Об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-1062\2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2010 года.

Суд г. Новотроицка Оренбургской области

В составе:

председательствующего судьи Ю.А. Белоусова

с участием прокурора Гриневской Т.Ю.

при секретаре Гришкиной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» г. Новотроицка об устранении нарушений природоохранного законодательства

У С Т А Н О В И Л :

И.О. Орского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» г. Новотроицка об устранении нарушений природоохранного законодательства указывая на то, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению Государственного инспектора по охране природы ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды» Артемьева В.Г. о неисполнении требований природоохранного законодательства муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи».

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» является оказание медицинской помощи населению. В эксплуатации у указанного учреждения находится земельный участок на праве бессрочного пользования площадью 5541 кв. м. и нежилые помещения общей площадью 3061 кв. м., а так же 15 автомобилей с бензиновыми двигателями.

В результате деятельности учреждения образуются следующие виды отходов: бытовые отходы 4 класса опасности, аккумуляторы отработанные 2 класса опасности, лампы люминисцентные 5 класса опасности, ртутные термометры 1 класса опасности, покрышки автомобильные отработанные 4 класса опасности. Класс опасности указанных отходов определяется в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. № 786 (в редакции приказа МПР РФ от 30.07.2003 г. № 663).

Частью 2 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Проверкой установлено, что в нарушение положений вышеуказанного закона у муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи», отсутствуют документы, подтверждающие отнесение отходов 1-4 классов к определенному классу опасности.

Согласно предписания Номер обезличен от Дата обезличена года, выданного муниципальному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» государственным инспектором по охране природы ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды» Артемьевым В.Г., требования по устранению вышеуказанных нарушений закона должны быть исполнены до Дата обезличена г.

Проверкой установлено, что указанные нарушения закона муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» не устранены.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11. Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды " (в действующей редакции).

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага. В то время как несоблюдение муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» требований в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности создает препятствие праву неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан.

Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды " (в действующей редакции) предусмотрено право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно, причем эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.

Статьей 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор обращается в суд в связи с защитой прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, по выявленным нарушениям закона в сфере экологических правоотношений.

Просит признать незаконным бездействие муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» по непринятию мер к получению паспортов отходов 1-4 классов опасности. Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» устранить указанные нарушения закона путем получения документов, подтверждающих отнесение образующихся в указанном учреждении отходов к определенному классу опасности.

В судебном заседании старший помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Губернская Т.Ю. на иске настаивала пояснив, что под документами, подтверждающими отнесение образующихся у ответчика отходов к определенному классу опасности, подразумевается паспорт.

В судебном заседание главный врач МУЗ ССМП, Г.Ю. Журавлев с иском не согласился и пояснил, что после получения указанного в иске предписания Государственного инспектора по охране природы им неоднократно принимались меры для получения паспорта отходов - была установлена организация, которая может составить этот паспорт - ООО «Энрон-проект», но при подготовке от специалиста он узнал, что в соответствии с изменениями в законодательстве МУЗ ССМП этот паспорт не нужен. Учитывая изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», им был сделан запрос в Приуральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о необходимости наличия паспортов отходов в учреждении, на что был получен ответ заместителя руководителя о том, что в соответствии с изменениями, внесенными 309-ФЗ от 30.12.2008 г. в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», из сферы правого регулирования в области обращения с отходами производства и потребления исключены отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, в том числе требования о наличии паспортов отходов 1-4 классов опасности (статья 2 указанного Федерального закона). Требование о наличии паспортов отходов содержится только в статье 14 указанного Федерального закона, а отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются не этим Федеральным законом, а «соответствующим законодательством Российской Федерации». Учитывая, что МУЗ ССМП в соответствии с Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 г. № 627, относится к лечебно-профилактическим учреждениям, а федеральное законодательство не содержит требования о наличии в ЛПУ паспорта отходов, считает требование и.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора не законным

Указанное выше свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия и об отсутствии обязанности МУЗ ССМП устранить нарушения в связи с отсутствием самого факта нарушения.

В судебном заседание представитель МУЗ ССМП Приходько А.Г. действующий на основании доверенности исковые требования не признал указывая на их незаконность.

Суд, выслушав стороны исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Отношения в сфере обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (под таковыми понимаются все виды отходов, образующиеся в: больницах, (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в т.ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях; частных предприятиях по оказанию медицинской помощи), регулируются Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п.2 3. ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Из ответа на запрос главного врача МУЗ ССМП, Г.Ю. Журавлева по вопросу необходимости разработки паспортов отходов 1-4 класса опасности для ЛПУ, Приуральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что требование наличия паспортов отходов 1-4 классов опасности установлено ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с изменениями, внесенными 309-ФЗ от 30 декабря 2008 г. в 89-ФЗ «Об_ отходах производства и потребления» из сферы правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления исключены отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, в том числе требования о наличии паспортов отходов 1-4 классов опасности.

Вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Анализируя изложенное суд находит исковые требования и.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора не основанными на нормах ФЗ «Об отходах производства и потребления» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, ст. 14 которого положена прокурором в обоснование иска.

Отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений указанным законом не регулируются.

Из материалов дела следует, что главным врачом МУЗ ССМП, Г.Ю. Журавлевым предпринимались действия по получению указанных паспортов. Однако ответчик в соответствии с приведенными выше правовым нормами, на отходы I - IV класса опасности не должен составлять паспорт.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований и.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» г. Новотроицка о признании незаконным бездействия муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» по непринятию мер к получению паспортов отходов 1-4 классов опасности и обязании муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» г. Новотроицка устранить нарушения закона путем получения документов, подтверждающих отнесение образующихся в указанном учреждении отходов к определенному классу опасности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г. Новотроицка в течение 10 дней.

Председательствующий: Белоусов Ю.А.