Дело № 2-1129/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2010 года г.Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
судьи Анненковой К.К.,
при секретаре Болотовой С.М.,
с участием прокурора Мелехиной О.В.
представителя ответчика Государственного учреждения-Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Чубуковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябина Ю.В. к Государственному Учреждению- Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возмещении вреда здоровью,
Установил:
Истец Рябин Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ- Оренбургское региональное отделение фонда социального страхования о взыскании недоплаченной суммы страхового возмещения с января 2003 года по июнь 2010 года в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., обязании ответчика назначить и выплачивать ему с июля 2010 года ежемесячные страховые выплаты в размере <данные изъяты> руб. с последующей индексацией в централизованном порядке.
В обоснование иска Рябин Ю.В. ссылается на то, что в результате несчастного случая на производстве ДД.ММ.ГГГГ в период работы в ОАО ... он повредил здоровье вследствие профессионального заболевания, в 1998 году ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, степень утраты трудоспособности 60%, в апреле 2003 года степень утраты трудоспособности установлена 90%.
С 1997г. ему назначены и выплачиваются ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в следующих размерах:
с ДД.ММ.ГГГГ страховые выплаты выплачивались в размере <данные изъяты> руб
с учетом коэффициента роста минимального заработка 1,515;
с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> с учетом коэффициента роста минимального заработка <данные изъяты>);
с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> с учетом коэффициента роста минимального заработка <данные изъяты>
с ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> в связи с изменением процента утраты трудоспособности;
с ДД.ММ.ГГГГ выплачивались ежемесячные страховые выплаты в размере <данные изъяты> согласно уровня инфляции с применением коэффициента 1,1;
с января 2005г страховые выплаты выплачивались в размере <данные изъяты> с учетом коэффициента инфляции 1,094;
с января 2006г страховые выплаты выплачивались в размере <данные изъяты> с учетом коэффициента инфляции 1,085;
с января 2007г страховые выплаты выплачивались в размере <данные изъяты> с учетом коэффициента инфляции 1,075;
с января 2008г страховые выплаты выплачивались в размере <данные изъяты> с учетом коэффициента инфляции 1,085;
с ДД.ММ.ГГГГ страховые выплаты выплачивались в размере <данные изъяты> с учетом коэффициента инфляции 1,019;
с января 2009г страховые выплаты выплачивались в размере <данные изъяты> с учетом коэффициента инфляции 1,13;
с января 2010г по настоящее время страховые выплаты выплачиваются в размере <данные изъяты> с учетом коэффициента инфляции 1,1
Коэффициент индексации размера ежемесячных выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно уровня инфляции стал применяться на основании Постановления правительства РФ с 2004г.
Согласно ранее действующей редакции п.11 ст.12 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размеры ежемесячной страховой выплаты увеличивались пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
С 29 ноября 2002г после вступления в законную силу федерального закона №152-ФЗ от 26.11.2002г этот порядок был отменен и с ноября 2002г по январь 2004г коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не устанавливался.
В соответствии со ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемые гражданам в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.
Согласно ст.318 ГК РФ сумма, выплачиваемая гражданину в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, индексируется с учетом уровня инфляции.
Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 25 марта 2002года №23 принятым во исполнение Закона РФ «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» утверждены «Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», пунктом 11.1 которых установлено, что показателем, характеризующим инфляционные процессы в стране, является индекс потребительских цен.
Согласно письма отдела государственной статистики по сбору и обработке статистической информации в г.Новотроицке сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции в Оренбургской области за 2003г равен 1,1, следовательно, по мнению истца, назначенная ему с ДД.ММ.ГГГГ сумма ежемесячных страховых выплат <данные изъяты> должна была проиндексирована с учетом коэффициента 1,1 с января 2003г.
В результате применения коэффициента уровня инфляции с 2004 по 2010 год- 1,1; 1,094; 1,085; 1,075; 1,085; 1,019; 1,13; 1,1и с учетом выплаченных ответчиком за этот период страховых сумм, истец заявил требование о взыскании с ГУ-Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за период с октября 2003г по июнь 2010г в размере - <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты> рублей, о назначении ежемесячных выплат с июля 2010 года в размере <данные изъяты> рублей с последующей индексацией в централизованном порядке.
