Дело № 2-1102\2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 сентября 2010 года.
Суд г. Новотроицка Оренбургской области
В составе:
председательствующего судьи Ю.А. Белоусова
с участием прокурора Андреевой О.. А.
при секретаре Гришкиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новотроицка к Администрации Муниципального образования г. Новотроицк в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина Юсупова З.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Новотроицка обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Муниципального образования г. Новотроицк в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина Юсупова З.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качеств нуждающегося в улучшении жилищных условий указывая на то, что прокуратурой г. Новотроицка по заявлению Юсупова З.Л. была проведена проверка, в ходе которой было установлено следующее.
Истец Юсупов З.Л. является участником Великой Отечественной войны (удостоверение серии Е № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление на имя главы муниципального образования город Новотроицк о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, которое было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии. Решение комиссии было утверждено постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №
ДД.ММ.ГГГГ Юсупову З.Л. было направлено соответствующее уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании того, что истец является членом семьи собственника (своей дочери) и имеет право проживания на 1/6 части жилого дома по адресу: <адрес>, что составляет 15,67 кв.м. общей площади жилого помещения».
Данный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/3 доле) К. (дочери истца) и ее двоим детям - <данные изъяты> Общая площадь жилого дома 91 кв.м. Истец в нем зарегистрирован и проживает совместно с дочерью с декабря 2008 года, ведет с ней совместное хозяйство, является членом ее семьи.
При принятии такого решения комиссия руководствовалась учетной нормой в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, утвержденной решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст.50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Федеральным законом «О ветеранах» (ст. 15, 23.2) и Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «О мерах по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» для участников Великой Отечественной войны была установлена иная (повышенная) учетная норма по обеспечению их жильем - 36 кв.м.
В связи с чем истцу было незаконно и необоснованно отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. действительно Юсупов З.Л. является членом семьи одного из собственников жилого дома по <адрес> <адрес>, а именно своей дочери - К. ., однако обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, гарантированной федеральным законодательством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Иск подан прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ поскольку истец Юсупов З.Л. является пенсионером, преклонного возраста (92 года), участником ВОВ, проживает в другом населенном пункте.
Просит признать отказ ответчика в принятии истца - Юсупова З.Л. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и
необоснованным. Обязать ответчика поставить Юсупова З.Л. на учет в качестве
нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника Великой
Отечественной войны.
В судебном заседание пом. прокурора Андреева О.А. на иске настаивала подтвердив обстоятельства изложенные в исковом заявление.
В судебное заседание истец Юсупов З.Л. не явился, просил рассмотреть дело без его участия, на иске настаивал.
Представитель Администрации МО город Новотроицк Борисова Е.В. действующая на основании доверенности в судебном заседание с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что согласно решению комиссии по формированию очередности ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - комиссия), утвержденному постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ №, Юсупову З.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по причине обеспеченности его общей площадью жилого помещения в размере 15, 67 кв. м, что на 3, 67 кв. м превышает учетную норму, установленную на территории муниципального образования город Новотроицк решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк от 15.11.2005 № 23.
Под учетной нормой понимается «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
Прокуратура г. Новотроицка обосновывает свои требования тем, что комиссией применена ненадлежащая учетная норма: согласно ч. 6 ст. 50 Жилищного кодекса РФ иные, чем установленные органами местного самоуправления, учетные нормы могут устанавливаться федеральными, законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской. Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в том числе и ветеранам Великой Отечественной войны, что следует из ст.ст. 15, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «О мерах по обеспечению жильем...».
