Решение от 28.02.2012г.



Дело №2-264/2012 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2012 Новоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Гречущевой Т.В.,

при секретаре Антипиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстовой С.П. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске о признании решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

20.01.2012 ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске (далее - ГУ УПФ РФ) решением № ХХХХ отказало Толстовой С.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику из-за отсутствия требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии специального стажа 30 лет. При этом ГУ УПФ РФ не включило Толстовой С.П. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, период ее работы с 11.07.1985 по 19.10.1987 - в должности медицинской сестры процедурной, медицинской сестры палатной в наркологическом отделении № ХХХ Медсанотдела №31.

Вместе с тем ГУ УПФ РФ признало за Толстовой С.П. право на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии 27 лет 08 месяцев 24 дня.

Оспаривая законность данного решения ГУ УПФ РФ, Толстова С.П. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение от 20.01.2012 № ХХХХ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ГУ УПФ РФ включить в специальный трудовой стаж вышеуказанный оспариваемый ею период работы, назначить ей пенсию со дня обращения в ГУ УПФ РФ, то есть с 11.01.2012.

В судебном заседании Толстова С.П. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, в обоснование иска суду пояснила, что имеет специальное медицинское образование, на момент обращения ее в ГУ УПФ РФ она имела стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет, считает незаконным решение ГУ УПФ РФ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, поскольку в оспариваемый ею период в должности медицинской сестры процедурной, медицинской сестры палатной в наркологическом отделении № ХХ Медсанотдела № 31 она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в ее должностные обязанности согласно должностной инструкции входил уход за больными, запись и точное выполнение больным назначений лечащего врача, измерение температуры больных, счет пульса и дыхания, сбор по назначению врача материалов для анализов, наблюдение за соблюдением больными диеты, режима питания, оказание больным первой доврачебной помощи и т.д. Впоследствии Медсанотдел № 31 был переименован в ЦМСЧ № 31, МУ «Центральная городская больница», МУ «Городская больница», ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России, в связи с чем полагает, что возможность назначения досрочной трудовой пенсии медицинским работникам должна зависеть от характера выполняемой ими работы, а не от названия медицинского учреждения, в котором медицинские работники осуществляли свою трудовую деятельность.

По мнению истца, оспариваемое решение ГУ УПФ РФ нарушает ее конституционное право на получение досрочной трудовой пенсии, просит иск удовлетворить, включить в ее специальный стаж для назначения льготной пенсии оспариваемый период, назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня обращения в ГУ УПФ РФ - с 11.01.2012.

Представитель ответчика ХХХХ., действующая на основании полномочий, представленных доверенностью от 11.01.2012 года № ХХ, исковые требования Толстовой С.П. не признала, пояснив суду, что решение ГУ УПФ РФ в отношении истца принято в соответствии с действующим законодательством. Оспариваемый истцом период работы в должности медицинской сестры процедурной, медицинской сестры палатной в наркологическом отделении № ХХ Медсанотдела №31 не включен в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку данное учреждение не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 № 395.

Третье лицо - ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, против чего истец и представитель ответчика не возражали.

С учетом мнения участников судебного заседания дело рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решение ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске от 20.01.2012 № ХХ, по мнению суда, является незаконным и противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст.37 ч.3; ст.41 ч.1). По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и пособия устанавливаются законом, а в силу ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом, но не подзаконными актами.

В соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах в сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. До 01.01.2002 аналогичное положение было закреплено в ст.81 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что истец имеет специальное медицинское образование: в 1985 году она закончила Свердловское городское медицинское училище по специальности «Медицинская сестра», имеет квалификацию медицинской сестры.

Отказывая истцу во включении в ее специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии оспариваемый период работы с 11.07.1985 по 19.10.1987 - в должности медицинской сестры процедурной, медицинской сестры палатной в наркологическом отделении № ХХХ Медсанотдела № 31, ГУ УПФ РФ указало, что данное учреждение не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.

