Дело № 2-1061\2010
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2010 года.
Суд г. Новотроицка Оренбургской области
В составе:
председательствующего судьи Ю.А. Белоусова
с участием прокурора Губернской Т.Ю.
при секретаре Гришкиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральном бюджетному учреждению «Колония-поселение №11 УФСИН России по Оренбургской области о признании незаконными действий по эксплуатации питьевого водозабора в пос. Губерля и об обязании устранить выявленные нарушения.
У С Т А Н О В И Л :
Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к Федеральном бюджетному учреждению «Колония-поселение №11 УФСИН России по Оренбургской области о признании незаконными действий ФБУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области по эксплуатации питьевого водозабора в пос. Губерля с нарушениями санитарного законодательства и об обязании устранить выявленные нарушения указывая на то, что в ходе проверки, проведенной Орской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с главным специалистом - экспертом Юго-Восточного Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Одиной Н.Ю., установлено следующее.
Федеральное бюджетное учреждение «Колония-поселение № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» (далее ФБУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области) действует на основании Положения о федеральном государственном учреждении «Колония-поселение №11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» и осуществляет деятельность по добыче подземных вод для водоснабжения Колонии-поселения №11 и п. Губерля на основании лицензии на право пользования недрами ОРБ Номер обезличен ВЭ от Дата обезличена года. Срок окончания действия лицензии Дата обезличена года.
Согласно Акту осмотра местности (объекта) от Дата обезличенаг. установлено: водоснабжение ст. Губерля - 25 жилых домов, школы, КП-11 - осуществляется от водозабора ФБУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области. Водозабор расположен вне территории жилой застройки, на левом склоне долины р. Губерля, представлен двумя водозаборными скважинами. При осмотре скважин установлено: крышки подземных камер скважин закрыты на замок. Вокруг скважин имеется ограждение, представляющее собой врытые в землю металлические столбы с двумя-тремя рядами колючей проволоки, что не соответствует требованиям п. 14.4 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Огражденная зона санитарной охраны 1-го пояса водозаборной скважины недостаточного размера (в соответствии с требованиями п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"). Условия для организации ЗСО 1 пояса нужного размера имеются.
Территория зоны санитарной охраны 1-го пояса не озеленена, не обеспечена охраной, нет дорожки к скважине с твердым покрытием, после проводимых работ не восстановлена герметичность оголовков скважин, отсутствует аппаратура для систематического контроля соответствия фактического дебита скважины проектной производительности и уровня воды (п. 3.2 названных Санитарных правил).
Габариты подземной камеры скважины не достаточны, не позволяют разместить энергооборудование и КИП, которые в настоящее время размещены рядом со скважиной в электрошкафу (п.5.9. СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"). Два колодца с запорной арматурой на водоводах от скважин не имеют крышек.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источника водоснабжения – скважин для питьевого водоснабжения на момент осмотра не представлено.
Программа производственного контроля качества питьевой воды имеется, утверждена начальником КП-11, объемы планируемого контроля качества питьевой воды, кратность контроля соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к системам горячего водоснабжения". Лабораторный контроль качества питьевой воды по следующим санитарно-химическим показателям: хлориды, цветность, железо общее, запах, привкус, мутность, сухой остаток, жесткость, сульфаты, медь, аммиак, нитриты, нитраты, ПАВ, остаточный хлор, полифосфаты, рН, окисляемость, щелочность, кальций, фториды, магний - осуществляется в ведомственной лаборатории по договору Номер обезличен от Дата обезличенаг. с ФБУ ИК-4 УФСИН России по Оренбургской области, свидетельство об аттестации указанной лаборатории в данной области исследований на момент осмотра не представлено.
Объемы проводимого лабораторного контроля качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям не соответствуют требованиям р.3. СанПиН 2.1.4.1074-01. Кратность контроля качества питьевой воды по указанным санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям р.3,4.СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к системам горячего водоснабжения"- за 2010г. протоколы исследования качества воды не представлены, за 2009г. представлен один протокол лабораторного контроля качества воды от Дата обезличенаг., заключение специалиста о соответствии качества питьевой воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 отсутствует. Из протокола установлено: качество питьевой воды не соответствует требованиям р.3.СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю общей жесткости. В нарушение требований р.4.СанПиН 2.1.4.1074-01 не осуществляется контроль микробиологических, радиологических показателей качества питьевой воды. Устройств для систематического обеззараживания питьевой воды нет. Проводится обеззараживание водопровода и скважин - аварийное и сезонное профилактическое. Информация о реагенте, применяемом при обеззараживании на момент осмотра не представлена.
Отсутствует проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и санитарно-эпидемиологическое заключение на него (п.п. 1.6, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Нет журналов учета аварийных ситуаций на скважине и водопроводе, информация об аварийных ситуациях не направляется в Юго-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области (п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01). Износ водопроводных сетей, обслуживаемых КП-11-от скважины до водонапорной башни, от башни до задвижек МУП "ЖКХ п. Новорудный" 1,5 км - оценивается специалистами КП-11 как 84%.
Обслуживают объекты водоснабжения осужденные, находящиеся в КП-11, 3 человека. В нарушение требований ст. 34 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предварительные и периодические медицинские осмотры сотрудников проводятся не в полном объеме: не проводятся предварительные медицинские осмотры при приеме на работу по обслуживанию объектов питьевого водоснабжения, нет осмотра врача на кожно-венерологические заболевания, анализов на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф, на гельминтозы (п. 13.13 Приказ от 29.09.1989г. № 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств". Приказ МЗ и СР №83 от 16.08.2004г., №338 от 16.05.2005г. "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов, работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)". Гигиеническое обучение работников, связанных с обслуживанием объектов питьевого водоснабжения, не проводится (ст.36 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлены Федеральным законом 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к системам горячего водоснабжения", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
В соответствии со ст.ст. 39,11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч.1 ст.19 названного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Частью 2 вышеназванной статьи Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Вместе с тем, согласно протоколу исследования питьевой воды от 17.06.2010г. № 279 качество воды исследованной пробы не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к системам горячего водоснабжения" по показателю жесткость общая.
