Решение от 01.06.2012



Дело № 2-627/2012

Мотивированное решение

изготовлено 06 июня 2012 года

                                                                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2012 года г. Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пичугиной Е.Н.,      

при секретаре Болтушиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кукарских Н.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии,

                                                                   установил:

        05 марта 2012 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области (далее по тексту - УПФ РФ) решением № хххххх отказало Кукарских Н.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, ссылаясь на отсутствие необходимого 25-летнего стажа работы. Так, УПФ РФ не включило Кукарских Н.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды:

1) с 26 января 2009 года по 28 января 2009 года, с 02 ноября 2009 года по 03 ноября 2009 года, с 29 марта 2011 года по 30 марта 2011 года – нахождение на обучении на семинаре с отрывом от производства;

2) с 26 ноября 1993 года по 31 января 1994 года – работа при неполной (четырехдневной) рабочей недели.

Вместе с тем в специальный стаж работы Кукарских Н.Г. дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитан период ее педагогической деятельности в общей сложности 24 года 09 месяцев 15 дней.

           Оспаривая законность данного решения УПФ РФ, Кукарских Н.Г. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение УПФ РФ №хххххх от 05 марта 2012 года об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии, обязать УПФ РФ включить в ее специальный трудовой стаж вышеуказанные оспариваемые периоды работы, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в УПФ РФ, то есть с 27 февраля 2012 года.

           В судебном заседании представитель истца – адвокат Кузнецова А.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала, пояснив суду, что периоды нахождения истца на обучении на семинаре с отрывом от производства с 26 января 2009 года по 28 января 2009 года, с 02 ноября 2009 года по 03 ноября 2009 года, с 29 марта 2011 года по 30 марта 2011 года подлежат включению в специальный стаж Кукарских Н.Г., поскольку последняя, работая воспитателем в д/с № хх Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка, в указанные периоды не увольнялась, за ней сохранялось рабочее место, ей начислялась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд. В период работы с 26 ноября 1993 года по 31 января 1994 года истец работала в д/с № хх в режиме неполной (четырехдневной) рабочей недели. Изменение режима рабочего времени было связано с сокращением объемов производства, кроме того, в простое находился ЗИЛ, а не д/сад, который осуществлял работу в прежнем режиме и садик посещали не только дети работников ЗИЛа, но и иных жителей города. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Истец Кукарских Н.Г. настаивала на удовлетворении иска, доводы, приведенные в обоснование ее представителем поддержала.

Представитель ответчика – Зеленина О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, указав, что решение УПФ РФ принято в соответствии с действующим законодательством, УПФ РФ в силу своего правового статуса не вправе расширительным образом толковать и дополнять нормы права. Так, периоды нахождения истца на обучении на семинарах не подлежат включению в специальный стаж, поскольку в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в соответствии Правилами № 516 данные периоды работы, как дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, не предусмотрены. Работа в режиме неполной (четырехдневной) рабочей недели на основании указанных норм права также верно УПФ РФ не включена в специальный стаж Кукарских Н.Г., поскольку в указанное время истцом не выполнялась работа в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели, в связи с сокращением объемов производства. При этом, даже с учетом оспариваемых периодов, продолжительность стажа истца на дату обращения к ответчику составит 29 лет 11 месяцев 27 дней, что не достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. Просила в иске Кукарских Н.В. отказать.

Выслушав доводы сторон, представленные в обоснование своих требований и возражения, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст.37 ч.3; ст.41 ч.1). По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и пособия устанавливаются законом, а в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом, но не подзаконными актами.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что Кукарских Н.Г. имеет специальное педагогическое образование: в 1981 году она закончила < > педагогическое училище по специальности «воспитатель», имеет квалификацию «воспитатель детского сада» (л.д. 45).

По мнению суда периоды с 26 января 2009 года по 28 января 2009 года, с 02 ноября 2009 года по 03 ноября 2009 года, с 29 марта 2011 года по 30 марта 2011 года – нахождение на обучении на семинаре с отрывом от производства, подлежат включению в стаж работы Кукарских Н.Г., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» непосредственно не содержит запрета на включение периодов обучения на семинаре педагогических работников в специальный трудовой стаж, а подзаконными актами Правительства Российской Федерации установление таких ограничений, предусмотренных ст. 28 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», права отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии недопустимо в силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Согласно записи в трудовой книжке Кукарских Н.Г. в указанные периоды времени она не увольнялась из детского сада (л.д. 41-44), продолжая там работать, за истцом сохранялось ее рабочее место, должность, средний заработок, производились необходимые отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд. Кукарских Н.Г. была направлена на обучения по приказам руководителя, в целях повышения ее квалификации, как педагогического работника и для усовершенствования навыков работы, с целью использования полученных знаний в дальнейшей работе, что являлось необходимым условием подтверждения ее квалификационной категории.

