Дело № 2-404/2012 Мотивированное решение изготовлено 01 мая 2012 года Именем Российской Федерации 26 апреля 2012 года г. Новоуральск Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пичугиной Е.Н., при секретаре Голыгиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чикаловой Т.В. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, установил: 05 августа 2011 года Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области (далее по тексту - УПФ РФ), решением № ххххххх отказало Чикаловой Т.В в назначении пенсии за выслугу лет из-за отсутствия требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии специального стажа 30 лет. При этом УПФ РФ не включило истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы: 1) 30 марта 1994 года по 17 октября 1994 года - служба с фельдшером в войсковой части ххххх, 2) с 17 ноября 1994 года по 06 ноября 1997 года - служба фельдшером в войсковой части ххххх, так как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей специальностей и учреждений с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствие со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в специальный стаж засчитываются только периоды работы и не подтверждено условие выполнения работы в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций, воинских частей, например фельдшерском здравпункте, медицинском пункте, в соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Чикалова Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного решения УПФ РФ и просит признать незаконным решение № хххххх от 05 августа 2011 года, отменить его в оспариваемой части, включить оспариваемые периоды в специальный стаж, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию в связи с наличием специального стажа со дня обращения, то есть с 08 июня 2011 года. В обоснование иска указала, что в оспариваемые периоды службы в войсковых частях ххххх и ххххх ею выполнялись работы фельдшера в специально отведенном и оборудованном медицинском пункте, в котором она осуществляла медицинскую и иную лечебную деятельность, в частности производила осмотры военнослужащих, оказывала им доврачебную помощь, вела подготовку медпункта к амбулаторному приему больных, производила осмотр новобранцев, предрейсовые осмотры водителей, вольнонаемных при заступлении в караул; медпункт был оборудован средствами оказания первой медицинской помощи, имелся набор необходимых лекарственных препаратов, в медпункте соблюдался санитарно-эпидемиологический режим, также ею осуществлялся осмотр продуктов питания, контроль за водоснабжением, бытом, физической подготовкой, обслуживанием личного состава, велся учет хранения и расходования медикаментов, выполнялись необходимые назначения инъекции, физпроцедуры, сопровождение пациентов до лечебных учреждений. На время прохождения службы истец имела диплом о наличии специального медицинского образования, что позволяло выполнять работу фельдшера, имеется отметка в военном билете о наименовании военно-учетной специальности фельдшера. Полагая, что в указанные периоды сверхсрочной службы ею осуществлялась медицинская и иная лечебная деятельность в специально оборудованном медицинском пункте считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж. Причину указания о прохождение ею службы в иных должностях пояснить не может, полагая это компетенцией начальствующего состава. В настоящее судебное заседание истец не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Учитывая мнение представителя ответчика, дело рассмотрено судом в отсутствии истца. Представитель ответчика – Зеленина О.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что право на досрочное пенсионное обеспечение истцу УПФ РФ было рассмотрено в соответствии с ныне действующим законодательством и специальный стаж составил 26 лет 02 месяца 29 дней, а оспариваемые истцом периоды службы не подлежат включению в специальный стаж в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.010.2002 № 781, Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в специальный стаж засчитываются только периоды работы и истцом не подтверждено условие выполнения работы в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций, воинских частей. Просит в иске отказать. Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении иных условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Аналогичное положение ранее закреплено и в ст.80 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Как следует из оспариваемого решения УПФ РФ, периоды службы с 30 марта 1994 года по 17 октября 1994 года и с 17 ноября 1994 года по 06 ноября 1997 года, не включены истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку служба в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 781 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают работу, а не службу, кроме того, истцом не подтверждены условия выполнения работы в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций, воинских частей. Указанный вывод ответчика суд считает незаконным в части, по следующим основаниям. Согласно трудовой книжке истца (л.д. 10-13) 30 марта 1994 года Чикалова Т.В. принята фельдшером войсковой части ххххх, 17 ноября 1994 года переведена в восковую часть ххххх на должность фельдшера, 06 ноября 1997 года уволена в запас. Одновременно, из представленного суду личного дела прапорщика Чикаловой Т.В. следует, что истец проходила действительную военную службу с 30 марта 1994 года до 28 апреля 1994 года в должности старшего кладовщика войсковой части ххххх, с 28 апреля 1994 года по 30 сентября 1994 года в должности фельдшера войсковой части ххххх, с 01 октября 1994 года досрочно уволена с военной службы в запас, 17 октября 1994 года исключена из списков личного состава войсковой части ххххх, в период с 17 ноября 1994 года по 06 ноября 1997 года проходила службу в должности начальника хранилища цеха переработки и утилизации войсковой части ххххх. В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Так, согласно в личном деле прапорщика Чикаловой Т.