Решение от 11.01.2012



Дело № 2-35/2012

В окончательной форме изготовлено 13.01.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                              

11 января 2011 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Зараевой Н.В.,

при секретаре Турсуновой Н.А.,

с участием старшего помощника прокурора ЗАТО г.Новоуральск Ворочева А.А.,

представителя ответчика – администрации Новоуральского городского округа - Банных М.В., действующей на основании полномочий, представленных доверенностью,

третьего лица-представителя МУП «Нива» Гордиевича С.Ю.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоуральского городского округа о наложении на администрацию Новоуральского городского округа обязанности по направлению заявлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса и по обращению в суд по истечении года со дня постановки указанных бесхозяйных недвижимых вещей на учет с требованием о признании права муниципальной собственности на эти вещи,

установил:

Прокурор ЗАТО г.Новоуральск, действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском о наложении на администрацию Новоуральского городского округа обязанности по направлению заявлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса и по обращению в суд по истечении года со дня постановки указанных бесхозяйных недвижимых вещей на учет с требованием о признании права муниципальной собственности на эти вещи.

В обоснование требований прокурор указал, что проведённой прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск проверкой исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на территории Новоуральского городского округа было установлено, что на территории Новоуральского городского округа находятся бесхозяйные объекты топливно-энергетического комплекса, сведения о которых отражены в приложениях к распоряжениям Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новоуральского округа от 04.07.2007г. № 225(теплосети), от 12.03.2008г. № 61 (объекты электроэнергетики), к постановлению администрации Новоуральского городского округа от 07.06.2010г. № 1119-а, к распоряжению Главы Новоуральского городского округа от 05.03.2008г. № 49. Указанные объекты были выявлены в ходе инвентаризации, проведенной в 2008 г., однако до настоящего времени администрацией Новоуральского городского округа заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, не направлено, что подтверждается ответами Новоуральского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. Согласно п. п.4, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В обоснование нарушения прав неопределенного круга лиц прокурор в заявлении указал, что отсутствие собственника указанных объектов, имеющих особый статус, обладающих повышенной опасностью, влечет невозможность исполнения обязанностей по обеспечению безопасности объектов ТЭК, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий сооружений, организации их эксплуатации. Эксплуатация указанных объектов может привести к авариям, влекущим за собой причинение ущерба окружающей среде, нарушению условий жизнедеятельности неопределенного круга лиц. Поскольку собственник отсутствует, взыскание ущерба будет затруднено либо невозможно. Указанные обстоятельства влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и иных прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Просил обязать администрацию Новоуральского городского округа направить заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса и обратиться в суд по истечении года со дня постановки указанных бесхозяйных недвижимых вещей на учет с требованием о признании права муниципальной собственности на эти вещи.

Представитель ответчика администрации Новоуральского городского округа Банных иск не признала и пояснила, что объекты ТЭК, указанные в п.1-6,33-59 Реестра бесхозяйных объектов коммунального хозяйства и электроэнергетики на территории городского округа с целью обеспечения эксплуатации существующих сетей и электрических сельских населенных пунктов на основании распоряжения администрации городского округа от 25.06.2007г. № 38-а, на основании распоряжения Главы городского округа от 05.03.2008г. № 49, распоряжений Комитета по управлению муниципальным имуществом от 12.03.2008 г. № 61, от 04.07.2007г. № 225 закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Нива» и переданы предприятию на обслуживание.

Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» администрация Новоуральского городского округа определила теплосетевую организацию, которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» МУП «Нива», назначенная органом местного самоуправления надлежащим образом управляет объектами электросетевого хозяйства и обеспечивает население энергоресурсами.

Для подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество необходимо представить документы, отражающие технические характеристики объектов, подлежащих учету как бесхозяйные, однако поскольку документы строительной организацией были утеряны, либо не отвечают требованиям, предъявляемым к документам в настоящее время, а также в связи с отсутствием бюджетного финансирования на указанные цели работа по постановке на учет теплосетей и электросетей не завершена, хотя во исполнение постановления администрации Новоуральского городского округа № 1119-а от 07.06.2010 г. работа в данном направлении ведется.