Однако прокуратурой г. Новотроицка указанные нормы истолкованы в нарушение их действительного содержания.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны, в числе прочих, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 того же закона. Исходя из буквального толкования п. 4 ч. 1 ст. 15 закона, в соответствии с положениями статьи 23.2 осуществляется обеспечение жильем нуждающихся участников Великой Отечественной войны, а не принятие их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 3 и п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» объем средств, направляемый на предоставление соответствующих мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам, определяется исходя из трех показателей: числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров; средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» по сути предусматривает не специальную учетную норму, а специальную норму предоставления, то есть минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма: 36 кв.м. вместо предусмотренных решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк от 15.11.2005 № 23 13 кв. м., т.е. участники Великой Отечественной войны имеют право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности общей площадью жилого помещения менее 12 кв. м на человека, при этом после принятия на учет им предоставляется жилое помещение либо размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения из расчета размера общей площади жилья 36 квадратных метров вместо предусмотренных для большинства нуждающихся 13 кв. м.
Пунктом 1 Указа Губернатора Оренбургской области от 22.03.2010 N 45-ук предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», за счет субвенций, поступивших из федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв. метров.
Постановление Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 № 72-п «О Порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны» содержит аналогичные положения: расчет размера социальной выплаты производится исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, нормы общей площади жилья - 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Оренбургской области, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, за счет средств, передаваемых в бюджет Оренбургской области в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций (п. 8 Порядка).
Таким образом, все вышеперечисленные нормативные акты подтверждают, что 36 кв. м. это не учетная норма, а норма предоставления жилых помещений участникам Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседание допрошенная в качестве свидетеля К. пояснила, что является дочерью Юсупова З.Л., он извещен о времени и месте судебного заседания, но в силу своего престарелого возврата не приехал в судебное заседание. Просил рассмотреть дело без его участия и просил иск прокурора удовлетворить. Свидетель подтвердила обстоятельства изложенные в исковом заявление.
Суд выслушав пом. прокурора Андрееву О.А., представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки : обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2. Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с решением городского Совета депутатов муниципального образования г. Новотроицк от 15.11.2005 г. № 23 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся на территории муниципального образования город Новотроицк установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере 13,0 кв.м.
В судебном заседание установлено и не оспаривалось сторонами, что Юсупов З.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Юсупов З.Л. проживает и имеет право пользования жилым помещением расположенным по адресу <адрес>. Данный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/3 доле) К. (дочери истца) и ее двоим детям - <данные изъяты> Таким образом Юсупов З.Л. является членом семьи собственника, своей дочери К. зарегистрирован и проживает совместно с дочерью с декабря 2008 года, ведет с ней совместное хозяйство. Общая площадь жилого дома 91 кв.м. Юсупов З.Л. имеет право пользования 1/6 частью жилого дома, что составляет 15,67 кв.м. общей площади жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Юсуповым подано заявление на имя главы муниципального образования город Новотроицк о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, которое было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии. Решение комиссии было утверждено постановлением главы муниципального образования город Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Юсупову З.Л. было направлено соответствующее уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании того, что истец является членом семьи собственника (своей дочери) и имеет право проживания на 1/6 части жилого дома по адресу: <адрес>, что составляет 15,67 кв. м. общей площади жилого помещения.
В судебном заседание установлено, что Юсупов З.Л обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 15,67 кв. м., что более учетной нормы площади жилого помещения установленной в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся на территории муниципального образования город Новотроицк в размере 12 кв. м. общей площади жилого помещения, т.е. он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, а следовательно не имеет права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15, 23.2 ФЗ «О ветеранах».
Суд не может согласиться с утверждением прокурора о том, что установленная ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» норма по обеспечению жильем лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки равная 36 квадратных метров, является учетной нормой. Указанная площадь является нормой предоставления площади жилого помещения.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, могут быть установлены иные учетные нормы, однако они не установлены.
Анализируя изложенное суд находит исковые требования прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Новотроицка к Администрации Муниципального образования г. Новотроицк в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина Юсупова З.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р. о признании незаконным отказа Юсупову З.Л. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г. Новотроицка в течение 10 дней.
Председательствующий: Белоусов Ю.А.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено и подписано 08.09.2010 г.
Председательствующий: Ю.А. Белоусов Решение вступило в законную силу 21.09.2010г.