Дело № 2-830/2011 Мотивированное решение изготовлено 11.07.2011 года Именем Российской Федерации 05 июля 2011 Новоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гречущевой Т.В., при секретаре Глинской К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Топычкановой Людмилы Алексеевны к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске о включении периодов трудового стажа в специальный трудовой стаж и назначении пенсии на льготных условиях, УСТАНОВИЛ: <> ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске (далее - ГУ УПФ РФ) решением № <> отказало Топычкановой Л.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику из-за отсутствия требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии специального стажа 30 лет. При этом ГУ УПФ РФ не включило Топычкановой Л.А. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды ее работы: 1) с 15.10.1990 по 31.03.1994 - в должности массажиста средней общеобразовательной школы № <>, 2) с 01.04.1994 по 31.10.1999 - в должности медсестры по массажу средней общеобразовательной школы № <>, 3) с 01.11.1999 по 11.11.2002 - в должности медсестры по массажу средней 4) с 12.11.2002 по 31.12.2002 - в должности медсестры по массажу средней 5) с 01.01.2003 по 29.05.2008 - в должности медсестры по массажу Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Новоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № <>», 6) с 10.06.1985 по 23.06.1985, с 29.08.1989 по 01.09.1989 - в должности медсестры по массажу в Детском санатории Медсанотдела № 31, Центральной медико-санитарной части № 31 (отпуск без сохранения заработной платы). Вместе с тем ГУ УПФ РФ признало за Топычкановой Л.А. право на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии 14 лет 10 месяца 25 дней. Оспаривая законность данного решения ГУ УПФ РФ, Топычканова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение от <> №,. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ГУ УПФ РФ включить в специальный трудовой стаж вышеуказанные оспариваемые ею периоды работы, назначить ей пенсию со дня обращения в ГУ УПФ РФ, то есть с 29.05.2011. В судебном заседании Топычканова Л.А. исковые требования уточнила, указав, что не просит включить в ее специальный трудовой стаж шестой оспариваемый период с 10.06.1985 по 23.06.1985, с 29.08.1989 по 01.09.1989 - в должности медсестры по массажу в Детском санатории Медсанотдела № 31, Центральной медико-санитарной части № 31 (отпуск без сохранения заработной платы). В связи с отказом истца от указанных исковых требований производство по делу в данной части было прекращено на основании отдельного определения суда. На остальной части исковых требований истец настаивала в полном объеме, суду пояснила, что имеет специальное медицинское образование, на момент обращения ее в ГУ УПФ РФ имела стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет, считает незаконным решение ГУ УПФ РФ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, поскольку с 15.10.1990 по настоящее время работает в одном и том же образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии - школе № <>, которое неоднократно меняло свои названия, при этом все оспариваемые периоды она занималась медицинским массажем воспитанников школы, имеющих отклонения в здоровье. По ее мнению, при расценке ее пенсионных прав ГУ УПФ РФ должно было руководствоваться тем, что она занималась медицинской деятельностью, при этом возможность назначения ей досрочной трудовой должна зависеть от характера выполняемой ею работы, а не от названия учреждения, в котором она осуществляла свою трудовую деятельность. Полагает, что оспариваемое решение ГУ УПФ РФ нарушает ее конституционное право на получение досрочной трудовой пенсии, просит иск удовлетворить, включить в ее специальный стаж для назначения льготной пенсии оспариваемые периоды, назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня обращения в ГУ УПФ РФ, с 29.05.2008. Представитель ответчика Фесенко Е.Н., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 № 4, исковые требования Топычкановой Л.А. не признала, пояснив суду, что решение ГУ УПФ РФ в отношении истца принято в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Оспариваемые истцом периоды работы не включены в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку учреждения, в которых работала истец, не являются учреждениями здравоохранения, а должность истца в первый оспариваемый период - «массажист», кроме того, также не предусмотрена Списком профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464, Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом от 15.10.1999 № 377, на основании которых ГУ УПФ РФ расценивалось право истца на досрочное пенсионное обеспечение. Третьи лица: Управление образования Администрации Новоуральского городского округа, Министерство общего профессионального образования Свердловской области, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. С учетом мнения истца, представителя ответчика дело рассмотрено судом в отсутствие представителей третьих лиц. Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему. Решение ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске от <> № <>, по мнению суда, является незаконным и противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст.37 ч.3; ст.41 ч.1). По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и пособия устанавливаются законом, а в силу ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом, но не подзаконными актами. В соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах в сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. До 01.01.2002 аналогичное положение было закреплено в ст.81 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что истец имеет специальное медицинское образование: в 1975 году она закончила Свердловское медицинское училище Свердловской железной дороги по специальности «Медицинская сестра», имеет квалификацию медицинской сестры (л.