Решение от 11.08.2011



Дело № 2-1132/2011

Мотивированное решение изготовлено 16.08.2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2011 года Новоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гречущевой Т.В.,

с участием старшего помощника прокурора ЗАТО г.Новоуральск Ворочева А.А.,

при секретаре Элембуш Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Новоуральск к Федеральному государственному учреждению здравоохранения Центральная медико-санитарная часть № 31 Федерального медико-биологического агентства России о возложении обязанностей по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

прокурор ЗАТО г.Новоуральск обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения Центральная медико-санитарная часть №31 Федерального медико-биологического агентства России (ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России) о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - поликлинике № xx, расположенной в г.Новоуральске Свердловской области по ул.<>, в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования уточнил, просил возложить на ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - поликлинике № xx, расположенной в г.Новоуральске Свердловской области по ул.<>, в том числе - путем оборудования входа поликлиники № xx пандусом в соответствии с действующим законодательством и СНиП 35-01-2001. Суду пояснил, что в силу ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлена обязательность обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В силу ст.8 указанного Закона, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдалось требование к эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Прокурорской проверкой установлено, что поликлиника № xx, расположенная в г.Новоуральске Свердловской области по ул.<>, является объектом социальной инфраструктуры, оказывает медицинские услуги для маломобильных групп населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски. Однако указанное здание не обеспечено входом, приспособленным для маломобильных групп населения: ни в одном входе здания не имеется пандуса. Отсутствие надлежащего входа в здание объекта социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения нарушает требование вышеуказанного законодательства и нарушает права неопределенного круга инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социального и иного назначения. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Лялина А.Г., действующая на основании доверенности от 13.01.2011 № 02-04/46, полагает, что необходимости оборудования входной группы поликлиники № xx пандусами не имеется, поскольку в поликлинике осуществляется оказание амбулаторно-поликлинической помощи работникам ОАО «УЭХК»; с учетом специфики деятельности маломобильные группы населения и инвалиды, использующие кресла-коляски, в данной поликлинике не обслуживаются, следовательно, необходимость в проектировании и строительстве пандусов отсутствует. Здание поликлиники № xx введено в эксплуатацию в 1960 году, на момент ввода в эксплуатацию здание отвечало всем нормативным требованиям. Для оборудования входной группы здания пандусом потребуется проведение проектных работ и капитальный ремонт здания. В соответствии с Уставом ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России финансовое обеспечение деятельности ЦМСЧ № 31 осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных в установленном порядке. Затраты на ремонт здания, проектные работы и строительство пандуса не были внесены в смету расходов ЦМСЧ № 31 ФМБА России на 2011 год. В настоящее время на период до конца 2011 года формирование и утверждение сметы завершено, в которой не предусмотрены расходы на оборудование здания пандусом. При формировании сметы расходов на 2012 год и выделения финансирования будут приняты все зависящие от ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России меры по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений.

       Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к следующему.

      Согласно ст.45 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с указанным исковым заявлением, поскольку в данном случае действует в интересах неопределенного круга инвалидов, так как действиями ответчика нарушаются права всех инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и иного назначения.

Согласно ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации основным принципом законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлена обязательность обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В силу ст.8 указанного Закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдалось требование к эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Согласно приложению Б к Своду правил по проектированию и строительству «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренному и рекомендованному к применению Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 70 (СП 35-101-2001), объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, финансового, банковского, гостиничного, туристического, санаторно-курортного и пассажирского обслуживания населения, воспитания, образования, отдыха, туризма, спорта и трудовой деятельности, по предоставлению услуг связи и информационных услуг, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений, должны быть оборудованы пандусами (сооружениями, имеющими наклонную по направлению движения поверхность и предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой).

Строительными нормами и правилами Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятыми Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 73 (СНиП 35-01-2001), установлено, что для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м., высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2 %. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости -другими средствами подъема; в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; ширина марша лестниц, доступных для маломобильных групп населения, должна быть, как правило, не менее 1,35 м. При расчетной ширине марша лестницы 2,5 м. и более следует предусматривать дополнительные распределительные поручни. Все ступени в пределах марша должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема ступеней.

Согласно п.3.1 Устава ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России целью деятельности данного учреждения является медико-санитарное обеспечение и охрана здоровья населения.

Поскольку прокурорской проверкой было установлено, что поликлиника № xx ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России является объектом инфраструктуры, оказывает медицинские услуги в том числе маломобильным группам населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, а указанное здание не обеспечено входом, приспособленным для маломобильных групп населения, ни один из входов в здание не оборудован пандусом, следовательно, в соответствии с действующим законодательством и СНиП 35-01-2001 требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск подлежат удовлетворению в полном объеме.

Ссылка представителя ответчика на то, что затраты на ремонт данного здания, проектные работы и строительство пандуса не были внесены в смету расходов ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России на 2011 год, при формировании сметы расходов на 2012 год и выделении финансирования будут предприняты все зависящие от ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России меры по устранению выявленных нарушений, суд не принимает во внимание, поскольку на основании Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлена обязательность обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, независимо от каких-либо причин. Иных доказательств в подтверждение своих доводов и возражений в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком суду не представлено.

        Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск к ФГУЗ Центральная медико-санитарная часть № 31 Федерального медико-биологического агентства России о возложении обязанностей по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, - удовлетворить.

Возложить на Федеральное государственное учреждение здравоохранения Центральная медико-санитарная часть № 31 Федерального медико-биологического агентства России обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - поликлинике № xx, расположенной в г.Новоуральске Свердловской области по ул.<>, в соответствии с действующим законодательством, в том числе - путем оборудования центрального входа в здание поликлиники № xx пандусом в соответствии с действующим законодательством и СНиП 35-01-2001.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Новоуральский городской суд.

Председательствующий судья Гречущева Т.В.

Согласовано

Судья Гречущева Т.В.