Дело №2-1169/2011 Решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 августа 2011 года г. Новоуральск Новоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гладких М.А. с участием старшего помощника прокурора ЗАТО г. Новоуральск Ворочева А.А., при секретаре Кобзевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 31 Федерального медико-биологического агентства» о возложении обязанности на учреждение по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры-противотуберкулезному диспансеру, в соответствии с действующим законодательством, УСТАНОВИЛ: Прокурор ЗАТО г. Новоуральск обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 31 Федерального медико-биологического агентства» (далее по тексту- ФГУЗ «ЦМСЧ № 31» ФМБА)о возложении обязанности на учреждение по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры-противотуберкулезному диспансеру, расположенному по адресу: г.Новоуральск ул. ХХХХХХ,в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании помощник прокурора Ворочев А.А. исковые требования уточнил и просил возложить обязанность на ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры- противотуберкулезному диспансеру, расположенному по адресу: г.Новоуральск Ул. ХХХХ, в том числе путем оборудования входа диспансера пандусом и перилами, в соответствии с действующим законодательством и СНиП 35-01-2001. Суду пояснил, что в силу ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям),а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Статьей 3 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлена обязательность обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В силу ст.8 указанного Закона, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдалось требование к эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара. Прокурорской проверкой установлено, что противотуберкулезный диспансер ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России, находящийся по адресу: г.Новоуральск Свердловской области ул. ХХХХ, является объектом социальной инфраструктуры, оказывает медицинские услуги для маломобильных групп населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски. Однако, указанное здание не обеспечено входом, приспособленным для маломобильных групп населения, ни в одном входе здания не имеется пандуса. Отсутствие надлежащего входа в здание объекта социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, нарушает требование вышеуказанного законодательства и нарушает права неопределенного круга инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социального и иного назначения. Просит исковые требования удовлетворить. Ответчик ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России будучи надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела не заявлял, а потому судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствии ответчика, в порядке заочного судопроизводства. Из отзыва ответчика следует, что все нарушения выявленные прокурорской проверкой ответчик подтверждает, при этом поясняет, что здание противотуберкулезного диспансера, расположенное по адресу: ул.ХХХХ, является структурным подразделением ЦМСЧ № 31. Здание введено в эксплуатацию в 1960 году и на момент ввода в эксплуатацию здание отвечало всем нормативным требованиям. Для оборудования входной группы здания пандусом требуется проведение проектных работ и капитальный ремонт здания. В соответствии с Уставом ЦМСЧ № 31 финансовое обеспечение деятельности ЦМСЧ № 31 осуществляется за счет средств федерального бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств, выделенных в установленном порядке. Затраты на ремонт здания,проектные работы и строительство пандуса не были внесены в смету расходов ЦМСЧ № 31 на 2011 год. В настоящее время на период до конца 2011 года формирование и утверждение сметы завершено, в которой не предусмотрены расходы на оборудование здания пандусом. При формировании сметы расходов на 2012 год и выделения финансирования, будут приняты все зависящие от ЦМСЧ № 31 меры по устранению выявленных нарушений прокурорской проверкой. Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор вправе обратиться в суд с данным исковым заявлением на основании ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае действует в интересах неопределенного круга инвалидов, так как действиями ответчика нарушаются права всех инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социального и иного назначения. Согласно ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основным принципом законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения. В силу ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.195г. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям),а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Статьей 3 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-Фз от 30.12.2009г. установлена обязательность обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В силу ст.8 указанного Закона, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдалось требование к эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара. Согласно приложения Б к Своду правил по проектированию и строительству «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»,одобренному и рекомендованному к применению Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 70 (СП 35-101-2001), объекты социальной инфраструктуры-здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного,торгового,кредитнофинансового,банковского,гостиничного,туристического,санаторно-курортного и пассажирского обслуживания населения, воспитания, образования, отдыха, туризма, спорта и трудовой деятельности, по предоставлению услуг связи и информационных услуг, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений. Пандус-сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Строительными нормами и правилами РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»,принятыми Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73 (СНиП 35-01-2001), установлено, что для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней-не более 0,12м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2%. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости-другими средствами подъема; в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; ширина марша лестниц, доступных для маломобильных групп населения, должна быть, как правило, не менее 1,35м. При расчетной ширине марша лестницы 2,5 м и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни. Все ступени в пределах марша должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема ступеней. Согласно п.3.1 Устава ФГУЗ «ЦМСЧ № 31 ФМБА России», целью деятельности данного учреждения является медико-санитарное обеспечение и охрана здоровья… населения. Судом установлено, что противотуберкулезный диспансер, расположенный по адресу: г.Новоуральск ул. Мичурина 15/35,является структурным подразделением ФГУЗ ЦМСЧ № 31 и объектом социальной инфраструктуры, поскольку оказывает медицинские услуги для маломобильных групп населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски. Однако, в нарушении вышеуказанных норм действующего законодательства, здание не обеспечено входом, приспособленным для маломобильных групп населения, ни в одном входе здания не имеется пандуса. Данный факт не отрицался и ответчиком в представленном суду отзыве. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик не соблюдает вышеуказанные требования действующего законодательства. С учетом изложенного, исковые требования прокурора ЗАТО г.Новоуральска о возложении обязанности на ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры- противотуберкулезного диспансера, расположенного по адресу: г.Новоуральск ул. Мичурина 15/35, в том числе путем оборудования центрального входа поликлиники пандусом и перилами, в соответствии с действующим законодательством и СНиП 35-01-2001, подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194 – 199,235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РЕШИЛ: Исковые требования прокурора ЗАТО г. Новоуральск кФедеральному государственному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 31 Федерального медико-биологического агентства» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры-противотуберкулезному диспансеру, расположенному по адресу: г.Новоуральск ул.ХХХХХ –удовлетворить. Обязать Федеральное государственное учреждение здравоохранение «Центральная медико-санитарная часть № 31 Федерального медико-биологического агентства» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры- противотуберкулезному диспансеру, расположенному по адресу: г.Новоуральск ул. ХХХХХ,в том числе путем оборудования центрального входа диспансера пандусом и поручнями в соответствии с действующим законодательством и СНиП 35-01-2001г. Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, отменено по заявлению ответчика в течении 7 дней с момента получения ответчиком копии решения. Председательствующий: М.А.Гладких Согласовано: Судья М.А.Гладких