д. 120). Отказывая истцу во включении в ее специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии первый и второй оспариваемые периоды работы: - с 15.10.1990 по 31.03.1994 - в должности массажиста средней общеобразовательной школы № 59, - с 01.04.1994 по 31.10.1999 - в должности медсестры по массажу средней общеобразовательной школы № 59, ГУ УПФ РФ указало, что данные учреждения не предусмотрены Списками профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране населения дает право за выслугу лет, утвержденными Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464. Данный вывод ГУ УПФ РФ суд находит необоснованным, поскольку в указанном постановлении вообще отсутствует как таковой список учреждений здравоохранения, в нем лишь имеется ссылка на лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения всех форм собственности. Как следует из трудовой книжки Топычкановой Л.А. (л.д. 14-19), в указанные периоды она работала в должности массажиста и медицинской сестры по массажу в средней общеобразовательной школе № <>, то есть она подпадает под категорию лиц, которым может быть назначена досрочная трудовая пенсия в связи с тем, что она занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. То, что истец в данные оспариваемые периоды работы занималась деятельностью по охране здоровья населения, подтверждается представленной должностной инструкцией (л.д. 45-46), в соответствии с которой на должность массажиста средней общеобразовательной школы № <> (медицинской сестры по массажу) принимается лицо из числа среднего медицинского персонала, прошедшего курс подготовки по массажу, имеющее удостоверение на это право. То, что истец прошла курс специальной подготовки по массажу, подтверждается удостоверением, выданным <> (л.д.23). Третий оспариваемый истцом период работы с 01.11.1999 по 11.11.2002 - в должности медсестры по массажу средней общеобразовательной школы № <> не включен ГУ УПФ РФ в специальный трудовой стаж истца по тому основанию, что данное учреждение не предусмотрено разделом «Наименования учреждений» Списков должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066. Четвертый и пятый оспариваемые истцом периоды работы: - с 12.11.2002 по 31.12.2002 - в должности медсестры по массажу средней - с 01.01.2003 по 29.05.2008 - в должности медсестры по массажу Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Новоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № <> не включены ГУ УПФ РФ в специальный трудовой стаж истца по тому основанию, что данные учреждения не являются учреждениями здравоохранения, не предусмотрены разделом «Наименование учреждений» Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781. Однако, в соответствии с данными Списками такая должность как «медицинская сестра» предусмотрена разделом «Наименование должностей» вышеуказанного Списка, а п.1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований. Суд полагает, что в данные оспариваемые истцом периоды работы Топычканова Л.А. непосредственно исполняла трудовые обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, что, кроме объяснений истца, объективно подтверждается записями в ее трудовой книжке, согласно которым она была переведена на должность медицинской сестры по массажу, имея специальность «медицинская сестра». Иного образования, кроме медицинского, у истца не имеется, исходя из этого можно сделать вывод о том, что в указанных учреждениях Топычканова Л.А. занималась медицинской, а не педагогической работой, так как для осуществления педагогической деятельности у нее не имеется соответствующего педагогического образования. Подтверждением данному выводу является и представленные истцом должностные инструкции (л.д. 47-48, 49-51), согласно которым на должность медицинской сестры по массажу назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование, освоившее общую и частную методику массажа и имеющее удостоверение на право работы массажистом. В должностные обязанности данного работника входит владение всеми приемами массажа, правильное и четкое выполнение назначений врачей, с оформлением соответствующих записей в медицинских документах, оказание первой доврачебной медицинской неотложной помощи, проведение санитарно-просветительской работы и т.д. То, что истец прошла курс специальной подготовки по медицинскому массажу, подтверждается удостоверениями (л.д. 23, 25, 26), сертификатом (л.д.24), выпиской из приказа Областной комиссии министерства здравоохранения Свердловской области по аттестации специалистов со средним медицинским образованием (л.д. 26). Кроме того, необходимо учесть, что учреждение образования (средняя общеобразовательная школа № <>, впоследствии сменившее название на «Специальная неполная средняя общеобразовательная школа № <> с продленным днем для детей с задержкой психического развития», Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № <> VII вида, Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Новоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № <>»), в которых работала истец в оспариваемые периоды, является коррекционным, предназначено для обучения детей, имеющих отклонение в развитии, что подтверждено свидетельскими показаниями В., директора данного образовательного учреждения в период с 1990 по 2002 г.г., Р., психолога в 1990-1991 г.г., а затем по настоящее время заместителя директора по учебно-воспитательной работе данного учреждения, лицензиями Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 24.12.2008 ФС-66-01-001051 (л.д. 28-30), в соответствии с которой Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Новоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № <>» имеет право осуществления медицинского массажа. Из Устава Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Новоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №<>» (л.д. 31-39) следует, что данное учреждение является правопреемником муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № <> VII вида». Целями и задачами данного учреждения являются создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии. Медицинские работники осуществляют наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, оказание медицинской помощи, организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий. Согласно представленным штатным расписаниям (л.