Решение от 29.09.2011



Дело № 2-1392\2011

В окончательной форме изготовлено 04 октября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Минеева А.Н.,

при секретаре Теплоуховой С.Л.,

а также с участием истца Бызова В.С., его представителя адвоката Ш., представителя УПФ РФ в г.Новоуральске Ф., представителей ОАО"Уральский электрохимический комбинат" Ш. и Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бызова В. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске о включении периода работы в специальный трудовой стаж,

у с т а н о в и л :

Бызов обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске (далее – УПФ в г.Новоуральске) о включении ему в стаж работы во вредных и особо тяжелых условиях труда периоды его работы стеклодувом на Уральском электрохимическом комбинате (в настоящее время ОАО"УЭХК") с 05.03.1980 по 05.051981 года, а также с 01.02.1984 по 20.02.2000 года.

В судебном заседании Бызов и его представитель на заявленных требованиях настаивали, пояснив, что с 27.07.2011 года истец получает досрочную трудовую пенсию по старости в связи с достижением 50-летнего возраста и наличием трудового стажа на работах во вредных и особо сложных условиях труда. Между тем, ответчиком не включены в указанный стаж вышеприведенные спорные периоды его работы стеклодувом на Уральском электрохимическом комбинате, несмотря на то, что он и в настоящее время продолжает работать стеклодувом, и период его работы с 21.02.2000 по 31.12.2010 года зачтен в трудовой стаж, как работа во вредных и особо сложных условиях труда. Настаивали на том, что спорные периоды подлежат зачету как работа во вредных и особо сложных условиях труда, поскольку право на зачет данных периодов по этому основанию предусмотрено Списком №1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173, в котором предусмотрена работа в должности стеклодува независимо от характера выполняемой работы. Кроме того, профессия стеклодува предусмотрена и в Списке №1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26.01.1991 года. Настаивали на том, что Бызов работал стеклодувом и был занят на работах с постоянным поддевом и выдуванием изделий из стекла. Перейдя с 21.02.2000 по 31.12.2010 года на должность стеклодува в ц. ххх УЭХК, характер его работы не изменился, а объем работы даже стал меньше, чем ранее, но этот период был учтен ответчиком как льготный. Работы по постоянному поддуву и выдуванию изделий из стекла занимала от 82 до 93% рабочего времени, а потому полагали, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представители третьего лица – ОАО"УЭХК" исковые требования не поддержали, пояснив при этом спорные периоды работы Бызова стеклодувом в ххх (отдел ххх) подлежат зачету на общих основаниях, поскольку в указанное время Бызов не был постоянно, то есть более 80% рабочего времени, занят на работах по поддуву и выдуванию изделий из стекла. Действительно, ранее до 01.01.1997 года профессия стеклодува в отделе ххх засчитывалась в стаж по Списку №1, а после 01.01.1997 года по Списку №2, но впоследствии в соответствии с "Перечнем рабочих мест, наименований профессий и должностей работников Отдела ххх", утвержденного Генеральным директором 28.07.2007 года профессия стеклодува с 01.01.1992 года исключена из перечня, дающего право на льготное пенсионное обеспечение. В связи с этим полагали, что весь спорный период не может быть учтен как по Списку №1, так и по Списку №2. Что касается периода работы Бызова в ц. ххх с 21.02.2000 по 31.12.2010 года, то этот период был зачтен последнему в льготный стаж по Списку №1, поскольку в данном цехе с 1962 года организован участок по изготовлению изделий из стекла, то есть организовано стекольное производство.

Представитель УПФ РФ в г.Новоуральске Фесенко против иска возражала и пояснила, что с 27.07.2011 года Бызов является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 п.п.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом в льготный стаж истцу был засчитан период его работы стеклодувом в цехе ремонта ххх на участке № ххх ОАО"УЭХК" с 21.02.2000 по 31.12.2010 года. Что касается спорного периода работы Бызова, то полагала, что он не подлежит зачету на льготных условиях согласно Списку №1, поскольку администрацией УЭХК представлена уточняющая справка, согласно которой эти период работы Бызова подлежат учету на общих основаниях. Что касается Списка №1, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173, то считала, что он вообще не подлежит применению, а следует применять Список №1 и Список №2, утвержденные Постановлением Кабинета министров СССР №10 от 26.01.21991 года, согласно которым работа стеклодувом может быть учтена по Списку №1 лишь при условии постоянного поддува и выдувания изделий, но как по Списку №1, так и по Списку №2 работа стеклодувом учитывается при условии наличия производства, то есть массового изготовления изделий из стекла.

Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя УПФ РФ в г.Новоуральске и представителей третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон) право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным Законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом.

Пунктом 1 ст.7 указанного Закона установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В то же время, согласно п.п.1 п.1 ст.27 Закона трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Судом установлено, что Бызов в период с 05.03.1980 по 05.051981 года, а также с 01.02.1984 по 20.02.2000 года работал в должности стеклодува в ххх (отдел ххх) Уральского электрохимического комбината.

Оспаривая доводы истца и его представителя, представитель ответчика утверждала, что Бызов не работал на производстве изделий из стекла, предполагающих их массовое изготовление, поскольку местом его работы являлась экспериментальная мастерская, в которой выполнялись штучные заказы изделий из стекла.

Вместе с тем, как пояснил Бызов, а также представитель третьего лица - начальник экспериментальной мастерской с 1992 года Ж. и работающий по настоящее время стеклодувом свидетель Ш., стеклодувы отдела ххх не только выполняли какие-то ремонтные работы, но и в массовом количестве производили изделия из стекла. Данные объяснения и показания подтверждаются и исследованным судом журналом учета стеклодувных работ с 1978 по 1986 год (л.д.64-70), из которого усматривается, что изготовления отдельных изделий из стекла, в том числе и истцом, носило массовый характер и производство некоторых изделий доходило до нескольких сотен штук в течение одного календарного месяца. Таким образом, суд соглашается с доводами истца, что он работал на производстве изделий из стекла и в данном случае не имеет какого-либо правового значения, являлось ли данное производство мелко и крупносерийным.

Представленной суду ОАО"УЭХК" обзорной справкой по Центральной заводской лаборатории (отдел ххх) также подтверждается, что задачами экспериментальной мастерской, в которой и трудился стеклодув Бызов, являлось опытно-серийное производство оборудования и запасных частей, в том числе из стекла, а сама работа была организована на основании годового и квартальных планов.

В соответствии с подразделом 1 (производство всех видов стекла и стеклоизделий) раздела ХV "Стекольное и фарфоро - фаянсовое производства" Списка №1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (в ред. Постановлений Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 №591, от 23.07.1991 №497; Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 №517 (ранее и далее – Список №1) среди рабочих профессий указаны стеклодувы, связанные постоянно с поддувом или выдуванием изделий (код профессии 1150101а-18856), а Списком №2, утвержденным этим же постановлением в Разделе XVIII "Стекольное производство. Производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий" среди рабочих профессий указаны стеклодувы (код профессии 2190100а-18856).

Между тем, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно действовавшему до 1 января 1992 года регулированию (Постановлению Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах") стеклодувы вне зависимости от характера работы и количества занятого времени, связанного с поддувом и выдуванием изделий из стекла, были указаны в Списке N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 были утверждены новые Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Эти Списки, введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года, применялись при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании пунктов "а", "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2002 года - в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В результате изменения законодательства профессия "стеклодув" при условии занятости, связанной с постоянным поддувом и выдуванием изделий, была оставлена в Списке №1, а профессия "стеклодув" отнесена к Списку №2 Раздела XVIII "Стекольное производство. Производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий", в соответствии с которым среди рабочих профессий указаны стеклодувы (код профессии 2190100а-18856).

