Решение от 13.10.2011



Дело № 2-1412/2011

Решение в окончательной форме

изготовлено 18.10.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

            13 октября 2011 года                                                         г. Новоуральск

            Новоуральский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Гладких М.А.

с участием заместителя прокурора ЗАТО г. Новоуральск Жеребцова М.А.,

при секретаре Турсуновой Н.А.,

а также с участием представителя ответчика Администрации Новоуральского городского округа Шелоп М.С.

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск, действующего в интересах Мотуза С.Ю., к Администрации Новоуральского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании администрации Новоуральского городского округа включить в списки нуждающихся в жилье детей-сирот Мотуза С.Ю., обязании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в Новоуральском городском округе не ниже установленных социальных норм для Мотуза С.Ю. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Новоуральского городского округа для его предоставления на условиях социального найма Мотузу С.Ю.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Новоуральск, действуя в интересах Мотуза С.Ю., обратился в суд с иском к Администрации Новоуральского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании администрации Новоуральского городского округа включить в списки нуждающихся в жилье детей-сирот Мотуза С.Ю., обязании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в Новоуральском городском округе не ниже установленных социальных норм для Мотуза С.Ю. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Новоуральского городского округа для его предоставления на условиях социального найма Мотузу С.Ю.

В обосновании иска указал, что администрацией Новоуральского городского округа (далее по тексту- администрация НГО) не исполнена обязанность по включению Мотуза С.Ю. в списки нуждающихся в жилье детей-сирот, а Министерством строительства и архитектуры Свердловской области Мотузу С.Ю. не приобретено жилое помещение. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011г. утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с п.2 указанного Порядка, обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее-дети-сироты), осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п.3 Порядка, получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Согласно п.9 Порядка, списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований. В соответствии с п.12 Порядка, распределение детям сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Мотуз С.Ю., относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации г.Невьянска № 857-п от 10.11.1993г. за Мотузом С.Ю. было закреплено жилое помещение по адресу: д.П., ул.М. Согласно акту № 324/01 от 30.05.2005г. обследования данного жилого помещения, дом, в котором оно расположено, находится в аварийном антисанитарном состоянии и для проживания непригоден. В этой связи 08.06.2005г. Мотуз был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений при Управлении населенными пунктами администрации Новоуральского городского округа. Срок исполнения обязанности по внеочередному предоставлению Мотузу жилого помещения возник на момент окончания его службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, то есть 28.05.2011года. Однако, в нарушение указанных требований законодательства Мотузу жилое помещение предоставлено не было, нарушены его социальные права на жилище и на социальное обеспечение, предусмотренные ч.1 ст.38,ч.1 ст.39 и ст.40 Конституции РФ.

В судебном заседании заместитель прокурора ЗАТО г.Новоуральск Жеребцов М.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Мотуза С.Ю., в интересах которого обратился в суд с иском прокурор ЗАТО г.Новоуральск, будучи надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела не заявлял, а потому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле дело рассмотрено в отсутствии Мотуза С.Ю.

Представитель ответчика Администрации НГО Шелоп М.С., действующая на основании доверенности, исковые требование прокурора не признала и оставила принятие решения по данному вопросу на усмотрение суда.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, суду представил отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, суд рассмотрел дело в отсутствии представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно отзыва, представленного ответчиком Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, исковые требования прокурора, в части обязании ответчика приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в Новоуральском городском округе не ниже установленных социальных норм для Мотуза С.Ю. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Новоуральского городского округа для его предоставления на условиях социального найма Мотузу С.Ю., не признал, считает их противоречащим закону, влекущими нарушение прав других детей-сирот.

Свидетель Д. суду пояснила, что является начальником отдела сельских населенных пунктом администрации НГО. Им известно с 2003 года, что Мотуза относится к категории детей-сироты, в 2005 году обследовалось жилое помещение, закрепленное за Мотуза, которое оказалось не пригодно для проживания в силу аварийного и антисанитарного состояния. Официально, Мотуза в списке нуждающихся в жилом помещении не состоял.

       Заслушав пояснения прокурора, ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.        

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 –ФЗ от 21.12.1996г., дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011г. утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с п.2 указанного Порядка, обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее-дети-сироты), осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п.3 Порядка, получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее-Фонд). В силу п.8 Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Согласно п.9 Порядка, списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления муниципальных образований. В соответствии с п.12 Порядка, распределение детям сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений (п.13 Порядка).