д. 56-57, 58-64, 65-66, 67-69, 70-72, 73-74, 75-77, 78-80, 81-83, 84-86, 87, 88) в школе № <> для детей с задержкой психического развития имеется должность медицинской сестры, в том числе по массажу. Согласно представленным тарификационным спискам работников школы № <> (л.д. 89-102) Топычканова Л.А. тарифицировалась как медицинская сестра, а не как лицо, занимающееся педагогической деятельностью. Таким образом, необоснованным является утверждение ответчика о том, что работа Топычкановой Л.А. в должности массажиста и медицинской сестры по массажу тех учреждений, в которых работала истец в оспариваемые периоды, не подлежит зачету в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в данные оспариваемые периоды истец выполняла обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, т.е. она выполняла социально-полезную лечебную работу, на которой подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, и которая по смыслу ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; с 01.11.1999 право на получение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда закон (как и ранее действовавшее пенсионное законодательство) связывает с наличием у работника специального трудового стажа (суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности). По мнению суда, вышеназванные оспариваемые периоды работы истца в указанных должностях и учреждениях должны быть включены в ее специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, поскольку в данные периоды она занималась деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях для детей. Суд считает, что досрочная пенсия медицинским работникам должна назначаться в зависимости от вида деятельности, а не от названия должности, названия учреждения, с которым данные работники состояли в трудовых отношениях. При этом необходимо отметить, что наименование должностей, в который истец исполняла свои трудовые обязанности, занимаясь медицинской деятельностью, наименование учреждений, в которых она работала, никоим образом не было связано с ее волей, истец добросовестно предполагала, что это не отразится в будущем на ее праве на досрочную трудовую пенсию. ГУ УПФ РФ толкует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях ухудшения положения истца в области пенсионного обеспечения, что, в свою очередь, является прямым нарушением ст.2 Конституции Российской Федерации, определяющей права и свободы человека высшей ценностью, а обязанностью государства соблюдать и защищать эти права, поэтому исковые требования Топычкановой Л.А. подлежат удовлетворению, и ей надлежит включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии оспариваемые периоды работы в указанных должностях в вышеназванных учреждениях, поскольку истец непосредственно исполняла трудовые обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Поскольку стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом оспариваемых периодов: 1) с 15.10.1990 по 31.03.1994 - в должности массажиста средней общеобразовательной школы № <> (03 года 05 месяцев 16 дней), 2) с 01.04.1994 по 31.10.1999 - в должности медсестры по массажу средней общеобразовательной школы № <> (05 лет 07 месяцев), 3) с 01.11.1999 по 11.11.2002 - в должности медсестры по массажу средней 4) с 12.11.2002 по 31.12.2002 - в должности медсестры по массажу средней 5) с 01.01.2003 по 29.05.2008 - в должности медсестры по массажу Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Новоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № <> (05 лет 04 месяца 29 дней). а всего в общей сложности 17 лет 07 месяцев 15 дней, на момент обращения Топычкановой Л.А. в ГУ УПФ РФ, с учетом принятого к зачету специального стажа истца продолжительностью 14 лет 10 месяцев 25 дней, составляет более 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следовательно, требование Топычкановой Л.А. назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты ее обращения в ГУ УПФ РФ за указанной пенсией, то есть с 29.05.2008, подлежит удовлетворению, что соответствует требованиям ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией в пенсионный фонд. Согласно ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением иска с ответчика в пользу истца Топычкановой Л.А. надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме xxx руб. Топычканова Л.А. просила не взыскивать с ответчика данные расходы. Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования Топычкановой Людмилы Алексеевны к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске о включении периодов трудового стажа в специальный трудовой стаж и назначении пенсии на льготных условиях - удовлетворить. Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске от <> № <> в части отказа Топычкановой Л.А. включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы: 1) с 15.10.1990 по 31.03.1994 - в должности массажиста средней общеобразовательной школы № <>, 2) с 01.04.1994 по 31.10.1999 - в должности медсестры по массажу средней общеобразовательной школы № <>, 3) с 01.11.1999 по 11.11.2002 - в должности медсестры по массажу средней 4) с 12.11.2002 по 31.12.2002 - в должности медсестры по массажу средней 5) с 01.01.2003 по 29.05.2008 - в должности медсестры по массажу Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Новоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № <>». Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске зачесть в стаж работы Топычкановой Л.А., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, вышеуказанные периоды ее работы, назначить Топычкановой Л.А. в связи с наличием специального стажа льготную пенсию с 29.05.2008. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Новоуральский городской суд. Председательствующий судья Гречущева Т.В. СОГЛАСОВАНО Судья Гречущева Т.В.
общеобразовательной школы № <>,
общеобразовательной школы № <>,
общеобразовательной школы № 59,
общеобразовательной школы № <> (03 года 11 дней),
общеобразовательной школы № <> (01 месяц 19 дней),
общеобразовательной школы № <>,
общеобразовательной школы № <>,