Решение от 10.05.2011 - о создании рабочих мест для приема на работу инвалидов



Дело № 2-513/2011

Решение в окончательной форме

изготовлено 15.05.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            10 мая 2011 года                                                                                               г. Новоуральск

            Новоуральский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Гладких М.А.

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Новоуральск Судакова К.Ю.,

при секретаре Элембуш Т.А.,

а также с участием представителей ответчика ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» Емельяновой В.М., Доценко Т.В., действующих на основании доверенности,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск к ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр»» о возложении обязанности по созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Новоуральск обратился в суд с иском к ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» о возложении обязанности по созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Просит обязать ответчика создать 10 рабочих мест для приема на работу инвалидов, в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Судаков К.Ю. исковые требования поддержал, в обоснование которых суду пояснил, что согласно ст. 13 Закона Российской Федерации № 1032-1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» государством обеспечиваются дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Федеральным законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации» устанавливается квота для приема на работу инвалидов и согласно ст. 21, 22 данного Закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентном отношении к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4 %). Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии с п.п. 1, 2 Постановления Правительства Свердловской области № 246-ПП от 31.03.2005г. организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Согласно ст. 24 вышеуказанного Закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Среднесписочная численность работников ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» на дату проверки - 17.03.2011 составила 345 человек, в организации установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 10 человек, инвалиды в счет установленной квоты в ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» не работают, рабочие места для них не созданы. Следовательно, ответчик не соблюдает требования о квотировании рабочих мест для инвалидов, согласно предусмотренной квоте рабочих мест не создано. Нарушение ответчиком законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов влечет нарушение закрепленного Конституцией Российской Федерации права на труд неопределенного круга лиц из числа инвалидов.

Представители ответчика иск не признали, пояснив суду, что исходя из среднесписочной численности работников ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» по состоянию на 17.03.2011 - 345 человек. На предприятии проведена аттестация рабочих мест, согласно которой установлено 76% вредности. Только 46 рабочих мест признаны с нормальными условиями труда. Специфика предприятия такова, что врач может не пропустить на работу инвалида, а у них будут созданы рабочие места для инвалидов, которые фактически будут пустовать, что может нанести ущерб предприятию. В настоящее время на предприятии работает 1 инвалид, который принят по срочному трудовому договору на период отсутствия основного работника.

Представитель третьего лица – «Н» в суд не явился, представив отзыв о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что в ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» не выполняется квота для приема на работу инвалидов в количестве 10 человек несмотря на то, что специалистами учреждения неоднократно разъяснялись руководству ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» требования Закона о необходимости создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

       Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

          Прокурор вправе обратиться в суд с данным исковым заявлением на основании ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае действует в интересах неопределенного круга лиц, инвалидов без персонализации конкретных граждан, поскольку действиями ответчика нарушаются права всех инвалидов ЗАТО гарантированные Конституцией Российской Федерации и законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» на оказание помощи в трудоустройстве лицам, испытывающим трудности в поиске работы по состоянию здоровья с учетом специального статуса инвалидов.

         Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации № 1032-1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» государством обеспечиваются дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работу, путем разработки и реализации программ содействии занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальных программа и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

      Федеральным законном Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 21, 22) установлена квота для приема на работу инвалидов, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентном отношении к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

          Так, в соответствии с п.п. 1,2 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50% признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.

          По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников и в течение трех рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации.

          Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.

           Согласно ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

         Судом установлено, что среднесписочная численность штата работников ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» по состоянию на 17 марта 2011 года составила 345 человек, при этом установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3%. При применяемом в данном случае арифметическом способе подсчета количество рабочих мест для приема на работу инвалидов должно составлять 10,35 человека, или 10 человек. Инвалиды в счет данной квоты в ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» не работают, рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы и не выделены.       

         Доводы ответчика о невозможности создавать новые рабочие места для инвалидов, исходя из специфики производственной деятельности ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» и работы в условиях повышенной опасности, а также то, что указанный вопрос должен решаться руководством корпорации по атомной энергии «Р» суд находит несостоятельными, противоречащими требованиям вышеуказанного Закона. При этом суд учитывает, что предоставление ответчиком в «Н» информации, необходимой для организации занятости инвалидов, не освобождает его от возложенной Законом обязанности создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

         При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик не соблюдает вышеуказанные требования действующего законодательства.

         С учетом изложенного, исковые требования прокурора ЗАТО г. Новоуральск подлежат удовлетворению в полном объеме.

          В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей.

         Руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

              Исковые требования прокурора ЗАТО г. Новоуральск к ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» о возложении обязанности по созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, – удовлетворить.

Обязать ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» создать 10 (десять) рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Взыскать с ООО «Новоуральский научно-конструкторский центр» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме ххх рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

              Председательствующий:                                                           М.А.Гладких

СОГЛАСОВАНО

Судья М.А. Гладких