Решение от 24.05.2012



Дело № 2-606/2012

Мотивированное решение

изготовлено 29 мая 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2012 года г. Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пичугиной Е.Н.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Новоуральск Башмаковой И.С.,

при секретаре Болтушиной А.В.,

а также с участием представителя ответчика – Агафонова Е.С., представителя третьего лица – Мантровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоуральского городского округа о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор ЗАТО г. Новоуральск обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоуральского городского округа (далее по тексту – администрация НГО) в котором просил обязать ответчика: организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Новоуральского городского округа в соответствии с действующим федеральным законодательством; согласовать схему санитарной очистки и уборки г. Новоуральска на перспективу до 2025 года с Региональным управлением № 31 ФМБА России (далее по тексту – ФМБА) в срок до 01 июля 2012 года; согласовать в соответствии с действующим законодательством генеральные схемы очистки п. Мурзинка, с. Тарасково, д. Починок, д. Пальники, д. Елани в срок до 01 июля 2012 года.

В судебном заседании от прокурора поступил отказ от иска в части требований к администрации НГО об обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Новоуральского городского округа в соответствии с действующим федеральным законодательством. Данный отказ принят судом, о чем вынесено отдельное определение. Также в судебном заседании прокурор требования уточнила, изменив даты исполнения обязанностей администрацией НГО с 01 июля 2012 года на срок – в течение 1 года с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Уточненные исковые требования прокурором в судебном заседании поддержаны и обоснованы следующим. Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Новоуральского городского округа. Установлено, что в г. Новоуральске сбор твердых бытовых отходов осуществляется в соответствии со Схемой санитарной очистки и уборки г.Новоуральска на перспективу до 2025 года, утвержденной И.о. Главы администрации Новоуральского городского округа и согласованной Главным архитектором. Санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в п.п. 1.2, 2.1.3, 2.2.2. устанавливают требования о выделении специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Кроме того, размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Вместе с тем, по состоянию на 03 апреля 2012 года, Схема санитарной очистки и уборки г.Новоуральска на перспективу до 2025 года не согласована с ФМБА. При этом, ФМБА органу местного самоуправления предписано было устранить недостатки Схемы до 01 декабря 2008 года, после чего Схему согласовать с ФМБА. Указанные нарушения санитарного законодательства приводят к образованию несанкционированных свалок на территории города. Кроме того, на момент проведения проверки отсутствуют генеральные схемы очистки сельских населенных пунктов: п. Мурзинка, с. Тарасково, д. Починок, д. Пальники, д. Елани, входящих в состав Новоуральского городского округа, что подтверждает отсутствие организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов со стороны органов местного самоуправления. Ссылаясь на п. 2 ст. 1, ст. 9, 39 Устава НГО, ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», просила обязать администрацию НГО согласовать схему санитарной очистки и уборки г. Новоуральска на перспективу до 2025 года с ФМБА в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; согласовать в соответствии с действующим законодательством генеральные схемы очистки п. Мурзинка, с. Тарасково, д. Починок, д. Пальники, д. Елани в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации НГО – Агафонов Е.С., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не признал, пояснив суду, что сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории Новоуральского городского округа организован, изданы необходимые правовые акты, которые в полной мере обеспечивают организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярному вывозу отходов и уборки территорий и удовлетворяют требования действующего законодательства. Кроме того, на протяжении последних двух лет Новоуральский городской округ объявлялся победителем конкурса на звание «Самое благоустроенное муниципальное образование в Свердловской области», награждался Правительством Свердловской области почетными дипломами. При этом действующее законодательство, не в одной акте не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по разработке, утверждению и согласованию генеральных схем очистки, поэтому требования прокурора не обоснованы. Необходимость и обязанность разработки органами местного самоуправления генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов также не определена и «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88).Одновременно, по мнению ответчика, прокурор не указывает какие права неопределенного круга лиц нарушены в связи с отсутствием схем санитарной очистки, каким действующим законодательством предусмотрено. Кроме того, прокурором не обосновано требование повторного согласования схемы санитарной очистки и уборки г.Новоуральска на перспективу до 2025 года с ФМБА, поскольку схема согласована еще в 2007 году. Просил в иске прокурору отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ФМБА – Мантрова М.А., действующая на основании доверенности, иск прокурора поддержала, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории округа относится к полномочиям администрации НГО. В соответствии с требованиями пп. 1.4., 2.2.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов, т.е. система санитарной очистки, должна согласовываться администрацией НГО с ФМБА. Однако, до настоящего времени указанная схема не согласована с ними. Ссылка ответчика на то, что схема согласована в 2007 году не состоятельна, поскольку это было временное согласование, до устранения выявленных замечаний, которые до настоящего времени не устранены. В настоящее время существующая в г. Новоуральске «позвонковая» или безконтеинерная система сбора и удаления ТБО мусоровозным транспортом, не соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88, не удобна работающим жителям г. Новоуральска, и приводит к возникновению, постоянному функционированию несанкционированных свалок во дворах жилых домов и антисанитарному состоянию территорий, создает угрозу для здоровья населения и среды обитания. ФМБА с 2006 года в адрес администрации Новоуральского городского округа постоянно направлялись предложения о приведении системы сбора ТБО и Схемы санитарной очистки территории НГО в соответствие с требованиями санитарного законодательства. Просила иск прокурора удовлетворить.

