Решение от 21.03.2011 - о ликвидации Благотворительного фонда `Город без наркотиков`



Дело № 2-238/2011

Изготовлено в окончательной форме: 26.03.2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Гладких М.А.

при секретаре Глинской К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главного управления министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о ликвидации Благотворительного Фонда «Город без наркотиков» Новоуральского городского округа и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц суд,

у с т а н о в и л:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – Управление) обратилось в суд с исковым заявлением о ликвидации Благотворительного Фонда «Город без наркотиков» (далее - Фонд) Новоуральского городского округа и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. В обосновании своих требований истец указал, что в ходе анализа материалов учетного дела Фонда установлено неисполнение Фондом предусмотренной Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» обязанности о предоставлении следующих документов в уполномоченный орган: 1) отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2007-2008 годы; 2) заявления о том, что учредители, участники, члены Фонда не являются иностранными гражданами, а также о том, что Фонд в течение года не имел поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства; 3) документов, содержащих отчеты о деятельности Фонда, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2009 год.4) ежегодных отчетов о деятельности Фонда, содержащих сведения о: финансово-хозяиственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организации; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации; содержание и результатах деятельности благотворительной организации.

02.12.2010года Управлением в адрес ответчика вынесено предупреждение об устранении данных нарушений в течение 1 месяца с момента получения предупреждения. Предупреждение возвращено истцу с отметкой на конверте «организация не значится». Тем самым, ответчик нарушил, установленную законом обязанность по информированию истца об изменении сведений о месте нахождении (адресе).

Указанные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о неоднократном нарушении Фондом требований федеральных законов и являются основанием для его ликвидации.

Истец, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, а потому судом с согласия лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие истца.

Ответчик М. надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела не заявлял, а потому судом с согласия лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие истца

Ответчики Л. и С. учредители Фонда, исковые требования не признали и просили отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что организация фактически действует, имеет воспитательное значение для населения, обязуются устранить допущенные нарушения и представлять необходимые отчеты и сведения. Отчеты о деятельности Фонда за 2007,2008,2009 и 2010г. в настоящее время сданы в Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица. Суд с учетом мнения сторон рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.

Суд, заслушав ответчиков, исследовав материалы настоящего гражданского дела, представленные участниками процесса в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Благотворительный Фонд «Город без наркотиков» Новоуральского городского округа зарегистрирован в установленном порядке 17.07.2007г., свидетельство о государственной регистрации серии хх № ххххххххх (основной государственный регистрационный номер записи ххххххххххххх).

02.12.2010г. Управлением в адрес Фонда направлено предупреждение о необходимости устранения нарушений требования закона, выразившегося в непредставлении в установленный срок отчетов о деятельности Фонда за 2007-2009года, сведений о руководителе и составе руководящих органов, расходовании денежных средств и использовании имущества.

В обосновании требований о ликвидации Фонда Управление ссылается на неоднократное нарушение ответчиком требований закона о предоставлении необходимой информации и отчетов.

Факт не предоставления Фондом вышеуказанных сведений на протяжении 2007-2009 г. в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение в полном объеме, и не отрицалось ответчиками.

Суд принимает во внимание, обстоятельства, в связи с которыми ответчиками не предоставлялись отчеты в уполномоченный орган, в том числе и незнание своей обязанности о предоставлении отчетов истцу, а также устранимость допущенных ими нарушений, что подтверждается тем, что на момент рассмотрения дела ответчики сдали отчеты о деятельности Фонда за 2007-2010год истцу с указанием в них нового адреса Фонда о чем свидетельствует представленные ответчиком документы.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Ликвидация Фонда является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст.32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.61 и ст.119 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно ч.2 ст.119 решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: 1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2)если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях предусмотренных законом.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст.55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду-с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, -принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе некоммерческую организацию Фонд, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требования закона даже при условии их доказанности

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушение действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

С учетом изложенного, а также того, что выявленные истцом нарушения в деятельности ответчика не повлекли существенных и неустранимых последствий, более того устранены на момент рассмотрения дела, путем предоставления отчетов о деятельности Фонда за 2007-2010 годы истцу, то оснований для ликвидации Фонда и удовлетворения исковых требований истца не усматривается. Более того, ликвидация Фонда в данном случае, как мера ответственности, несоразмерна по мнению суда, допущенным Фондом нарушениям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Главного управления министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о ликвидации Благотворительного Фонда «Город без наркотиков» Новоуральского городского округа и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Председательствующий: М.А.Гладких

СОГЛАСОВАНО

Судья М.А. Гладких