Дело № 2-991/2011 Мотивированное решение изготовлено 20.07.2011 года Именем Российской Федерации 15 июля 2011 года Новоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гречущевой Т.В., с участием заместителя прокурора ЗАТО г.Новоуральск Слабунова И.М., представителя Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Уральская» Гордиевич Н.С., действующей на основании доверенности от 14.07.2011 № <>, при секретаре Элембуш Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Новоуральск к Обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма Уральская» об обязании создания шести рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов, Прокурор ЗАТО г.Новоуральск, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма Уральская» (далее - ООО «Агрофирма Уральская») об обязании создания шести рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал, суду пояснил, что согласно ст.13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государством обеспечиваются дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействии занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена квота для приема на работу инвалидов. Согласно ст.ст. 21, 22 названного Закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентном отношении к среднесписочной численности работников не менее 2 и не более 4 процентов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии с п.п. 1, 2 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников. Организациям, в которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда более 50 % признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. Согласно ст.24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов обязаны: создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов; создать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Среднесписочная численность работников ООО «Агрофирма Уральская» по состоянию на 01.06.2011 составила 338 человек. В ООО «Агрофирма Уральская» установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 7 человек, из предусмотренных квотой рабочих мест для трудоустройства инвалидов не создано 6 рабочих мест. Следовательно, ООО «Агрофирма Уральская» не соблюдает требования о квотировании рабочих мест для инвалидов, так как из 7 предусмотренных квотой рабочих мест создано только 1 рабочее место. Нарушением ООО «Агрофирма Уральская» законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов не соблюдаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц из числа инвалидов. В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор обратился в суд в целях защиты нарушенного права неопределенного круга лиц из числа инвалидов, просит обязать ООО «Агрофирма Уральская» создать 6 рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Представитель ответчика Гордиевич Н.С. заявленные исковые требования не признала, указав, что согласно ст.24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель предоставляет работодателю право выбора способа содействия трудоустройства инвалидам - создавать или выделять рабочие места, в связи с чем ООО «Агрофирма Уральская» использует способ «выделение» инвалидам рабочих мест, а не создание рабочих мест. Установленную квоту рабочих мест для инвалидов в ООО «Агрофирма Уральская» - 7 рабочих мест, с учетом численности работающих в ООО «Агрофирма Уральская» работников, - не оспаривает, просит учесть, что ООО «Агрофирма Уральская» готова исполнить обязанность по выделению рабочих мест для инвалидов с учетом специфики деятельности ООО «Агрофирма Уральская» (основные виды деятельности - животноводство и растениеводство, наличие вредных факторов на большинстве возможных на предприятии рабочих мест (смесь углеводородов, хлор, фосфорорганические пестициды, региональное напряжение рук, работы, связанные с наклоном корпуса, подъемом и переносом тяжестей вручную, отсутствие естественного освещения, общее охлаждение), также тот фактор, что ООО «Агрофирма Уральская» расположено в с.<>, а объекты ООО «Агрофирма Уральская» - в д.<>, д.<>). Также просила учесть, что ООО «Агрофирма Уральская» в настоящее время находится в убытке, в связи с чем не имеет возможным предоставлять рабочие места для инвалидов. Третье лицо - Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Новоуральский Центр занятости», надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, также указало, что поддерживает заявленные прокурором исковыми требованиями в полном объеме. С учетом мнения представителей сторон дело рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ст.13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государством обеспечиваются дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействии занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. ст. 21, 22) установлена квота для приема на работу инвалидов, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентном отношении к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии с п.п.1, 2 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников. Организациям, в которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда более 50 % признано условно аттестованными, а условия труда противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников. Согласно ст.24 вышеназванного Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов обязаны: создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов; создать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Из исследованных судом документов следует и не оспорено представителем ответчика, что среднесписочная численность работников ООО «Агрофирма Уральская» по состоянию на 01.06.2011 составляла 338 человека (ответ директора филиала ООО «Агрофирма Уральская» ЭК. заместителю прокурора ЗАТО г.Новоуральск С. от 09.06.2011 № xxxx). По результатам аттестации рабочих мест ООО «Агрофирма Уральская» установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 7 человек, в указанный период в счет квоты работал 1 инвалид. Следовательно, ООО «Агрофирма Уральская» не соблюдает требования о квотировании рабочих мест для инвалидов, так как по состоянию на 01.06.2011 и на момент рассмотрения дела в суде в ООО «Агрофирма Уральская» не выполнена установленная квота для приема на работу инвалидов: из 7 предусмотренных квотой рабочих мест создано только 1 рабочее место. Поскольку на момент рассмотрения дела в суде установленная квота для приема на работу инвалидов ООО «Агрофирма Уральская» не выполнена, следовательно, требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск подлежат удовлетворению в полном объеме, с возложением на ООО «Агрофирма Уральская» обязанности по созданию 6 рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Ссылка представителя ответчика на необходимость учета специфики деятельности ООО «Агрофирма Уральская» и тяжелого финансового положения ООО «Агрофирма Уральская» значения для рассматриваемого вопроса не имеет, поскольку в силу закона на ООО «Агрофирма Уральская» возложена обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов независимо от каких-либо причин, в том числе специфики деятельности предприятия и его финансового положения. Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск к Обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма Уральская» об обязании создания шести рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов - удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма Уральская» создать шесть рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через Новоуральский городской суд. Председательствующий судья Гречущева Т.В. Согласовано Судья Гречущева Т.В.