Дело № 2-787/2011 Мотивированное решение изготовлено 14.06.2011 года Именем Российской Федерации Именем Российской Федерации 09 июня 2011 года Новоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гречущевой Т.В., с участием заместителя прокурора ЗАТО г.Новоуральск Слабунова И.М., при секретаре Болтушиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Новоуральск Свердловской области к Администрации Новоуральского городского округа Свердловской области об обязании установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города, Прокурор ЗАТО г.Новоуральск обратился в суд с иском к Администрации Новоуральского городского округа Свердловской области об обязании установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города. В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал, суду пояснил, что прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, по результатам которой установлено, что в нарушение закона границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части г.Новоуральска, не установлены, регистрация права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города, не произведена. Бездействие Администрации Новоуральского городского округа по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей Новоуральского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду. Просит возложить на Администрацию Новоуральского городского округа обязанности: установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части г.Новоуральска, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города. Представитель ответчика - Агафонов Е.С., действующий на основании полномочий, представленных доверенностью от 10.05.2011, заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии со ст. ст. 81, 82 Лесного кодекса Российской Федерации установление и изменение границ лесов (защитных лесов, эксплуатационных, резервных лесов, лесопарковых зон, зеленых зон) относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем на Администрацию Новоуральского городского округа, как органа местного самоуправления, не наделенного соответствующими полномочиями, не может быть возложена обязанность по установлению границ земельных участков, занятых городскими лесами. Поскольку, требование прокурора об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности является производным от требования установить границы городских лесов, а без установления границ которых невозможно определить объект, подлежащий государственной регистрации, то требование прокурора о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города, также не имеет законных оснований. Также полагает, что права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц в рассматриваемом случае не нарушены, следовательно, прокурор в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по обращению в суд с заявленными исковыми требованиями. Представители третьего лица МУ «Управление городского хозяйства»: Медведева М.В., действующая на основании полномочий, представленных доверенностью от 14.01.2011, Туханова Г.В., действующая на основании полномочий, представленных доверенностью от 07.06.2011, полагают исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, указав, что городские леса на территории г.Новоуральска выделены при проведении лесоустроительных работ в 1999 году, составлен Проект организации и ведения лесного хозяйства, который содержит картографические материалы расположения лесов и их характеристику. При разработке Лесохозяйственного регламента городских лесов Новоуральского городского округа площади лесов уточнены в соответствии с Генеральным планом застройки города, однако до настоящего времени кадастровых паспортов на земельные участки, занятых городскими лесами в застроенной части города, не имеется. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Согласно ч.1 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов. Согласно ч.1.1 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В соответствии с ч.3 ст.87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Пунктом 1 ст.39 Устава Новоуральского городского округа определено, что организация использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов относится к полномочиям администрации Новоуральского городского округа. Согласно п.9 ч.1 ст.39 Устава Новоуральского городского округа, Администрация городского округа при решении вопросов местного значения организует использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, и участвует в решении вопросов использования и охраны природных ресурсов на территории городского округа в соответствии с законодательством. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Судом установлено, что прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск была проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Как указывает истец, по результатам проведенной проверки установлено, что границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части г.Новоуральска, не установлены, регистрация права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города, не произведена. Данный довод истца подтверждается письмом Главы администрации Новоуральского городского округа от 28.04.2011 № 2048/01-27 на имя прокурора ЗАТО г.Новоуральск (л.д.13), из которого следует, что работы по установлению границ земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, будут проведены после принятия Лесохозяйственного регламента, при наличии финансирования; регистрация права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города, будет проведена после принятия Лесохозяйственного регламента, при наличии финансирования. Лесохозяйственный регламент городских лесов Новоуральского городского округа был утвержден постановлением Главы Администрации Новоуральского городского округа от 11.03.2011 № 357-а, однако регистрация права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города, в нарушение Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - не проведена, кадастровые паспорта на указанные земельные участки отсутствуют. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск об обязании Администрацию Новоуральского городского округа установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части г.Новоуральск, - подлежат удовлетворению. Отсутствие финансирования не является основанием для освобождения Администрации Новоуральского городского округа от исполнения данных обязанностей. Довод представителя ответчика о том, что на Администрацию Новоуральского городского округа, как орган местного самоуправления, не может быть возложена обязанность по установлению границ земельных участков, занятых городскими лесами, противоречит ч.1 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов. Довод представителя ответчика о том, что права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц в рассматриваемом случае не нарушены, следовательно, прокурор в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по обращению в суд с заявленными исковыми требованиями, суд считает необоснованным, поскольку прокурор в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а в данном случае невыполнение Администрацией Новоуральского городского округа обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации по отношению к городским лесам, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха граждан и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей Новоуральского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск Свердловской области - удовлетворить. Обязать Администрацию Новоуральского городского округа Свердловской области установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части г.Новоуральск. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Новоуральский городской суд. Председательствующий судья Гречущева Т.В. Согласовано Судья Гречущева Т.В.РЕШЕНИЕ
УСТАНОВИЛ: УСТАНОВИЛ: