников предприятия, ставила диагнозы, снимала кардиограммы, делала перевязки, ставила прививки и др.
Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решение ГУ УПФ РФ в г.Новоуральск, по мнению суда, является незаконным и противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст.37 ч.3; ст.41 ч.1). По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом, а в силу ст.55 Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом, но не подзаконными актами.
В соответствии с подп.11 п.1 ст.28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах в сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. До 01.01.2002 года аналогичное положение было закреплено в ст.81 Закона «О государственных пенсиях в РФ».
Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что истица имеет специальное медицинское образование: закончила Свердловское областное медицинское училище по специальности «фельдшер», имеет квалификацию фельдшера.
Отказывая истице во включении в ее специальный трудовой стаж для назначения пенсии оспариваемые периоды в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У», ГУ УПФ РФ указало, что данное учреждения не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих лечебную деятельность по охране здоровья, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Однако, судом установлено, что Симакова Л.Б., в оспариваемые периоды работала:
- с 15.09.1994 г. по 31.12.1994 г. - в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У»,
-с 23.04.2009г. по 20.05.2009г - фельдшер в поликлинике ФГУЗ «ЦМСЧ»
-с 25.06.1981 по 11.07.1982г.-и.о. главного врача, фельдшера в сельской больнице,
т.е. истица подпадает под категорию лиц, которым может быть назначена досрочная трудовая пенсия в связи с тем, что Симакова Л.Б., несмотря на название учреждений, в которых она работала, занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, что кроме объяснений истицы и ее представителя подтверждено также показаниями допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля М.
Из совместного решения дирекции «У» и президиума ОКП «О создании лечебно-оздоровительного комплекса, постановления главы администрации г.Новоуральска «О регистрации обособленного структурного подразделения «У» - Лечебно-оздоровительного комплекса, приказа. «О вводе в действие Положения о лечебно-оздоровительном комплексе «У», Положения «О лечебно - оздоровительном комплексе комбината», введенного в действие с 09.09.2003 г., следует, что Лечебно-оздоровительный комплекс был организован как структурное подразделение «К» совместным решением дирекции комбината и Президиума ОКП для проведения лечебно - профилактической работы среди трудящихся комбината. Основными задачами ЛОКа являлись: осуществление лечебно-оздоровительной деятельности, оказание стоматологической помощи работникам комбината, а одними из основных функций ЛОКа были организация и проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий среди работников «У», то есть в указанный оспариваемый период с 15.09.1994 г. по 31.12.1994 г. в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У» истица занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 23.04.2009 г. по 20.05.2009 г. - в должности фельдшера в поликлинике ФГУЗ «ЦМСЧ» также подлежит ей включению в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» непосредственно не содержит запрета на включение курсов повышения квалификации медицинским работникам в специальный трудовой стаж, а подзаконными актами Правительства РФ установление таких ограничений, предусмотренных ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», права отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии не допустимо в силу п.3 ст.55 Конституции РФ.
Согласно записи в трудовой книжке Симакова Л.Б. в указанный период времени из медицинского учреждения не увольнялась, продолжая там работать, за истицей сохранялось ее рабочее место, должность, средний заработок, производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд РФ. Симакова Л.Б. была направлена на курсы повышения квалификации по приказу руководителя, в целях повышения ее квалификации и для усовершенствования навыков работы, с целью использования полученных знаний и навыков в дальнейшей работе. При этом суд также учитывает, что нахождение истицы на курсах повышения квалификации являлось необходимым условием подтверждения ее квалификационной категории, как медицинского работника.
Период работы истицы с 25.06.1981г. по 11.07.1981г. в должности и.о.главного врача, фельдшера в сельской больнице, также подлежит ей включению в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости по следующим основаниям. Судом установлено, что приказом Симакова Л.Б. принята на должность фельдшера сельской больницы, что подтверждается записью в трудовой книжке истицы. Приказом истице разрешено совмещение 0,5 ставки и.о.главного врача больницы на время декретного отпуска Р., а также разрешено совмещение 0,25 ставки фельдшера-терапевта дежурного по вызовам, что подтверждается соответствующим приказом. При этом истицу от основной работы по должности фельдшера, на которую она была принята приказом, никто не освобождал и она в оспариваемый период занималась лечебной деятельностью целый рабочий день. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено в судебном заседании.
