№2-869/2010г. по заявлению о признании незаконным бездействия.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации – России.

15 июля 2010 года.

Суд г.Новотроицка Оренбургской области

в составе:

председательствующего судьи Громоздиной Г.Ф.

при секретаре Горбачевой С.В.,

с участием пом.прокурора Андреевой О.А.

заинтересованных лиц:

представителя Муниципального образования ... - Болотиной Н.Г.

представителей Правительства ... Рогалевой А.О., Лазебного А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Новотроицка к Правительству ... о признании незаконным бездействия в принятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в ... Муниципального образования ...

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Новотроицка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предъявил в суд заявление к Правительству ... в непринятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в с... Муниципального образования ...; к Администрации Муниципального образования ... о признании бездействия по принятию мер к обращению в Правительство ... о выделении денежных средств на обустройство и содержание скотомогильника либо на его консервацию.

В судебном заседании помощник прокурора Андреева О.А. отказалась от заявления в части признания незаконным бездействия Администрации Муниципального образования ... по обращению в Правительство ... по выделению денежных средств.

Прокурор г.Новотроицка заявление, предъявленное к Правительству ... мотивировал тем, что прокуратурой г.Новотроицка с привлечением специалистов ГУ «Новотроицкое городское управление ветеринарии» проведена проверка соблюдения ветеринарного и санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов -скотомогильников. В ходе проверки установлено, что на территории ... Муниципального образования ... имеется скотомогильник (индивидуальный номер 2), который используется жителями муниципального образования и никем не обслуживается. Согласно акту проверки от Дата обезличена, действующий скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 и зарегистрированным в Минюсте РФ 05 января 1996 года № 1005, а именно: отсутствует ограждение проволочное высотой 1,5 м с въездными воротами, что предоставляет возможность свободного доступа к скотомогильнику людям и животным. На яме, в которой должны храниться трупы животных, открыта крышка люка и отсутствует запирающее устройство. Навеса над ямой не имеется. Земляная яма скотомогильника внутри не защищена водонепроницаемым материалом, что может привести к загрязнению почвы трупными ядами. Биотермическая яма изготовлена из бетонных блоков, перекрытие с люком имеется, крышка отсутствует. Площадка для вскрытия трупов, помещение для хранения дезрастворов и инвентаря отсутствуют. Скотомогильник эксплуатируется на протяжении длительного времени, хотя фактически он надлежаще не оборудован, что создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний. В соответствии с ч.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки, на которых расположены скотомогильники, определены как зоны специального назначения. Часть 2 ст.59 Водного кодекса РФ относит скотомогильники к объектам, оказывающим негативное воздействие на состояние подземных вод. В нарушение ст.8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающей, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также ч.1 ст.34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», эксплуатация скотомогильника в ... МО ... осуществляется без соблюдения экологической безопасности и с нарушениями установленных ветеринарно-санитарных правил. Указанные нарушения ветеренарно-санитарного законодательства создают реальную угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний, которые могут причинить вред здоровью людей, окружающей среде. Согласно ст.ст.5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно п.п. 49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представленных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации «решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Андреева О.А. просила суд обязать Правительство ... устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем принятия мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в ... Муниципального образования ....

Представители Правительства ... Рогалева А.О., Лазебный А.В. с заявлением не согласились на том основании, что для осуществления полномочий по решению вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных необходимо, чтобы в собственности субъекта Российской Федерации находилось имущество, в том числе скотомогильник (биотермические ямы). Поскольку собственностью субъекта РФ - Правительства ... скотомогильник, расположенный в ..., не является, то нет оснований для признания бездействия Правительства ... по организации мероприятий по его приведению в надлежащее состояние незаконным. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 должна быть возложена только на местную администрацию.

Суд, выслушав помощника прокурора г.Новотроицка Андрееву О.А., представителей Правительства ... Рогалеву А.О., Лазебного А.В., свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему:

Судом установлено, что на территории Муниципального образования ... в населенном пункте ..., ... в 6500м. от ..., в 500 м. - от пастбища, в 8000 м.- от водоема, в 1000м. – от дороги между ... и ... расположен скотомогильник, площадью 600 кв.м., глубина залегания грунтовых вод 10 м., первое захоронение биологических отходов было в 1990 году. Скотомогильником пользуются жители ..., ..., .... По результатам проведенной проверки 28 апреля 2010 года установлено, что в нарушение действующего законодательства территория скотомогильника не огорожена, отсутствуют: траншея, навес над ямой, крышка люка на перекрытии ямы, площадка для вскрытия трупа, помещение для хранения инвентаря, дезрастворов. Скотомогильник является безхозяйным, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования и могут привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. На указанных выше обстоятельствах в судебном заседании настаивала помощник прокурора Андреева О.А. и это не было оспорено представителями Правительства ... Рогалевой А.О., Лазебным А.В.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных районов, а оборудование и содержание скотомогильников при указанных в заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Таким образом, вопросы по организации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидаций их последствий, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных возлагается на субъект Российской Федерации.

Суд не может согласиться с доводами представителей Правительства ... о том, что на администрацию муниципального образования ... возложена ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника, поскольку он находится в его ведении.

Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Согласно п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что имеющийся на территории муниципального образования ... ..., ... скотомогильник ни в собственности ни на балансе муниципального образования не состоит, поэтому нет оснований для возложения на администрацию муниципального образования ... организацию мероприятий по обустройству и содержанию скотомогильника.

Кроме того, представителями Правительства ... в судебное заседание представлена ведомственная целевая программа «Обеспечение ветеринарного обслуживания и государственного ветеринарного надзора в .... Развитие и укрепление материально технической базы государственной ветеринарной службы на 2010-2012 годы, утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности ... 20.06.2010г., согласованная с Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли ..., в которой указано, что она направлена для осуществления на территории области работы по профилактике и ликвидации инфекционных, паразитарных и незаразных болезней, выпуску полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животноводства, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также охране территории области от заноса карантинных болезней. В указанной Программе отсутствует ссылка на то, что перечисленные в Программе мероприятия осуществляются только в отношении объектов, находящихся в собственности субъекта Российской федерации – ....

Таким образом, суд считает, что заявление прокурора г.Новотроицка о признании незаконным бездействия Правительства ... в непринятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в ... подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Правительства ... в непринятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в ... муниципального образования ... области.

Обязать Правительство ... принять меры по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в ... муниципального образования ... в срок до 01 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г.Новотроицка в течение 10 дней.

Председательствующий: Г.Ф.Громоздина