Дело № 2-1127/10г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2010 года
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
судьи Анненковой К.К.,
с участием представителя истца прокурора Быстровой С.И.,
представителя ответчика Администрации МО г.Новотроицк по доверенности Сыромицкой И.А.,
при секретаре Болотовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – Администрации муниципального образования город Новотроицк по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора с места несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л :
Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в котором указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением Государственной инспекции по охране окружающей среды, специалиста отдела коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации МО г.Новотроицк Сыромицкой И.А. проведена плановая проверка соблюдения органами местного самоуправления г. Новотроицка природоохранного законодательства об отходах производства и потребления в водоохраной зоне водных объектов бассейна реки Урал на территории МО г.Новотроицк.
В соответствии с актом проверки от 09 июля 2010 года на территории муниципального образования г. Новотроицк на расстоянии примерно 80 м. по направлению на восток от жилого дома по ул. Губина,14 в непосредственной близости от ручья Известковый лог, занимая часть русла ручья, расположена несанкционированная свалка отходов, общая площадь свалки около 150 кв.м., участок без твердого покрытия. На свалке преимущественно размещены бытовые отходы, ветки деревьев, коробки бумажные, отходы бумаги, пластика, стеклянные и полиэтиленовые бутылки.
Просит признать незаконным бездействие администрации г. Новотроицка по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать администрацию МО г.Новотроицк устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем сбора и вывоза указанных выше отходов до 01 сентября 2010 года.
В судебном заседании помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Быстрова С.И. просила признать незаконным бездействие Администрации МО город Новотроицк по непринятию мер к прекращению размещения и эксплуатации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, пояснив суду, что в соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Указанная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов в нарушение п.1 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В нарушение п.1 ст. 35, п.2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Непринятие Администрацией города мер по организации ликвидации обнаруженной свалки приводит к нарушению прав жителей города на благоприятную окружающую среду и создает угрозу здоровью граждан.
Представитель Администрации МО город Новотроицк Сыромицкая И.А.в судебном заседании возражала против иска, пояснив, что прокурором нарушена процедура проведения проверки в рамках Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем акт проверки от 15.10.2009г. недействителен и не может являться доказательством несоблюдения администрацией города требований закона в области охраны природы и размещения отходов. В указанном истцом месте свалка бытовых отходов не создавалась, земельный участок под свалку не отводился, а к несанкционированной свалке невозможно применить нормативные правовые акты, на которые ссылается прокурор. Деятельность по сбору, размещению отходов должна производить специализированная организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности в области обращения с отходами, администрация города к таким органам не относится. Решением городского Совета депутатов от 28.02.2006г. приняты Правила санитарного содержания, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования г.Новотроицк, обязательные для исполнения предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами города. В настоящее время в стадии согласования находятся новые правила санитарного содержания территории МО г.Новотроицк в чистоте, в которых более детально прописаны мероприятия в части обеспечения органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами. Администрация ежегодно заключает муниципальные контракты на сбор мусора, в том числе и в районе ручья Известковый лог, регулярно проводятся проверки данной территории. Следовательно нет оснований полагать, что Администрация г.Новотроицка бездействует и не принимает мер к ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того в Администрацию города не поступали жалобы жителей г.Новотроицка на указанную свалку, в связи с чем ответчик не располагал информацией о том, что свалка существует. В указанный прокурором срок до 1 сентября 2010 года исполнить решение суда в случае удовлетворения иска не представляется возможным. Администрация города является бюджетным учреждением. Поскольку бюджет на 2010 год утвержден и исполняется, изыскать дополнительные средства для исполнения требований прокурора в указанный срок невозможно в связи с дефицитом бюджета. Просит в удовлетворении иска по изложенным обстоятельствам отказать.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления… если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления… относятся коллективные и единоличные решения и действия ( бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки Орской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием государственного инспектора Оренбургской области по охране природы Артемьева В.Г., помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Губернской Т.Ю, специалиста отдела коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации МО г.Новотроицк Сыромицкой И.А. было установлено, что на территории муниципального образования г. Новотроицк на расстоянии примерно в 80 м. по направлению на восток от жилого дома по ул. Губина,14 в г.Новотроицк в непосредственной близости от ручья Известковый лог в водоохраной зоне ручья, занимая часть его русла, находится несанкционированная свалка отходов, общая площадь свалки около 150 кв.м.. без твердого покрытия. На свалке преимущественно размещены бытовые отходы.
Данная территория для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования г.Новотроицк, что не оспаривает представитель ответчика.
Данная свалка не имеет проекта, с контролирующими органами не согласована. Контроль за состоянием атмосферного воздуха в районе влияния свалки специализированной лабораторией государственного экологического анализа, а также другими лабораториями, не проводился. Свалка никем не обслуживается.
Доводы представителя ответчика о нарушении процедуры проведения проверки от 09 июля 2010 года в судебном заседании не нашли своего подтверждения. Суд признает акт надлежащим и допустимым доказательством в подтверждение факта обнаружения несанкционированной свалки, составленным полномочными лицами в пределах правомочий прокурора природоохранной прокуратуры.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами также относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.3 ст.7 Федерального Закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
В соответствии с указанными выше законами Городским Советом депутатов МО город Новотроицк 28 февраля 2006 года принято решение № 13, которым утверждены «Правила санитарного содержания, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Новотроицк».
Согласно указанных Правил, местная администрация несет ответственность за содержание территории в пределах муниципальных границ. К санитарному содержанию территорий относится: содержание полигонов твердых и бытовых отходов, организация уборки территории от мусора, отходов, своевременного вывоза мусора, сбор, вывоз в установленные места и хранение бытовых и других отходов. Разделом 5 Правил предусмотрено, что в случае сброса мусора, отходов, снега, грунта на территориях вне установленных для этого мест руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и физические лица, допускающие подобные нарушения, обязаны немедленно принять меры по уборке загрязненных территорий. Если виновников возникновения стихийных свалок установить невозможно, уборку обязаны обеспечить организация, учреждение или предприятие, за которыми закреплены данные территории.
В случае несвоевременной ликвидации стихийных свалок как виновниками их возникновения, так и владельцами территорий, местная администрация муниципального образования город Новотроицк может привлекать для ликвидации таких свалок специализированные предприятия на договорных условиях, с отнесением, в установленном порядке, расходов по ликвидации свалок на виновников их возникновения или владельцев территорий.
Таким образом Администрация МО город Новотроицк обязана была предпринять указанные выше действия по прекращению размещения, эксплуатации несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов при обнаружении свалки, однако доказательств совершения действий, направленных на организацию вывоза отходов с места несанкционированной свалки, ответчик суду не представил и на момент рассмотрения дела.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие бюджетного финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в 2010 году не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании органа местного самоуправления принять меры к ликвидации несанкционированной свалки на территории МО г.Новотроицк.
Бездействием Администрации МО город Новотроицк по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с целью ликвидации несанкционированной свалки, нарушаются права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду.
Заявление Орского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме с указанием срока исполнения судебного решения до 01.11.2010г., поскольку до указанной прокурором даты 1.09.2010г. настоящее решение суда не вступит в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования город Новотроицк по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки на территории муниципального образования г. Новотроицк.
Обязать Администрацию муниципального образования город Новотроицк принять меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора с несанкционированной свалки площадью около 150 кв.м., расположенной на территории муниципального образования г. Новотроицк примерно в 80 м. по направлению на восток от жилого дома по ул. Губина, 14 в районе ручья Известковый лог в срок до 01 ноября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г. Новотроицка в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья: К.К.Анненкова
Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2010 года
Судья Новотроицкого городского суда К.К. Анненков