Решение от 12.05.2011



Дело № 2-497/2011

В окончательной форме изготовлено 17 мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Минеева А.Н.,

при секретаре Синицкой А.Т.,

а также с участием представителя истца Наумовой И.В. и представителя ответчика Глинских Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мясоедовой В.И. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть №31 Федерального медико-биологического агентства" о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

Мясоедова обратилась в суд с иском к ЦМСЧ №31 ФМБА России о взыскании денежных средств в сумме ххх руб., недополученных ей по вине ответчика в счет причитающейся ей пенсии по старости.

В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивала и пояснила, что по вине работников кадровой службы ЦМСЧ №31истец не смогла своевременно воспользоваться своим правом на пенсию по старости, поскольку никто из указанных выше лиц не известил ее и не предупредил заблаговременно, что она имеет право на данную пенсию как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое возникло у истца по достижении 50-летнего возраста, то есть ххх года. Представитель истца пояснила, что только в ноябре 2010 года истец случайно узнала о наличии у нее такого права и оформила свои пенсионные права лишь с ххх года. В результате халатности, допущенной, по его мнению, работниками кадровой службы ответчика истец недополучила пенсию по старости в размере ххх руб.. В связи с этим представитель истца настаивала на взыскании указанной суммы с ответчика.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив суду, что отношения между работодателем и работником основаны на трудовом законодательстве и последнее не предусматривает обязанность работодателя уведомлять работника о наступлении у него права на пенсию. Работник сам обязан обращаться с заявлением о назначении ему пенсии, а работники кадровой службы лишь оказывают помощь в собирании необходимых справок и документов для более быстрого прохождения документов для оформления пенсионных прав. Мясоедова обратилась с соответствующим заявлением о назначении пенсии по старости в отдел кадров ЦМСЧ №31 лишь ххх года, после чего ей была оказана помощь в собирании необходимых документов, они были сразу же подготовлены и направлены в Управление пенсионного фонда, что давало основания для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости, а потому никакой халатности со стороны ЦМСЧ №31 и ее работников допущено не было. В связи с этим считал заявленные истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица – Управления пенсионного фонда РФ в г.Новоуральске в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, но при этом в суд представлен письменный отзыв, из которого следует, что действующим пенсионным законодательством установлен заявительный порядок обращения за назначением пенсии и Мясоедова им воспользовалась лишь 29.11.2010 года, а потому пенсия по старости ей была назначена к выплате только с ххх года в соответствии с требованиями закона.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее – Закон) право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно п.5 ст.4 данного Закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Таким гражданам в силу п.3 ст.5 закона назначается пенсия по старости.

Мясоедова является в настоящее время получателем пенсии на основании п.п.3 п.1 ст.10 данного Закона, согласно которому право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Данный факт никем их участвующих в деле лиц не оспаривался, а участие Мясоедовой в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подтверждается соответствующим удостоверением (л.д.6).

Согласно п.п.2 п.2 ст.10 указанного выше Закона гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии со ст.30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 5 лет (женщинам в 50 лет) независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

В то же время, согласно п.1 ст.22 Закона назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подпункт 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.

Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, Мясоедова не относится к категории лиц, которым пенсия по старости по указанным выше основаниям может быть назначена без соответствующего заявления в органы пенсионного фонда.

Согласно п.1 ст.23 Закона пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее

Действительно, право на пенсию по старости как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС у Мясоедовой наступило с момента достижения ей 50-летия, то есть с ххх года, тогда как соответствующая пенсия по старости ей была назначена лишь с ххх года, то есть с момента его обращения в УПФ РФ в г.Новоуральске с заявлением о назначении пенсии.

При этом согласно п.7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральным Законом "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденных Постановлением Минтруда и социального развития РФ №17 и Пенсионного фонда РФ №19пб от 27.02.2002 года граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства с очевидностью усматривается, что с заявлением о назначении пенсии должны обращаться непосредственно граждане, подав письменное заявление, и могут действовать при этом непосредственно, либо через своего представителя, то есть закон наделяет гражданина свободой действий по реализации, либо отказу от реализации этого права, а потому доводы представителя истца о том, что обращение за пенсией не носит заявительный характер, и такая обязанность возлагается на работодателя, суд находит неверными и не основанными на законе.

Являются несостоятельными и утверждения представителя истца о том, что Мясоедова должна была быть заранее предупреждена о наступлении у нее права на пенсию по старости как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС работниками кадровой службы ответчика.

Так, как следует из представленного в суд Положения "О службе правового и кадрового обеспечения ФГУЗ ЦМСЧ №31 ФМБА России", утвержденного начальником ФГУЗ ЦМСЧ №31 ФМБА России 13.07.2009 года, к функциям службы относится, в том числе, подготовка документов необходимых для назначения пенсий работникам ЦМСЧ №31 и предоставление их в органы пенсионного обеспечения (п.4.9).

Таким образом, все действия работников кадровой службы по подготовке соответствующих документов для Пенсионного фонда РФ осуществляются лишь по заявлению лица, желающего воспользоваться своим правом на получение пенсии и такое заявление по утверждению представителя ответчика, что не оспаривалось и самим истцом, поступило в отдел кадров лишь 29.11.2010 года, после чего Мясоедовой и были выданы необходимые документы для предоставления в УПФ РФ в г.Новоуральске для назначения пенсии по старости в соответствии с требования указанного выше Закона.

Надуманными находит суд и утверждения представителя истца о том, что работодателю Мясоедовой было известно о том, что она является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку об этом факте, как утверждал представитель ответчика, сотрудникам кадровой службы стало также известно непосредственно от Мясоедовой лишь ххх года, после чего ей и были даны рекомендации о том, что она имеет право на получение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении". О соответствии данных утверждений действительности суд убедился после исследования личного дела Мясоедовой, представленного для обозрения суду представителем ответчика, где ни в одном из заполненных истцом либо с ее слов документе нет сведений о том, что она принимала участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и данный факт опровергнут представителем истца не был.

В связи с изложенным, судом не усматривается каких-либо нарушений пенсионных прав Мясоедовой работникам ЦМСЧ №31, вследствие чего ответчик не обязан возмещать неполученную Мясоедовой по зависящим только от нее самой обстоятельствам пенсию по старости за период с достижения ей 50-летнего возраста, а потому исковые требования последней подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Мясоедовой В.И. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть №31 Федерального медико-биологического агентства" о взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Новоуральский городской суд.

Председательствующий: А.Н.Минеев

СОГЛАСОВАНО

Судья А.Н.Минеев