Выслушав доводы сторон, представленные в обоснование своих требований и возражений, мнение третьего лица, исследовав письменные материалы, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст. 4, 22 федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Указанное опровергает довод представителя ответчика о необоснованности предъявления иска прокурором в защиту неопределенного круга лиц.

Санитарными правилами содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88 (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) установлено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (п. 1.1).Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 СанПиН).

В соответствии с п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора и временного хранения ТБО должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Пункт 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает определение необходимого количества контейнеров в зависимости от численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

В судебном заседании установлено, что на территории Новоуральского городского округа не приняты должные меры к обеспечению сбора, вывоза бытовых отходов и мусора организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии. В городе и населенных пунктах надлежащим образом не организован процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определен порядок обслуживания контейнерных площадок и, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, график на вывоз твердых бытовых отходов, расчетное и фактическое наличие площадок с контейнерами, отсутствует проект нормативов образования отходов с разработкой соответствующих мероприятий.

Новоуральский городской округ включает объединяет г. Новоуральск и сельские населенные пункты: п. Мурзинка, с. Тарасково, д. Починок, д. Пальники, д. Елани, имеет единую территорию, органы местного самоуправления, муниципальную собственность и бюджет (п. 2 ст. 1 Устава НГО).

В ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно ч. 3 указанной нормы Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с п.п. 11 п. 1. ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Также подп. 11 п. 1 ст. 9 Устава НГО к вопросам местного значения муниципального образования относит, в том числе, организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.

Согласно ст. 39 Устава Новоуральского городского округа, администрация НГО, при решении вопросов местного значения: организует мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа; организует благоустройство и озеленение территории городского округа, осуществляет контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно-территориального образования, обеспечивает организацию сбора, вывоза, утилизации и вывоз мусора в городе осуществляется на основании переработки бытовых и промышленных отходов, в соответствии с действующим законодательством.

Схемы санитарной очистки и уборки г. Новоуральск на перспективу до 2025 года. Однако, данная схема не согласована, как того требует закон, с ФМБА.

При этом, суд принимает во внимание, что, в соответствии с п. 1.6. СанПиН В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы; согласно п. 6.5. СанПиН специалисты учреждений санэпидслужбы должны участвовать в подготовке проектов решений исполкомов местных Советов народных депутатов по организации санитарной очистки в населенном пункте, рассматривать и согласовывать материалы по размещению и проектированию полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, схемы санитарной очистки городов.

Таким образом, довод прокурора и ФМБА о наличии у ответчика обязанности по согласованию Схем очистки с ФМБА является обоснованным и законным.

В сельских населенных пунктах отсутствуют Генеральные схемы очистки территорий, сбор и вывоз мусора не организован, специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами и контейнеров не имеется (п. 2.1.3 СанПиН).

Довод представителя ответчика об отсутствии нормы права, обязывающей разрабатывать генеральные схемы очистки территорий суд не принимает во внимание, поскольку данная позиция администрация НГО опровергается следующим:

Постановлением Законодательного собрания Свердловской области от 06.07.2010 № 301-ПОД «Об исполнении Областного закона «Об отходах производства и потребления» органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, рекомендовано продолжить работу по разработке схем санитарной очистки населенных пунктов с учетом приведения нормативов образования отходов в соответствие с их фактическим образованием (п.п. 1 п. 3).

Согласно Закону Свердловской области от 15.06.2011 № 36-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2012 годы» к мероприятиям, направленным на решение поставленных задач, относится в том числе, разработка схем санитарной очистки и уборки территорий муниципальных образований в Свердловской области, обеспечение уборки и благоустройства их территорий в соответствии с утвержденными схемами. Аналогичны обязанности муниципальных образований закреплены в постановлении Правительства Свердловской области от 28.07.2009 № 865-ПП «О концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года».

Кроме того, согласно ответу администрации НГО от 16.03.2012 № 588ж-2012, на представление прокурора, ответчик согласился с наличием у него обязанностей по согласованию Схемы санитарной очистки и уборки г. Новоуральск на перспективу до 2025 года с ФМБА, а также обязанности по разработке генеральной схемы очистки сельских населенных пунктов, в целях чего ответчиком ведется работа по выделению необходимого финансирования.

Таким образом, администрация Новоуральского городского округа не обеспечивает организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского округа, в силу вышеуказанных требований, нарушая тем самым права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

При указанных обстоятельствах требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора ЗАТО г. Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоуральского городского округа о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать администрацию Новоуральского городского округа, в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу, согласовать схему санитарной очистки и уборки г. Новоуральск на перспективу до 2025 года с Региональным управлением № 31 ФМБА России.

Обязать администрацию Новоуральского городского округа в течение одного года, с момента вступления настоящего решения в законную силу, разработать, утвердить и согласовать в соответствии с действующим законодательством: генеральную схему очистки поселка Мурзинка, генеральную схему очистки села Тарасково, генеральную схему очистки деревни Починок, генеральную схему очистки деревни Пальники, генеральную схему очистки деревни Елани.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, через Новоуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Пичугина

СОГЛАСОВАНО:

Судья Новоуральского городского суда Е.Н. Пичугина