После принятия Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 января 1992 года будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях по Списку №1, только при условии занятости, связанной с постоянным поддувом и выдуванием изделий, если до 1 января 1992 года они не выработали специальный стаж полностью. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Изменение оценки профессиональной деятельности стеклодувов применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался зачет времени такой работы в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с неоднократно изложенный в постановлениях и определениях правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Кроме того, как подтвердили представителя третьего лица, а также следует из представленного суду Перечня структурных подразделений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по объекту, цеху, отделу № ххх от 26.10.1995 года (л.д.37-40) работа стеклодувом экспериментальной мастерской отдела ххх, включалась на момент принятия Бызова на работу по указанной должности в льготный стаж по Списку №1. Тот факт, что впоследствии работа стеклодувом Уральским электрохимическим комбинатом стала учитываться с 1998 года по Списку №2 (л.д.41-44), а с 2007 года только на общих основаниях (л.д.50-51), не может каким-либо образом влиять на права Бызова, возникшие и действовавшие в период по 31.12.1991 года включительно, то есть в период действия Постановления Совета Министров СССР №1173 от 28.08.1956 года.

Помимо этого, юридически значимым обстоятельством суд считает тот факт, что при трудоустройстве Бызова на работу в должности стеклодува ему гарантировалось работодателем право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №1, то есть истец вправе был рассчитывать на то, что он при достижении определенного возраста и наличии соответствующего трудового стажа по данной специальности будет иметь право на льготное пенсионное обеспечение. Государство предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться государством в лице его органов и будет реализовано в дальнейшем.

Таким образом, период работы Бызова стеклодувом экспериментальной мастерской отдела ххх Уральского электрохимического комбината с 05.03.1980 по 05.05.1981 года, а также с 01.02.1984 по 31.12.1991 года общей продолжительностью 9 (девять) лет 01 (один) месяц подлежит зачету в трудовой стаж на льготных основаниях, то есть как работа в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, и должен быть учтен ответчиком при определении размера трудовой пенсии по старости Бызову с момента назначения ему соответствующей трудовой пенсии по старости.

Что касается периода работы Бызова с 01.01.1992 по 20.02.2000 года, то в указанный период, как это изложено выше, работа стеклодувом засчитывалась в льготный стаж по Списку №1, утвержденному Постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 года №10 при условии занятости на работах, связанных с постоянным поддувом и выдуванием изделий.

Согласно п.5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. №29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Между тем, как следует из объяснений представителей ОАО"УЭХК", сведений о том, что в указанный период Бызов был занят на работах, связанных с постоянным поддувом и выдуванием изделий, не имеется. Указанный выше журнал стеклодувных работ также не свидетельствует о том, что стеклодувы отдела ххх не менее 80% рабочего времени были заняты на работах по постоянному поддуву и выдуванию изделий, тем более, что сам представленный в суд журнал охватывает период лишь по 1986 года.

Представитель третьего лица Ж. и свидетель Ш. также подтвердили, что работы, связанные с постоянным поддувом и выдуванием изделий из стекла не превышают 80% рабочего времени стеклодува. Иных же объективных доказательств доводов истца о постоянной занятости на работах по поддуву и выдуванию изделий суду не представлено, а отсутствие таких сведений у ОАО"УЭХК" также свидетельствует о том, что постоянный поддув и выдувание изделий не превышает 80% рабочего времени стеклодува отдела ххх.

При таких обстоятельствах, период работы истца стеклодувом экспериментальной мастерской отдела 16 с 01.01.1992 по 20.02.2000 года не может быть включен в трудовой стаж как работа в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой все понесенные по делу судебные расходы, а потому с УПФ РФ в г.Новоуральске в пользу Бызова надлежит взыскать уплаченную последним при подаче иска государственную пошлину в размере ххх рублей.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Бызова В. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске о включении периода работы в специальный трудовой стаж удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске включить Бызову В. С. период его работы на Уральском электрохимическом комбинате с 05.03.1980 года по 05.05.1981 года, а также с 01.02.1984 года по 31.12.1991 года в должности стеклодува экспериментальной мастерской отдела ххх общей продолжительностью 9 (девять) лет 01 (один) месяц в стаж работы в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, что является основанием для производства перерасчета соответствующей трудовой пенсии по старости с момента ее назначения.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске в пользу Бызова В. С. ххх рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Новоуральский городской суд.

Председательствующий: А.Н.Минеев

СОГЛАСОВАНО

Судья А.Н.Минеев