В. имеются: выписка из приказа № < > от 30 сентября 1994 года об исключении фельдшера Чикаловой Т.В. из списков личного состава; выписка из приказа № < > от 30 сентября 1994 года об увольнении фельдшера Чикаловой Т.В. в запас; выписка из приказа № < > от 17 ноября 1994 года о зачислении прапорщика Чикаловой Т.В. начальником хранилища цеха переработки и утилизации; контракт о прохождении Чикаловой Т.В. военной службы в должности начальника хранилища цеха переработки и утилизации от 17 ноября 1994 года сроком на 5 лет, которые, как и послужной список, опровергают службу истца в должности фельдшера в периоды с 30 марта 1994 года по 27 апреля 1994 года и с 01 октября 1994 года по 06 ноября 1997 года. Учитывая, что в судебном заседании не добыто достаточных доказательств свидетельствующих о том, что указанные периоды службы истец, оказывая медицинскую помощь, осуществляла лечебную и иную деятельность в должности фельдшера, то оснований для удовлетворения требований истца о включении с специальный стаж периодов службы с 30 марта 1994 года по 27 апреля 1994 года и с 01 октября 1994 года по 06 ноября 1997 года не имеется. Фотография и представленные истцом копии медицинских книжек сослуживцев не подтверждают лечебную деятельность Чикаловой Т.В. При этом суд считает, что периода службы истца с 28 апреля 1994 года по 30 сентября 1994 года – фельдшером войсковой части ххххх подлежа включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, по нижеследующему. Чикалова Т.В. в 1981 году окончила Областное медицинское училище по «фельдшерской» специальности и ей присвоена квалификация – фельдшер (л.д. 54). Согласно записи в послужном списке истца, Чикалова Т.В. с 28 апреля 1994 года по 30 сентября 1994 года проходила службу в Вооруженных силах СССР в качестве фельдшера в войсковой части ххххх. О том же свидетельствуют и записи в военном билете < > на имя Чикаловой Т.В. (л.д.57-62), архивная справка отдела военного комиссариата Свердловской области по г. Новоуральску от 02 августа 2011 года № хх (л.д. 48).Ответчиком стаж истца по лечебной деятельности зачтен как равный 26 годам 02 месяцам 29 дням. Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период, когда истец служил в армии с 28 апреля 1994 года по 30 сентября 1994 года действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», абз. 4 п. 2 которого предусматривалось, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. Списком профессий и должностей работников здравоохранения…, утвержденного постановлением указанным постановленим от 06.09.1991 № 464, предусматривалось, что в специальный (льготный) стаж засчитывались периоды работы в должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил СССР, утв. указом Президиума ВС СССР от 30.07.1975, Временному Уставу внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации, утв. указом Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1074, дежурный фельдшер (санитарный инструктор) по медицинскому пункту проводит медицинский осмотр, оказывает первую (доврачебную) медицинскую помощь, выполняет врачебные назначения больным, оказывает лечебно-профилактическую помощь, сопровождает тяжелобольных, в отсутствие врача отвечает за оказание медицинской помощи. Таким образом, служба в должности фельдшера идентична работе фельдшера и связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Среди должностей, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, указывалась должность фельдшера, относящаяся к среднему медицинскому персоналу. Согласно Перечню военно-медицинских частей и учреждений, утв. Министром здравоохранения РФ от 18.02.1993 к лечебно-профилактическим учреждениям относились медицинские пункты в воинских частях. В силу представленной военной частью хххх МВД РФ информации (л.д. 149) войсковая часть ххххх входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации. Поскольку Чикаловой Т.В. в период с 28 апреля 1994 года по 30 сентября 1994 года по должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу, выполнялась лечебная и иная, связанная с охраной здоровья граждан деятельность в учреждении, относящемся в соответствии с ранее действовавшим законодательством к лечебно-профилактическим, период ее службы в указанный период в качестве фельдшера в войсковой части ххххх подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и поставило бы истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее. Кроме того, в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Поскольку стаж работы Чикаловой Т.В. дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учетом оспариваемых периодов составляет менее 30 лет лечебной и иной деятельности, следовательно, требование истца назначить досрочную трудовую пенсию с даты ее обращения в УПФ РФ за указанной пенсией - с 08 июня 2011 года, удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Иск Чикаловой Т.В. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным – удовлетворить частично. Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новоуральску Свердловской области от 05 августа 2011 года № хххххх в части отказа Чикаловой Т.В. включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период ее службы: с 28 апреля 1994 года по 30 сентября 1994 года фельдшером войсковой части ххххх. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Новоуральску Свердловской областивключить Чикаловой Т.В. указанный период работы в специальный стаж, дающий право на назначениедосрочной трудовой пенсии. В остальной части иск Чикаловой Т.В. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, через Новоуральский городской суд в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Е.Н. Пичугина СОГЛАСОВАНО: Судья Новоуральского городского суда Е.Н. Пичугина