Данный вывод ГУ УПФ РФ суд находит необоснованным, поскольку в указанном Постановлении вообще отсутствует как таковой список учреждений здравоохранения, в нем лишь имеется ссылка на лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения всех форм собственности.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 14.05.2001 № 38 установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Как следует из трудовой книжки Толстовой С.П. ХХХХ, выданной 15.07.1985, в оспариваемый период с 11.07.1985 по 19.10.1987 она работала в должности медицинской сестры процедурной, медицинской сестры палатной в наркологическом отделении № ХХ Медсанотдела № 31, то есть она подпадает под категорию лиц, которым может быть назначена досрочная трудовая пенсия в связи с тем, что она занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Кроме того, Медсанотдел № 31, работа в котором не зачтена Толстовой С.П., является ничем иным, как лечебно-профилактическим учреждением (что и было указано в Номенклатуре учреждений здравоохранения, действовавшей до 1992 года и утвержденной приказом Министра здравоохранения СССР от 23.12.1975 №249). К тому же, на территории ЗАТО г.Новоуральск, а в не зачтенный Толстовой С.П. период - г.Свердловск-44, иных государственных лечебно-профилактических учреждений не существовало, а впоследствии Медсанотдел № 31 был переименован в ЦМСЧ № 31, МУ «Центральная городская больница», МУ «Городская больница», ФГУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России, которое и по сей день является единственным лечебно-профилактическим учреждением такого рода на территории ЗАТО г.Новоуральск.

Помимо этого, ГУ УПФ РФ необоснованно не принято во внимание, что Постановлением Минтруда Российской Федерации от 03.10.2002 № 69 установлено тождество наименования учреждения «Медико-санитарный отдел (Медсанотдел)» наименованию учреждения «Центральная медико-санитарная часть», которая в Списке № 781, действующем и применяющимся на момент обращения Толстовой С.П. в ГУ УПФ РФ, указана, то есть период работы Толстовой С.П. в данном учреждении здравоохранения в должности медицинской сестры процедурной, медицинской сестры палатной в наркологическом отделении № ХХ Медсанотдела №31 подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Таким образом, необоснованным является утверждение ответчика о том, что работа Толстовой С.П. в оспариваемый ею период не подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в данный период истец выполняла обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, то есть она выполняла социально-полезную лечебную работу, на которой подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, и которая по смыслу ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; с 01.11.1999 право на получение досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда Закон, как и ранее действовавшее пенсионное законодательство, связывает с наличием у работника специального трудового стажа (суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности).

С учетом изложенного суд считает, что досрочная пенсия медицинским работникам должна назначаться в зависимости от вида деятельности, а не от названия должности или названия учреждения, с которыми данные работники состояли в трудовых отношениях. ГУ УПФ РФ толкует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях ухудшения положения истца в области пенсионного обеспечения, что, в свою очередь, является прямым нарушением ст.2 Конституции Российской Федерации, определяющей права и свободы человека высшей ценностью, а обязанностью государства соблюдать и защищать эти права, поэтому требования Толстовой С.П. подлежат удовлетворению и ей надлежит включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии оспариваемый период работы с 11.07.1985 по 19.10.1987 в должности медицинской сестры процедурной, медицинской сестры палатной в наркологическом отделении № ХХ Медсанотдела № 31, поскольку истец непосредственно исполняла трудовые обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Поскольку стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом оспариваемого периода с 11.07.1985 по 19.10.1987 (02 года 03 месяца 09 дней) и с учетом специального стажа истца, принятого ГУ УПФ РФ к зачету (27 лет 08 месяцев 24 дня), составляет в общей сложности 30 лет 03 дня лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следовательно, требование Толстовой С.П. назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты её обращения в ГУ УПФ РФ за указанной пенсией, то есть с 11.01.2012, подлежит удовлетворению, что соответствует требованиям ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией в пенсионный фонд.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Толстовой С.П. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске о признании решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске № ХХХХ от 20.01.2012 в части отказа Толстовой С.П. включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период ее работы с 11.07.1985 по 19.10.1987 - в должности медицинской сестры процедурной, медицинской сестры палатной в наркологическом отделении № ХХХ Медсанотдела № 31.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске зачесть в стаж работы Толстовой С.П., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, вышеуказанный период ее работы с 11.07.1985 по 19.10.1987 - в должности медицинской сестры процедурной, медицинской сестры палатной в наркологическом отделении № ХХХ Медсанотдела № 31, назначить Толстовой С.П. в связи с наличием специального стажа льготную пенсию с 11.01.2012.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца через Новоуральский городской суд.

Председательствующий судья Гречущева Т.В.

Согласовано:

Судья Т.В.Гречущева