Дело № 2-1427/2011 Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 октября 2011 года г. Новоуральск Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пичугиной Е.Н., при секретаре Болтушиной А.В., с участием представителя истцов Брялина И.П., представителя ответчика Логиновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда исковое заявление Зильберга Л.М., Зильберг О.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Зильберга В.Л. к администрации Новоуральского городского округа о предоставлении жилого помещения, установил: Истцы Зильберг Л.М., Зильберг О.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Зильберга В.Л. обратились в суд с иском к администрации Новоуральского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В судебном заседании представитель истцов Брялин И.П., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что Зильберг Л.М. и Зильберг О.А. являются инвалидами по зрению первой группы, инвалидность установлена им бессрочно. Имеют на иждивении несовершеннолетнего сына Зильберга В.Л. Жилого помещения у истцов (как на праве собственности, так и по договору социального найма) не имеется. С 19 октября 2009 года истцы проживали в жилом помещении по адресу: г.Новоуральск, ул. < > по договору найма жилого помещения, однако, на основании решения Новоуральского городского суда от хх апреля 2011 года указанный договор расторгнут и истцы сняты с регистрационного учета по данному адресу. В настоящее время Зильбергам администрацией Новоуральского городского округа предоставлено жилое помещение по договору коммерческого найма, в которое истцы зарегистрируются. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истцы имеют право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Считает, что должно быть вынесено решение суда, на основании которого истцам администрация Новоуральского городского округа предоставит жилое помещение без учета лиц, подавших заявления ранее и состоящих в очереди на жилье ранее, чем истцы. Просил обязать администрацию Новоуральского городского округа предоставить Зильбергу Л.М., Зильберг О.А., Зильбергу В.Л. жилое помещение, площадью не менее 64 кв.м. по договору социального найма вне очереди. Представитель администрации Новоуральского городского округа Логинова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что истец Зильберг О.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 02 сентября 1998 года составом семьи из трех человек (муж, сын). На 01 января 2011 года номер очереди в общем списке – 2ххх, в первоочередном списке – 6хх, при этом как гражданин, имеющий право на меру социальной поддержки в обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» номер очереди Зильберг О.А. – хх. Считает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку законом, в данном случае, право на внеочередное предоставление жилого помещения не предусмотрено. Рассмотрев доводы, приведённые сторонами в обоснование своих требований и возражений, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Так, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 28.2). На территории Свердловской области действует постановление Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП «О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Из преамбулы и содержания данного постановления следует, что данный нормативный акт принят во исполнение приведенных положений федерального законодательства в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем названной категории граждан, устанавливает правила предоставления за счет средств областного бюджета указанной меры социальной поддержки. Как установлено в судебном заседании истцы Зильберг Л.М. и Зильберг О.А. являются инвалидами первой группы по зрению бессрочно (л.д. 6). 02 сентября 1998 года Зильберг О.А. подано заявление в администрацию Новоуральского городского округа о принятии ее и ее семьи на учет для улучшения жилищных условий (л.д. 20). На сегодняшний день, согласно спискам администрации Новоуральского городского округа (л.д. 33-36) Зильберг О.А. имеет право на получение социальной поддержки в обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и состоит в очереди на улучшение жилищных условий под хх номером. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливая правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, а также обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, не содержат каких-либо ограничений для названной категории граждан либо привилегий гражданина, имеющего инвалидность по отношению к другому. Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем у инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяются федеральным законодательством. Субъектам Российской Федерации предоставлено право определять форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий, то есть устанавливать последовательность выполнения конкретных действий, необходимых для реализации права на получение меры социальной поддержки. Таким образом, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления не предоставлено полномочий по установлению дополнительных условий реализации вышеуказанной категорией граждан права на получение жилой площади. При этом, граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень граждан, которым предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Инвалиды первой группы по зрению в данный перечень не входят. Поскольку указанный перечень не подлежит расширительному толкованию, то в данной случае, подлежит применению ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Как следует из списков очередности предоставления жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Зильберг О.А. возможно предоставление жилого помещения после получения его предыдущими хх гражданами, подавшими заявления на улучшения жилищных условий ранее истицы. На основании изложенного граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года, признанные инвалидами, не имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Таким образом, исковое заявление Зильберга Л.М. и Зильберг О.А. не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования Зильберга Л.М., Зильберг О.А., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Зильберга В.Л. к администрации Новоуральского городского округа о предоставлении жилого помещения, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, через Новоуральский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Е.Н. Пичугина СОГЛАСОВАНО: Судья Новоуральского городского суда Е.Н. Пичугина