Решение от 15.03.2012



Дело № 2-318/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года г. Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пичугиной Е.Н.,

с участием истца Захватошиной Л.А., представителя истца – адвоката Кузнецовой Е.А., представителя ответчика Фесенко Е.Н.,

при секретаре Болтушиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Захватошиной Л.А. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новоуральске Свердловской области о назначении пенсии,

установил:

Захватошина Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новоуральске Свердловской области (далее по тексту – УПФ РФ) о назначении пенсии с момента возникновения права на нее.

В судебном заседании истец и ее представитель требования иска поддержали, пояснив суду, что 19 ноября 2008 года решением УПФ РФ истице отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого 25-летнего стажа на день обращения в УПФ РФ, то есть на 14 октября 2008 года. Указанное решение Захватошиной Л.А. было обжаловано в суд. 30 апреля 2009 года решением Новоуральского городского суда в специальный трудовой стаж истицы включены оспариваемые истице периоды и ее специальный стаж на 14 октября 2008 года составил 24 года 11 месяцев 17 дней. 28 октября 2008 года (то есть на день принятия судом решения) специальный стаж истицы был более требуемых для назначения пенсии 25 лет. Однако, в судебном заседании ей были заявлены и поддержаны требования о включении периодов работы на день обращения в УПФ РФ, а не на день принятия судом решения. В связи с тем, что после вступления в силу решения суда от 30 апреля 2009 года ответчик не назначил истице пенсию, то 11 июня 2009 года она вынуждена была повторно обратиться в УПФ РФ с заявлением и ей была назначена пенсия со дня повторного обращения. Не соглашаясь с данным решением ответчика истица просит обязать УПФ РФ назначить ей пенсию с момента возникновения права, то есть с 28 октября 2008 года.

Представитель ответчика Фесенко Е.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив суду, что пенсия назначается гражданину, согласно закону, со дня соответствующего обращения в УПФ РФ, назначение пенсии с момента права на ее возникновение не предусмотрено, поскольку Захватошина Л.А. обратилась в УПФ РФ 11 июня 2009 года, то пенсия с этого дня ей была установлена. Считает, что ответчиком права истицы нарушены не были, она сама своевременно не обратилась в УПФ РФ и не представила требуемых документов. Просила в иске Захватошиной Л.А. отказать, при этом указывая на пропуск истицей срока исковой давности.

Выслушав доводы сторон, представленные ими в обоснование требований и возражений, исследовав материалы дела, суд считает следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости является одним из видов трудовых пенсий. Согласно ч. 3 ст. 4 указанного закона обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 вышеуказанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (приложение к постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 17/19пб) граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Захватошина Л.А. первоначально реализовала свое право на обращение к ответчику с заявлением о назначении пенсии 14 октября 2008 года (л.д. 47-48), это заявление было принято ответчиком к рассмотрению, при этом решением УПФ РФ от 19 ноября 2008 года (л.д. 6-9) ряд периодов специального стажа истца не были включены в указанный стаж ответчиком необоснованно, в нарушение закона, что установлено вступившим в законную силу решением Новоуральского городского суда от 30 апреля 2009 года (л.д. 23-24). 11 июня 2009 года, с момента повторного обращения к ответчику истице назначена пенсия - решение от 11 августа 2009 года (л.д. 20-23).

Истец Захватошина Л.А. просит обязать ответчика назначить ей пенсию с 28 октября 2008 года, с момента возникновения на это соответствующего права, указывая, что на эту дату она имела необходимый специальный педагогический стаж 25-летней продолжительности.

Исходя из заявленных требований в настоящем иске, юридически значимым обстоятельством является не только наличие или отсутствие у истицы на указываемую ею дату специального трудового стажа, но и наличие ее волеизъявления на реализацию права. Как установлено судом, на момент первоначального обращения за назначением досрочной трудовой пенсии 14 октября 2008 года специальный стаж истицы составлял 24 года 11 месяцев 17 дней.

14 октября 2008 года, представленные ответчику истцом документы (даже при наличии судебного решения, обязывающего включить периоды, не учтенные ответчиком в решении от 19 ноября 2008 года) не подтверждали ее право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа, поэтому отказ в ее назначении являлся обоснованным.

Такое право у истицы возникло лишь с момента повторного обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении указанной пенсии после выработки 25-летнего стажа и представления истицей необходимых документов, устанавливающих факты ее работы на соответствующих должностях именно на 28 октября 2008 года, а не с момента первоначального обращения.

В этой связи суд не может согласиться и с утверждением представителя истца о том, что ответчиком ограничено право Захватошиной Л.А. на назначение пенсии, поскольку заявление в УПФ РФ о назначении пенсии может быть подано лишь после возникновения права на нее.

Кроме того, норма п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии.

Таким образом, права Захватошиной Л.А. ответчиком нарушены не были.

Судом также принимается во внимание то обстоятельство, что истицей пропущен срок для обращения с данным иском в суд.

Согласно ст. ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В данном случае, истице именно с 28 октября 2008 года было известно о не назначении УПФ РФ ей пенсии, однако в судебном заседании 30 апреля 2009 года ей указанное не обозначено, к ответчику она обратилась только 11 июня 2009 года и спустя 2,5 года Захватошина Л.А. обратилась в суд с заявлением о назначении пенсии с 28 октября 2008 года. Таким образом. Срок исковой давности истек 28 октября 2011 года. Доказательств уважительности пропуска данного срока истицей не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Захватошиной Л.А. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новоуральске Свердловской области о назначении пенсии – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, через Новоуральский городской суд в течение 30 дней со дня его принятия.

Председательствующий Е.Н. Пичугина

СОГЛАСОВАНО:

Судья Новоуральского

городского суда Е.Н. Пичугина