В судебное заседание истец Рябин Ю.В.и представитель истца по доверенности Матушко Л.С. не явились, в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ГУ Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования по доверенности Чубукова О.В. в судебном заседании возражала против иска Рябина Ю.В., ссылаясь на то, что правоотношения по индексации страховых выплат урегулированы ФЗ № 125 от 24.07.1998г.»Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»и № 25-ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2003 год»(ст.16). ФЗ № 152 от 26.11.2002г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, связанныес осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» внес изменения в п.11 ст. 12 ФЗ № 125 от 24.07.1998г. и указал новые критерии индексации в пределах заложенных в бюджет средств в зависимости от уровня инфляции. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ. В постановлении Конституционного суда РФ от 25.01.2007г. № 15-О указано, что выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации. Осуществленный ФЗ № 152 от 26.11.2002г. переход к индексации с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год, вместо применявшегося ранее МРОТ, не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству. Определение Верховного Суда РФ от 07.11.2008г. № 41-В08-41 также подтверждает позицию Оренбургского регионального отделения ФСС о неприменении индексации страховых выплат в период с ноября 2002 года по 2004г. Из норм Бюджетного кодекса РФ (ст.ст. 13,83,84,152) следует, что только в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Необходимым условием индексации выплат является наличие средств, заложенных в бюджете Фонда на соответствующий финансовый год. В период с ноября 2002 по 2004г. в бюджете ФСС РФ не были заложены статьи расхода на суммы индексации. Редакция п.11 ст.12 ФЗ № 125, предусматривающая индексацию ежемесячной страховой выплаты в зависимости от уровня МРОТ, действовала до 29.11.2002г. С принятием ФЗ от 26.11.2002г. № 152 с 29.11.2002г. нормативные правовые акты, предусматривающее такую индексацию, прекратили свое действие. Действие ст. 12 п.11 ФЗ № 125 от 24.07.1998г.в соответствии со ст. 16 ФЗ № 25 от 08.02.2003г. «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год» в 2003 году было приостановлено. Следовательно законодателем определено, что индексация, в том числе по индексу потребительских цен не могла применяться с 29.11.2002г. по 31.12.2003г. В период с 2000 по 2002г. произошел стремительный рост минимальной заработной платы с 83 руб. 49 коп. до 450 руб., т.е. МРОТ выросла более чем в пять раз. Суммы, начисленные в возмещение вреда здоровью, в соответствии с действовавшим в тот период законодательством также были увеличены более чем в пять раз. В то же время, по данным Госкомстата России, уровень инфляции за период, прошедший с момента предыдущей индексации с 1997 года, составил около 400%. Таким образом индексация сумм возмещения вреда в 2000-2002гг. была произведена заблаговременно в большем размере. Денежные доходы граждан и организаций в указанном периоде в таком объеме не выросли, поэтому экономически можно объяснить позицию законодателя, который не предусмотрел увеличения назначенных судом сумм возмещения вреда здоровью в 2003 году.
Применение индекса потребительских цен с 01.01.2003г., исходя из уровня потребительских цен в Оренбургской области за 2003 год, экономически необоснованно, т.к. с 01.01.2004г. Правительством РФ установлен коэффициент индексации, исчисленный по уровню инфляции 2003г. в целом по РФ.
Требование истца о перерасчете выплат за прошлое время с 2003 года противоречит п.3 ст. 15 ФЗ № 125, предусматривающей, что требование о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленное по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяется за прошлое время не более чем за три года, предшествующие обращению за назначением индексации ежемесячных страховых выплат. Следовательно истец неправомерно заявил требование о перерасчете индексации ежемесячных страховых выплат за прошедший период. Необоснованным является требование истца о выплате ему неустойки в соответствии со ст. 15 ФЗ «Обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», поскольку ответчиком своевременно и надлежащим образом производились назначенные в соответствии с законом выплаты истцу в возмещение вреда здоровью, вины ответчика в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства по выплате сумм истцу нет, в связи с чем нет оснований для применения штрафных санкций. Просит в иске Рябину Ю.В. отказать.
Выслушав представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в части, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что Рябину Ю.В. в 1998 году установлена степень утраты трудоспособности 60%, ДД.ММ.ГГГГ заключением бюро МСЭ установлена вторая группа инвалидности бессрочно, степень утраты трудоспособности 90%, в связи с несчастным случаем на производстве в период его работы в ОАО «<данные изъяты>.
Как следует из материалов дела, Рябину Ю.В. в период с января 2001 года по май 2002 года производилась индексация сумм в возмещение вреда здоровью с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда.