Указанные судом обстоятельства подтверждается представленным документами: уточняющей справкой МАДОУ детский сад «Росинка» от 27 февраля 2012 года № 04-14/90 (л.д. 55-57), сведениями о пенсионных правах (л.д. 58-60), выпиской из лицевого счета (л.д. 61-67), трудовым контрактом № 343 от 09 апреля 2001 года с дополнениями (л.д. 73-75) приказом «О проведении семинара» от 26 января 2009 года № 14 (л.д. 82-83), приказом «О проведении семинара» от 05 ноября 2009 года № 206 (л.д. 84-85), приказом «О повышении квалификации» от 28 марта 2011 года № 108 (л.д. 86-87).

Таким образом, периоды работы истца с 26 января 2009 года по 28 января 2009 года, с 02 ноября 2009 года по 03 ноября 2009 года, с 29 марта 2011 года по 30 марта 2011 года – нахождение на обучении на семинаре с отрывом от производства подлежат включению в специальный стаж ее педагогической деятельности.

В части второго оспариваемого истцом периода, суд не находит оснований для удовлетворения данного требования по следующему.

При исчислении периодов работы, подлежащих зачету в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, подлежат применению положения ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ № 555, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости..., утвержденные постановлением Правительства РФ за № 516 от 11.07.2002.

Так, согласно п. 5 Правил № 516 в досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, а согласно п. 6 данного Порядка также включаются периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

В судебном заседании доказательств изменения режима рабочего времени истца в рассматриваемый период, в связи с сокращением объемов производства, также фактического отсутствия простоя в работе Кукарских Н.Г., не добыто

Одновременно, согласно архивной справке от 28 сентября 2010 года № < > (л.дл. 47-48), в лицевых счетах Кукарских Н.Г. указано: оплата внутрисменных простоев по вине предприятия в ноябре 1993 года – 8 час., в декабре 1993 года – 32 час., в январе 1994 года – 40 час. С 26 ноября 1993 по январь 1994 года объявлена 4-х дневная рабочая неделя. Оплата за нерабочий день (пятницу) произведена на основании ст. 94 КЗоТ РФ и считается как время простоя, т.е. оплачивается из расчета двух третей тарифной ставки (оклада).

Доказательств обратного истцом и его представителем суду не представлено.

Кроме того, косвенно, отсутствие работы при полной рабочей неделе истца с 26 ноября 1993 года по 31 января 1994 года подтверждают лицевые счета за данный период (л.д. 98), согласно которым оклад истца хх ххх,хх руб., хх ххх руб., хх ххх руб., хотя исходя из лицевого счета (л.д. 98 оборот) следует, что оклад Кукарских Н.Г. с 01 октября 1994 года установлен в хх ххх руб.

Следовательно, оснований для включения в специальный стаж истца периода с 26 ноября 1993 года по 31 января 1994 года не имеется, и в данной части иск не подлежит удовлетворению.

Поскольку стаж работы Кукарских Н.Г., дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учетом оспариваемых периодов составляет менее 25 лет педагогической деятельности, следовательно, требование истца назначить досрочную трудовую пенсию с даты ее обращения в УПФ РФ за указанной пенсией - с 27 февраля 2012 года удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                     РЕШИЛ:

Иск Кукарских Н.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области от 05 марта 2012 года № хххххх в части отказа Кукарских Н.Г. включить в специальный трудовой стаж работы, дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее работы: с 26 января 2009 года по 28 января 2009 года, с 02 ноября 2009 года по 03 ноября 2009 года, с 29 марта 2011 года по 30 марта 2011 года – нахождение на обучении на семинаре с отрывом от производства.

           Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области зачесть в стаж работы Кукарских Н.Г., дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы.

В остальной части иск Кукарских Н.Г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, через Новоуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Пичугина

СОГЛАСОВАНО:

Судья Новоуральского городского суда Е.Н. Пичугина