Судом установлено, что сельская больница расположена в сельской местности, что подтверждается справкой отдела по Управлению населенными пунктами. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и в поселках городского типа (рабочих поселках), год работы засчитывается в стаж как один год и три месяца.
Таким образом, период работы истицы с 25.06.1981г. по 11.07.1982г. в должности и.о.главного врача, фельдшера в сельской больнице подлежит включению в специальный стаж работы истицы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости исходя из расчета один год работы, как один год и три месяца.
Таким образом, необоснованным является утверждение ответчика о том, что работа Симаковой Л.Б. в оспариваемые ею периоды не подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в оспариваемые периоды истица выполняла обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, т.е. она выполняла социально-полезную лечебную работу, на которой подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, и которая по смыслу ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 01.11.99 г. право на получение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда Закон (как и ранее действовавшее пенсионное законодательство) связывает с наличием у работника специального трудового стажа (суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности).
С учетом изложенного суд считает, что досрочная пенсия медицинским работникам должна назначаться в зависимости от вида деятельности, а не от названия должности или названия учреждения, с которыми данные работники состояли в трудовых отношениях. ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске толкует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в целях ухудшения положения истицы в области пенсионного обеспечения, что, в свою очередь, является прямым нарушением ст.2 Конституции РФ, определяющей права и свободы человека высшей ценностью, а обязанностью государства соблюдать и защищать эти права, поэтому требования Симаковой Л.Б. подлежат удовлетворению и ей надлежит включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии оспариваемые периоды работы в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У», фельдшера в поликлинике ФГУЗ ЦМСЧ (курсы повышения квалификации), поскольку истица непосредственно исполняла трудовые обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в должности и.о.главного врача, фельдшера в сельской больнице, поскольку истица исполняла трудовые обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
На основании изложенного, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отказ ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске в назначении досрочной трудовой пенсии Симаковой Л.Б. в данном случае нарушает ее права, предусмотренные ст.19 Конституции РФ, согласно которой «все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина».
Таким образом, стаж работы истицы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом оспариваемых периодов составил:
- с 15.09.1994 г. по 31.12.1994 г. (3 месяца 16 дней) - в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У»,
- с 23.04.2009 г. по 20.05.2009 г. (28 дней) - в должности фельдшера в поликлинике ФГУЗ ЦМСЧ (курсы повышения квалификации),
-с 25.06.1981 по 11.07.1982г. ( из расчета 1 год равен 1 году 3 месяцам)- в должности и.о.главного врача, фельдшера в сельской больнице,
а всего на момент обращения Симаковой Л.Б. в ГУ УПФ РФ с учетом принятого к зачету специального стажа истицы 28 лет 4 месяца 7 дней составляет более 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следовательно, требование Симаковой Л.Б. назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты ее обращения в ГУ УПФ РФ за указанной пенсией, то есть с 27.12.2010, подлежит удовлетворению, что соответствует требованиям ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией в пенсионный фонд.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с удовлетворением иска, с ответчика в пользу истицы Симаковой Л.Б. надлежит взыскать понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины - в сумме 200 руб. и расходы по составлению доверенности в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Симаковой Л.Б. к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске о признании незаконным решение ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске - удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске в части отказа Симаковой Л.Б. включить в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее работы:
1) с 15.09.1994г. по 31.12.1994г. - в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У»
2) с 23.04.2009г. по 20.05.2009г.- в должности фельдшера в поликлинике ФГУЗ «ЦМСЧ» (курсы повышения квалификации)
3) с 25.06.1981г. по 11.07.1982г.-и.о. главного врача, фельдшера в сельской больнице.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске зачесть в стаж работы Симаковой Л.Б., дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее работы:
1) с 15.09.1994г. по 31.12.1994г. - в должности фельдшера в лечебно-оздоровительном комплексе «У»
2) с 23.04.2009г. по 20.05.2009г.- в должности фельдшера в поликлинике ФГУЗ «ЦМСЧ» (курсы повышения квалификации)
3) с 25.06.1981г. по 11.07.1982г.-и.о. главного врача, фельдшера в сельской больнице.
назначить досрочную трудовую пенсию в связи с наличием специального стажа с 27.12.2010 года.
Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске в пользу Симаковой Л.Б. расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей и расходы по оформлению доверенности в размере 1000 рулей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Новоуральский городской суд.
Председательствующий судья Гладких М.А.
СОГЛАСОВАНО
Судья М.А. Гладких