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанной категории граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что Мотуз С.Ю., относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации г.Невьянска № 857-п от 10.11.1993г. за Мотузом С.Ю. было закреплено жилое помещение по адресу: д.П. ул.М.

Согласно акту № 324/01 от 30.05.2005г. обследования жилого помещения по адресу: д.П. ул.М., дом находится в аварийном, антисанитарном состоянии и для проживания непригоден. Данный факт подтвердила в судебном заседании и свидетель Д.

В соответствии с письмом Управляющей населенными пунктами Администрации НГО Б. № 627/09 от 22.09.05г., направленному директору Невьянского детского дома в котором проживал Мотуз С.Ю., последний поставлен на учет нуждающихся при Управлении населенными пунктами на внеочередное жилое помещение по договорам социального найма, в списке на внеочередное предоставление жилья, Мотуз стоит под № 2 от 08.06.2005г.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Мотуз С.Ю. как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеет на территории Новоуральского городского округа жилье отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. До настоящего времени, в нарушении норм действующего законодательства, Мотуз не обеспечен таким жильем и не имеет материальных средств для приобретения такого жилья. Данный факт подтверждается справкой ТОИОГВ Свердловской области УСЗН Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Невьянскому району № 403 от 11.02.2010г., справкой-подтверждением о нахождении Мотуза С.Ю. на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения № 627/09 от 22.09.2005г., актом о непригодности жилого помещения № 324/01 от 30.05.2005г., постановлением Главы администрации г.Невьянска № 857п от 10.11.1993г., письмом из администрации НГО № 3748/01-27 от 28.07.2011г., уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.05.2010г. и др.

Более того, Мотуз С.Ю. 18 мая 2010года обращался заявлением к Главе Администрации НГО о предоставлении ему койко-место в общежитии как ребенку- сироте, на основании заявления Мотуз органами местного самоуправление было предоставлено на основании договора найма жилого помещения в общежитие от 24.05.2010г. койко-место в общежитии.

Таким образом, судом достоверно установлено, что до достижения возраста 23 лет Мотуз как ребенок-сирота обращался в органы местного самоуправления с вопросом о выделении ему жилого помещения, однако в нарушении действующего законодательства, органы местного самоуправления НГО не включило Мотуз в списки нуждающихся в жилье детей-сирот.

Кроме того, судом установлено что с 29 мая 2010года по 28.05.2011г. Мотуз С.Ю. проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем срок исполнения обязанности по внеочередному предоставлению Мотузу С.Ю. жилого помещения возник на момент окончания его службы в рядах Вооруженных Сил российской Федерации, то есть 28.05.2011г.

Таким образом, довод ответчика о том, что Мотуз на момент обращения прокурора в суд с соответствующим иском достиг возраста 23 лет, в связи с чем, в исковых требованиях прокурора надлежит отказать, суд находит несостоятельным по вышеуказанным доводам.

Довод ответчика о том, что от Мотуз не было заявления о принятии его на учет для предоставления жилого помещения в связи с чем, в удовлетворении исковых требованиях прокурора надлежит отказать, суд находит несостоятельным поскольку достоверно установлено, что Мотуз обращался в органы местного самоуправления с вопросом о предоставлении ему жилого помещения, как ребенку-сироте, однако, вместо отдельного жилого помещения, ему, в нарушении действующего законодательства, было предоставлено койко-место в общежитии.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах Мотуза С.Ю. к Администрации Новоуральского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании администрацию Новоуральского городского округа включить в списки нуждающихся в жилье детей-сирот Мотуза С.Ю., обязании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в Новоуральском городском округе не ниже установленных социальных норм для Мотуза С.Ю. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Новоуральского городского округа для его предоставления на условиях социального найма Мотузу С.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме.

         Руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

              Исковые требования прокурора ЗАТО г. Новоуральск к Администрации Новоуральского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании администрации Новоуральского городского округа включить в списки нуждающихся в жилье детей-сирот Мотуза С.Ю., обязании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в Новоуральском городском округе не ниже установленных социальных норм для Мотуза С.Ю. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Новоуральского городского округа для его предоставления на условиях социального найма Мотузу С.Ю.-удовлетворить.

Обязать администрацию Новоуральского городского округа включить в списки нуждающихся в жилье детей-сирот Мотуза С.Ю.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в Новоуральском городском округе не ниже установленных социальных норм для Мотуза С.Ю. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Новоуральского городского округа для его предоставления на условиях договора социального найма Мотузу С.Ю.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

              Председательствующий:                                                           М.А.Гладких

СОГЛАСОВАНО

Судья М.А. Гладких