Дело № 2-1508/2011 Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 октября 2011 года г. Новоуральск Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пичугиной Е.Н., с участием помощника прокурора ЗАТО г. Новоуральск Калиберды М.В., представителя ответчика Банных М.В., представителей третьих лиц Медведевой М.В., Тухановой Г.В., при секретаре Турсуновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск к администрации Новоуральского городского округа об обязании установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города, установил: Прокурор ЗАТО г. Новоуральск, обратился в Новоуральский городской суд в защиту прав граждан в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковым заявлением к администрации Новоуральского городского округа об обязании установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города В судебном заседании помощник прокурора Калиберда М.В. требования, изложенные в иске, поддержал, обосновав их следующим. Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Проверкой установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 84 Лесного Кодекса Российской Федерации, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 9 ч. 1, п. 1 ст. 39 Устава Новоуральского городского округа, границы земельных участков занятых городскими лесами в застроенной части города не установлены, регистрация права муниципальной собственности на данные земельные участки не произведена. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В силу ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Таким образом, по мнению прокурора, бездействие администрации Новоуральского городского округа по выполнению предусмотренных законодательством РФ обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей Новоуральского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду. Кроме того, если не будет регистрации прав на леса, не будет ответственных за их сохранность и не будут соблюдаться обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов. Просил возложить на администрацию Новоуральского городского округа следующие обязанности: установить границы земельных участков занятых городскими лесами в застроенной части города; произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки занятые городскими лесами в застроенной части города. Представитель ответчика Банных М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст.ст. 81, 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся установление и изменение границ лесов (защитных лесов, эксплуатационных, резервных лесов, лесопарковых зон, зеленых зон). Действующим законодательством, в частности, ст. 4, 6, 23, 102 Лесного кодекса Российской Федерации, на администрацию Новоуральского городского округа, как органа местного самоуправления, не возложено соответствующих полномочий и установление границ земельных участков, занятых городскими лесами, не входит в перечень вопросов местного значения. Кроме того, в силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» и п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» ответчик осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. По мнению администрации Новоуральского городского округа, в рамках возложенных полномочий на основании норм лесного и земельного законодательства администрацией городского округа осуществляются необходимые действия по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа. Кроме того, считает, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором не указано какие конкретно нарушены нормы и правила действующего законодательства, а также отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав неопределенного круга лиц тем обстоятельством, что администрацией городского округа не установлены границы земельных участков, занятых городским лесами. Указала, что требование прокурора об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности является производным от требования установить границы городских лесов, без установления границ которых невозможно, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ, определить объект, подлежащий государственной регистрации, то требование прокурора о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности не имеет законных оснований. Просила в иске прокурору отказать в полном объеме. Представители третьего лица Медведева М.В. и Туханова Г.В., действующие на основании доверенностей. Иск не признали. Суду пояснили, что нарушений действующего законодательства администрацией Новоуральского городского округа не допущено, поскольку указанные прокурором в иске земельные участки городскому округу не передавались из федеральной собственности, а Лесной кодекс РФ 1997 года не предусматривал права собственности органов местного самоуправления на леса. Просили в иске прокурору отказать. Рассмотрев доводы, приведённые сторонами в обоснование своих требований и возражений, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения. Пунктом 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа. Муниципальные образования являются самостоятельными участниками лестных отношений (ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации). От их имени в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. На территории Новоуральского городского округа расположены городские леса, в том числе и в застроенной части города. Городские леса согласно ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации являются защитными лесами. Действительно, частью 6 указанной статьи установлено, что отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. Одновременно, полномочия по установлению границ защитных лесов органам местного самоуправления статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации не предоставлены. Следовательно, оснований для возложения на администрацию Новоуральского городского округа обязанностей, не входящих в круг ее полномочий, не имеется. В соответствии с ранее действовавшим Лесным кодексом РФ 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускалась передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации (ст. 19). Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года в ст. 8 определил дополнительные формы собственности на лесные участки в соответствии с земельным законодательством. Так, главой III Земельного кодекса Российской Федерации установлена муниципальная собственность на землю. При этом, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ч. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, поэтому право собственности Российской Федерации на такие земельный участки сохраняется. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Как установлено в судебном заседании на земельные участка, на которых расположены городские леса, государственная собственность не разграничена, городские леса муниципальному образованию Новоуральский городской округ не были переданы и муниципальное образование не принимало данные земли в земли населенных пунктов. Данные обстоятельства указывают на отсутствие правовых оснований у администрации Новоуральского городского округа на регистрацию своего права на земельные участки занятые городскими лесами в застроенной части города. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает сроков для передачи лесных участков и регистрации на них права собственности, следовательно, нарушений законодательства в действиях ответчика не имеется. Прокурором ЗАТО г. Новоуральск настоящее исковое заявление подано в рамках ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с обоснованием, указанным в иске. Из заявленных исковых требований не видно в защиту какого нарушенного права неопределенного круга лиц обратился прокурор в суд. При подготовке настоящего дела к рассмотрению судом истцу было предложено представить доказательства подтверждающие нарушение прав неопределенного круга лиц тем обстоятельством, что ответчиком не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, а также дополнительные обоснования доводов искового заявления. Однако, прокурором дополнительных оснований и обстоятельств суду представлено не было. Поэтому судом рассмотрено дело по имеющимся в деле доказательствам. Довод прокурора о том, что бездействие ответчика создает угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды судом не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов. В рамках данных полномочий администрацией Новоуральского городского округа утвержден лесохозяйственный регламент городским лесов Новоуральского городского округа (постановление администрации Новоуральского городского округа от 11.03.2011 № 357) (л.д. 61-97). Данный лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах городских лесов Новоуральского городского округа, обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами. Указанное свидетельствует о выполнении администрацией Новоуральского городского округа требований Федерального законодательства об охране, защите и воспроизводству лесов. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований прокурора ЗАТО г. Новоуральск, суд не находит. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора ЗАТО г. Новоуральск к администрации Новоуральского городского округа об обязании установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, через Новоуральский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия. Председательствующий Е.Н. Пичугина СОГЛАСОВАНО: Судья Новоуральского городского суда Е.Н. Пичугина