Решение от 06.10.2011



Дело № 2-1429/2011

В окончательной форме изготовлено 11 октября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2011 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Минеева А.Н.,

при секретаре Теплоуховой С.Л.,

а также с участием истца Финогеева Г.М., его представителя Кузнецовой Е.А. и представителя ответчика Фесенко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Финогеева Г.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л :

15.02.2010 года решением УПФ РФ в г.Новоуральске отказано Финогееву в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст.28 п.1 п.п.6 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон) по причине отсутствия требуемого стажа.

Финогеев обратился в суд с иском, в котором, оспаривая решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости, отменить оспариваемое решение и включить ему в стаж в льготном исчислении периоды его службы в вооруженных силах СССР с 01.05.1974 по 03.06.1977 года, а также период его работы в должности монтажника связи 3 разряда, линейщика, спайщика, 2 разряда – антенщика с 30.12.1987 по 07.01.1994 года.

В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали, пояснив, что истец проходил срочную службу в вооруженных силах СССР в г.Петропавловске-Камчатском, то есть в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, а потому указанный период подлежит зачету в стаж в льготном исчислении. В другой спорный период истец работал в должности монтажника, линейщика, спайщика, а потому указанный период также подлежит включению в трудовой стаж в льготном исчислении, поскольку указанные профессии приведены в разделе XXIХ Списка №2 код 23100000-14629, что дает Финогееву право на льготное пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика с иском не согласилась, пояснив суду, что решение об отказе Финогееву в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях принято законно и обоснованно, поскольку период прохождения истцом срочной службы в вооруженных силах СССР не подлежит зачету в трудовой стаж в льготном исчислении, поскольку такое требование истца не основано на законе и указанный период службы в армии может быть зачтен Финогееву лишь в страховой стаж для определения права на пенсию и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала. Что касается работы Финогеева в должности монтажника связи, то в соответствии с разделом XXIX "Связь" Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 правом на льготное пенсионное обеспечение по указанном основанию пользуются монтажники связи-спайщики, занятые на работе по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками. Таким образом, правом на льготное обеспечение пользуются только монтажники связи-спайщики с ограничительными условиями. Соответствующих доказательств того, что работа Финогеевым осуществлялась при приведенных выше условиях представлено не было и, кроме того, при обращении в УПФ РФ в г.Новоуральске истец сам указал, что не работал в указанный период по Списку№1 и №2. В связи с изложенным просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, являющейся актом прямого действия, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон) право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом.

Согласно ст.7 Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Истец и его представитель настаивали на том, что период прохождения Финогеевым срочной службы в вооруженных силах СССР в г.Петропавловске-Камчатском подлежит включению в стаж работы истца в льготном исчислении, поскольку данная служба проходила в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

Между тем, согласно п.п.1 п.1 ст.11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

В соответствии с абз.19 п.3 ст.30 Закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к нему районах при определении права на пенсию в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Закона.

Указанная правовая позиция изложена и в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию".

В соответствии с разделом ХХIХ "Связь" Списка №2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (в ред. Постановлений Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 №591, от 23.07.1991 №497; Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 №517 (ранее и далее – Список №2) правом на льготное пенсионное обеспечение обладают монтажники связи - спайщики, занятые на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками (код профессии 23100000-14629).

Судом установлено, что в период с 05.08.1985 по 07.01.1994 года истец работал монтажником связи 3 разряда на участке №4 Монтажно-строительного участка управления №72 треста "Химэлектромонтаж". С 01.10.1987 года истцу присвоена профессия монтажника оборудования связи 3 разряда участка №4 (л.д.17). Согласно записи в трудовой книжке истца за №17 30.12.1987 года ему установлена вторая профессия – монтажника связи 3 разряда, линейщика, спайщика, 2 разряда антенщика.

Как указано выше, в соответствии со Списком №2 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются лишь монтажники связи – спайщики при условии выполнения ими работ по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками.

Однако, присвоение истцу второй профессии, в том числе спайщика, вовсе не означает, что он был принят либо переведен на данную должность, то есть монтажника связи – спайщика, поскольку в архивной справке (л.д.17), а также непосредственно в трудовой книжке (л.д.8-13) таких записей не содержится.

Кроме того, истцом суду не представлено каких-либо доказательств о том, что в указанное время его работы монтажником связи им выполнялись работы по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками. В приведенной выше архивной справке указано, что в данный период работы Финогеева в МСУ-72 истец не указан в числе лиц, работающих во вредных условиях труда.

Помимо этого, согласно п.5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. №29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Истцом не представлено доказательств как выполнения им работ по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками, так и доказательств того, что указанные работы им осуществлялись в течение полного рабочего дня, хотя совокупность этих обстоятельств и является основанием для включения ему спорного периода работы в льготный стаж, предусмотренный Списком №2.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Данная позиция неоднократно была изложена Конституционным судом РФ, в частности в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 869-О-О.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Полагая, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой вредными и тяжелыми условиями труда должна быть включена работа истца в качестве монтажника связи 3 разряда, Финогеев фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее правовое регулирование, что является недопустимым и не относится компетенции Новоуральского городского суда.

При таких обстоятельствах и период работы Финогеева монтажником связи 3 разряда в МСУ-72 не может быть ему зачтен в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, а исковые требования Финогеева подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Финогеева Г.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Новоуральский городской суд.

Председательствующий: А.Н.Минеев

СОГЛАСОВАНО

Судья А.Н. Минеев