В соответствии с п.11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в редакции, действовавшей до 29.11.2002 года, при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 26.11.2002г. № 152-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены изменения в п.11 ст. 12 ФЗ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.02.2003г. № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год» действие п.11 ст. 12 ФЗ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ в редакции, действующей с 29.11.2002г., на 2003 год было приостановлено.
Правительством Российской Федерации коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается с 2004 года.
Таким образом, с ноября 2002 года по январь 2004 года коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не устанавливался.
В соответствии со ст. 1091 ГК РФ суммы, выплачиваемые гражданам в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.
Согласно ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая гражданину в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, индексируется с учетом уровня инфляции.
Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 25 марта 2002 года №23, принятым во исполнение Закона РФ «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» утверждены «Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», пунктом 11.1 которых установлено, что показателем, характеризующим инфляционные процессы в стране, является индекс потребительских цен.
Согласно письму отдела государственной статистики по сбору и обработке статистической информации в г.Новотроицке сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции в Оренбургской области за 2003 г. равен 1,1.
Следовательно, назначенная истцу с ДД.ММ.ГГГГ сумма ежемесячных страховых выплат <данные изъяты> рублей должна быть проиндексирована с учетом коэффициента 1,1 с января 2003 года.
То обстоятельство, что с 29.11.2002г. не было оснований для использования минимального размера оплаты труда в качестве критерия индексации и не был еще установлен порядок индексации указанных сумм с учетом инфляции, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска Рябина Ю.В. об индексации ежемесячных сумм.
Доводы представителя ответчика об имеющем место в до 2002г. пятикратном увеличении выплачиваемых истцу в возмещение вреда здоровью сумм в связи с повышением МРОТ не могут иметь юридического значения при разрешении спора о последующей индексации данных сумм, поскольку с ноября 2002 года по 2004г. имело место повышение стоимости жизни, что в соответствии со ст.ст. 318,1091 ГК РФ должно повлечь индексацию выплачиваемых в данный период истцу сумм с учетом индекса потребительских цен, характеризующих уровень инфляции в Оренбургской области.
Вместе с тем ст. 208 ГК РФ и абзац четвертый п.3 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ограничивают право на взыскание страховых выплат не более чем за три года, предшествовавших обращению в суд с иском о взыскании недоплаченной суммы.
Учитывая изложенное и фактическое обращение Рябина Ю.В. в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, с Государственного Учреждения- Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу истца подлежит взысканию недоплата с июля 2007 года по июль 2010 года согласно следующему расчету:
с января по март 2003г.- <данные изъяты>
с апреля 2003 г.( изменена степень утраты трудоспособности 90%) – <данные изъяты>.
2004г.- <данные изъяты>
2005г.-<данные изъяты>
2006г.-<данные изъяты>.
2007г.- <данные изъяты>., фактически выплачено <данные изъяты> р., недоплата составила <данные изъяты>
2008г.- <данные изъяты> р., фактически выплачено <данные изъяты> р., недоплата составила <данные изъяты>.;
<данные изъяты> руб., фактически выплачено <данные изъяты> р., недоплата составила <данные изъяты> руб.;
2009г.- <данные изъяты> руб., фактически выплачено <данные изъяты> руб., недоплата составила <данные изъяты> руб.;
2010г.- <данные изъяты> руб. (с января по июнь), фактически выплачено <данные изъяты> руб., недоплата составила <данные изъяты> руб.
Итого недоплата с июля 2007 года по июль 2010 года составила <данные изъяты> руб.
В соответствии с п.8 ст. 15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при задержании страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.
Истцом Рябинным Ю.В.заявлено требование о взыскании пени в размере <данные изъяты> руб., что в двадцать раз превышает размер недоплаченной суммы, в связи с чем суд считает необходимым в соответствии со ст. 333 ГК РФ уменьшить размер неустойки до <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно с ответчика ГУ – Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден Рябин Ю.В. при обращении в суд с иском о возмещении вреда здоровью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198, 103 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Государственного Учреждения- Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Рябина Ю.В. 13235,22 руб.- недоплаченную сумму страховой выплаты с июля 2007 года по июль 2010 года, 5000 рублей- пени.
Обязать Государственное Учреждение – Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ назначить и выплачивать Рябину Ю.В. с июля 2010 года ежемесячные страховые выплаты в размере <данные изъяты> рублей с последующей индексацией в централизованном порядке.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения- Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г.Новотроицка в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: К.К.Анненкова
Решение в окончательной форме изготовлено 08 сентября 2010 года
Судья Новотроицкого городского суда К.К. Анненкова Решение вступило в законную силу 06.10.2010 года