Кроме этого, представитель ответчика пояснила, что прокурор не наделен полномочиями по обращению в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, так как им не указано в исковом заявлении и не представлено в судебное заседание доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, а также не указано, какие нормы и правила действующего законодательства нарушены в результате неподачи администрацией городского округа заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса, указанных в п.1-6,33-59 Реестра. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица – МУП «Нива» Гордиевич пояснил, что поддерживает доводы, приведенные представителем ответчика в полном объеме, МУП «Нива», которому в 2007-2008 годах были переданы бесхозяйные объекты топливно-энергетического комплекса на праве хозяйственного ведения весь указанный период и до настоящего времени надлежащим образом обслуживает и эксплуатирует указанные объекты, каких-либо аварий, чрезвычайных ситуаций и иных происшествий, связанных с водо-, тепло-, электросетями за весь период не допущено.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1статьи 130 Гражданского кодексаРоссийской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Согласно ч 1.ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.9 Устава Новоуральского городского округа к вопросам местного значения Новоуральского городского округа относятся в частности организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Объекты коммунального хозяйства и электроэнергетики, указанные в п.1-6, 33-59 Реестра бесхозяйных объектов на территории Новоуральского городского округа до настоящего времени не состоят на учете в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, право собственности на них не зарегистрировано, что подтверждается ответом из Новоуральского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 32), что позволяет прийти суду к выводу об отсутствии собственника на указанные электро- и теплосети.

Согласно ч.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Положения названной законодательной нормы не содержат обязательного предписания для органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, о принятии его на учет и об обращении с иском о признании права муниципальной собственности на это имущество, в связи с чем действия администрации Новоуральского городского округа нельзя признать незаконными и нарушающими установленный порядок регистрации бесхозяйного недвижимого имущества.

Помимо этого, распоряжениями Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новоуральского городского округа № 225 от 04.07.2007г. и № 61 от 12.03.2008г. выявленные в ходе инвентаризации вышеуказанные теплосети и электросети приняты в муниципальную собственность, закреплены на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Нива» и переданы ему на обслуживание (л.д. 17-25). Распоряжением администрации Новоуральского городского округа № 38-а от 25.06.2007г. и распоряжением Главы Новоуральского городского округа № 49 от 05.03.2008г. электро- и теплосети приняты на баланс МУП «Нива», организовано их обслуживание и эксплуатация (л.д. 28-31). Постановлением администрации Новоуральского городского округа № 1119-а от 07.06.2010г. предписано Комитету по управлению муниципальным имуществом осуществить необходимые мероприятия, направленные на признание и регистрацию муниципальной собственности Новоуральского городского округа на объекты бесхозяйного недвижимого имущества - электрические сети и сети коммунальной инфраструктуры, а также предусмотреть при разработке проекта бюджета финансирование расходов на проведение указанных целей. Таким образом, администрация Новоуральского городского округа приняла необходимые меры, направленные на передачу в хозяйственное ведение, постановку на баланс указанных объектов, их безопасную эксплуатацию и обслуживание, а также направленные на постановку бесхозяйного имущества на учет в регистрирующем органе в будущем, по мере оформления необходимых документов, без которых регистрация невозможна и наличия денежных средств в местном бюджете.

В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в случае, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Судом не принимается довод прокурора о том, что в результате неподачи администрацией Новоуральского городского округа заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса, указанных в п.1-6, 33-59 Реестра нарушаются права неопределенного круга лиц, а именно отсутствие собственника указанных объектов, имеющих особый статус, обладающих повышенной опасностью, влечет невозможность исполнения обязанностей по обеспечению безопасности объектов ТЭК, может привести к аварийным ситуациям, влекущим за собой причинение ущерба окружающей среде, нарушению условий жизнедеятельности неопределенного круга лиц, а также к невозможности взыскания ущерба, поскольку прокурором не представлено доказательств указанных им обстоятельств, данный факт отсутствия доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц не отрицался прокурором в судебном заседании. Напротив, в судебном заседании установлено, что эксплуатируемые объекты топливно-энергетического комплекса находятся в надлежащем состоянии, аварийных ситуаций либо чрезвычайных происшествий, связанных с обслуживанием указанных объектов с 2008 года по настоящее время не допущено.

Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора ЗАТО г.Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоуральского городского округа о наложении на администрацию Новоуральского городского округа обязанности по направлению заявлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса и по обращению в суд по истечении года со дня постановки указанных бесхозяйных недвижимых вещей на учет с требованием о признании права муниципальной собственности на эти вещи оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Новоуральский городской суд.

Председательствующий судья                                           Зараева Н.В.

СОГЛАСОВАНО:

Судья Новоуральского

городского суда Зараева Н.В.