Употребление некачественной воды может причинить вред здоровью человека и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002г.N7-ФЗ"Об охране окружающей среды" ст.8, ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названное благополучие, в том числе право на обеспечение безопасной, безвредной, благоприятной питьевой водой, обеспечивается соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Несоблюдение санитарных правил, направленных на обеспечение безопасности питьевой воды, создает опасность причинения вреда здоровью граждан в будущем.
Статьей 7 Федерального закона «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на то, что бы услуга питьевого водоснабжения была безопасна для жизни и здоровья. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги, а также предотвращение причинение вреда услугой, являются обязательными. В соответствии со статьей 11, ч.2 ст.548, ст. 542, ст.547 ГК РФ потребитель, как сторона в договоре, имеет право на то чтобы, качество подаваемой воды соответствовало установленным требованиям, и на защиту своих прав в суде.
В результате незаконных действий ФБУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области по эксплуатации систем водоснабжения с нарушением требований законодательства, нарушены личные неимущественные права неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно, причем эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.
Часть 2 ст.45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст.12 ГК РФ.
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье личности подлежат защите в судебном порядке.
Согласно требованиям ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к запрещению деятельности (бездействия) создающую такую опасность.
В данном случае прокурор обращается в суд в связи с защитой прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, по выявленным нарушениям закона в сфере экологических и санитарно-эпидемиологических правоотношений.
Согласно ст.22 ГПК РФ, определения судьи Верховного Суда РФ от 9 октября 2006 года по исковому заявлению прокурора Советского района г. Новосибирска, дела по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений, рассматриваются судами общей юрисдикции.
Просит признать незаконными действия Федерального бюджетного учреждения «Колония-поселение №11» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области» по эксплуатации скважины, расположенной в пос. Губерля МО «Город Новотроицк» с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать ФБУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на скважине в пос. Губерля, а именно: обеспечить качество подаваемой питьевой воды населению из названной скважины в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» путем: а) разработки проектной документации, где будут учтены и обоснованы все необходимые условия (в том числе качество исходной воды, степень фактического превышения по конкретным загрязняющим веществам, дебит скважины, уровни максимального водопотребления, мощность оборудования и способ водоочистки, наличие санитарно-эпидемиологического заключения органов Роспотребнадзора на реагенты и оборудование; б) установки оборудования для смягчения воды на основании разработанного проекта.
Разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и получить на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, осуществлять лабораторный контроль качества питьевой воды по санитарно-химическим, микробиологическим и радиологическим показателям в установленном объеме; оборудовать зону санитарной охраны 1-го пояса водозаборной скважины в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; оборудовать водозабор аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации скважины проектной производительности и уровня воды.
В судебном заседании старший помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Губернская Т.Ю. на исковых требованиях настаивала. подтвердив обстоятельства изложенные в исковом заявление.
Представитель Федерального бюджетного учреждения «Колония-поселение №11 УФСИН России по Оренбургской области в судебное заседание не явился. извещен о времени судебного заседание. Дело с согласия прокурора рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, выслушав ст.пом. природоохранного прокурора Губернскую Т.Ю., приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 39,11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч.1 ст.19 названного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Частью 2 вышеназванной статьи Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно протоколу исследования питьевой воды от 17.06.2010г. № 279 качество воды исследованной пробы не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к системам горячего водоснабжения" по показателю жесткость общая.
По мнению суда употребление некачественной воды может причинить вред здоровью человека и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002г.N7-ФЗ"Об охране окружающей среды" ст.8, ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названное благополучие, в том числе право на обеспечение безопасной, безвредной, благоприятной питьевой водой, обеспечивается соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Несоблюдение санитарных правил, направленных на обеспечение безопасности питьевой воды, создает опасность причинения вреда здоровью граждан в будущем.
Суд приходит к выводу о том, что истцом представлены достаточные доказательства обоснованности заявленных требований и поэтому они подлежат удовлетворению.
Анализируя изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия Федерального бюджетного учреждения «Колония-поселение №11» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области» по эксплуатации скважины, расположенной в пос. Губерля МО «Город Новотроицк» с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать ФБУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на скважине в пос. Губерля, а именно:
1) обеспечить качество подаваемой питьевой воды населению из названной скважины в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» путем: а) разработки проектной документации, где будут учтены и обоснованы все необходимые условия (в том числе качество исходной воды, степень фактического превышения по конкретным загрязняющим веществам, дебит скважины, уровни максимального водопотребления, мощность оборудования и способ водоочистки, наличие санитарно-эпидемиологического заключения органов Роспотребнадзора на реагенты и оборудование; б) установки оборудования для смягчения воды на основании разработанного проекта;
2) разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и получить на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение;
3) осуществлять лабораторный контроль качества питьевой воды по санитарно-химическим, микробиологическим и радиологическим показателям в установленном объеме;
4) оборудовать зону санитарной охраны 1-го пояса водозаборной скважины в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения";
5) оборудовать водозабор аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации скважины проектной производительности и уровня воды.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Белоусов Ю.А.