об оспариваниии бездействия Правительства Оренбургской области



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июля 2010г.

Суд г.Новотроицка Оренбургской области

в составе:

председательствующего судьи Вибе И.Н.

при секретаре Фроловой Н.В.

с участие пом.прокурора Андреевой О.А.

заинтересованных лиц:

представителей Правительства Оренбургской области Р.А.О., Л.А.В.

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Новотроицка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области,

У C Т А Н О В И Л:

Прокурор ... обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и Правительства Оренбургской области и просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятие мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в поселке Новорудный муниципального образования город Новотроицк; обязать Правительство Оренбургской области принять меры к приведению скотомогильника в надлежащее состояние или его консервации; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк, выразившееся в непринятие мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на обустройство и содержании указанного скотомогильника либо его консервации.

В судебном заседании помощник прокурора г.Новотроицка Андреева О.А. заявила отказ от части требований, а именно о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк, выразившееся в непринятие мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на обустройство и содержание скотомогильника либо его консервацию.

Определением суда от Дата обезличенаг. отказ от заявления в этой части судом принят.

На остальной части заявления помощник прокурора Андреева О.А. настаивала и в обоснование своих требований указала, что на территории муниципального образования город Новотроицк в поселке Новорудный расположена биотермическая яма /скотомогильник/, предназначена для захоронения биологических отходов, выявленных ветеринарно-санитарной проверкой, которая не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.

Представители Правительства Оренбургской области Р.А.О. Л.А.В с заявлением не согласились на том основании, что для осуществления полномочий по решению вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных необходимо, чтобы в собственности субъекта Российской Федерации находилось имущество, в том числе скотомогильник (биотермическая яма). Поскольку собственностью субъекта РФ – Правительства Оренбургской области скотомогильник, расположенный в поселке Новорудный г.Новотроицка, не является, то нет оснований для признания бездействия Правительство Оренбургской области по организации мероприятий по его приведению в надлежащее состояние незаконным. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) по их мнению должна быть возложена только на местную администрацию.

Суд, выслушав помощника прокурора г.Новотроицка, представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела пришел к следующему выводу.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу указанного данный закон не может распространяться на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных районов, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.ст.5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. А осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п/п 49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляемым за счет средств его бюджета. Согласно п/п «ц» п.2 ст.26.11 этого же закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Из указанного выше следует, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) закон возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Согласно п.п.5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995г. №13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию и руководителей организации, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что сведений о правах на имеющиеся на территории поселка Новорудный муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области скотомогильника не имеются и на балансе у администрации муниципального образования он не состоит.

При условии того, что действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории Новотроицкого городского муниципального образования Оренбургской области мест захоронения биологических отходов, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников МО г.Новотроицк Оренбургской области не передавались, у суда отсутствуют основания для возложения на администрацию данного муниципального образования обязанности по оборудованию скотомогильников /биотермической ямы/, как на это указывают представители заинтересованного лица – Правительства Оренбургской области.

Согласно акта проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника /биотермической ямы/ от Дата обезличенагода следует, что состояние ограждение территории скотомогильника в поселке Новорудный ограждение проволочное высотой 1,5м., ворота отсутствуют; не имеется траншея; мост через траншею; отсутствует навес над ямой; площадка для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезрастворов, инвентаря также отсутствуют.

Указанная проверка проводилась главным государственным ветеринарным инспектором г.Новотроицка и по его заключению данный скотомогильник /биотермическая яма/ не соответствует ветеринарно-санитарным Правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным Госветинспектором РФ от 4.12.1995г. №13-7-2 /469, и зарегистрированных в Минюсте России 5.01.1996г. №1005/.

Данные выводы в судебном заседании поддержал заместитель начальника Государственного Учреждения «Новотроицкое городское управление ветеринарии» Т.А.У. пояснив, что до настоящего времени эти нарушения не устранены.

Представители заинтересованного лица не оспаривают, что Правительство Оренбургской области не принимало меры по оборудованию скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожению биологических отходов.

Поскольку вопросы создания скотомогильника /биотермической ямы/ и его оборудования возлагаются на собственника указанного имущества, которым может является субъект Российской Федерации, бездействие Правительства Оренбургской области по не выполнению требований, изложенных в Акте проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника незаконным в поселке Новорудный от Дата обезличенагода является.

Скотомогильник. расположенный в пос.Новорудный г.Новотроицка является бесхозным.

Наличие места захоронения биологических отходов на территории сельского поселения, которое осталось от бывшего производства, не предполагает непосредственное обращение в муниципальную собственность скотомогильников и биотермических ям, не принадлежащих организациям. Более того названные действия прямо противоречат статье 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории, которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратить в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Приведенные нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственную передачу бесхозяйных объектов недвижимости и муниципальную собственность и не дают право обязывать муниципальные образования на создание скотомогильников (биотермической ямы) без передачи необходимых полномочий и денежных средств, что не было сделано в данном случае.

При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по устранению указанных в Акте от Дата обезличенаг. нарушений и принятие мер по оборудованию скотомогильника в поселке Новорудном г.Новотроицка или его консервации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов должна быть возложена на Правительство Оренбургской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Правительство Оренбургской области выразившееся в непринятие мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника, расположенного в поселке Новорудный муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем принятие мер, к приведению скотомогильника в поселке Новорудный муниципального образования город Новотроицк Оре6нбургской области в надлежащее состояние, устранив нарушения указанные в акте ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника /биотермической ямы/ от Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургской областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новотроицкий городской суд.

Председательствующий: подпись

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2010 года.

Судья Новотроицкого городского суда

Оренбургской области

И.Н.Вибе