Дело № 2-1387/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2010 года г.Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
судьи Анненковой К.К.,
при секретаре Болотовой С.М.,
с участием истца Неровновой Н.Г.,
представителя истца по заявлению Матушко Л.С.,
представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Новотроицке Ершовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неровновой Н.Г. к Государственному учреждению- Управление пенсионного фонда РФ в г.Новотроицке о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Неровнова Н.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новотроицке (далее ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке) о признании за нею права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указав в обоснование иска на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Новотроицке с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
ДД.ММ.ГГГГ своим решением № ответчик отказал ей в назначении пенсии, т.к. в педагогический стаж, дающий право на досрочное получение трудовой пенсии по старости на основании Постановления № 781 не засчитана часть периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 04 мес.23 дня). Часть отпуска по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по ДД.ММ.ГГГГ включена в специальный стаж и общая продолжительность специального стажа для назначения пенсия ответчиком установлена в размере 23 года 09 месяцев 06 дней. В связи с отсутствием необходимого стажа 25 лет педагогической деятельности истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Просит суд признать ее право на досрочную трудовую пенсию по старости, признать отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика включить в ее специальный стаж вышеуказанный спорный период, назначить пенсию с момента обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Неровнова Н.Г. поддержала исковые требования в части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку педагогический стаж ее работы воспитателем в детских садах составил на момент обращения более 25 лет. Отказ во включении в стаж педагогической деятельности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в части после изменения трудового законодательства РФ считает необоснованным, поскольку отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 года, в этот период за нею сохранялось рабочее место педагога и законом было предусмотрено включение отпусков до исполнения ребенку 3-х лет в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии. До предоставления отпуска по уходу за ребенком и по его окончании занималась только педагогической деятельностью и вправе была рассчитывать на включение всего периода отпуска в специальный стаж, изменение законодательства в октябре 1992 года не должно было ухудшать ее положение при назначении пенсии. Просит отменить решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии, обязать пенсию назначить с момента возникновения на нее права ДД.ММ.ГГГГ и взыскать судебные расходы в размере 200 руб. по государственной пошлине, <данные изъяты> рублей по оплате помощи представителя.
Представитель ответчика Ершова Н.Г.- в судебном заседании с исковыми требованиями Неровновой Н.Г. не согласилась. Считает, что в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано обоснованно, т.к. в специальный стаж, предоставляющий право на такую пенсию не включен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в указанный период за истицей сохранялось рабочее место воспитателя детского учреждения, однако в специальный стаж его зачесть невозможно. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не представляется возможным зачесть в специальный стаж полностью, поскольку в соответствии с п.21 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 29 в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Включение в специальный стаж других периодов не предусмотрено. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21.02.2008г. № 93-О-О включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов – при том, что такие периоды, в т.ч. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, учитываются в страховом стаже,- относится к полномочиям законодателя и Правительства Российской Федерации. Просит в удовлетворении иска отказать. При взыскании расходов на оплату помощи представителя просит учесть обстоятельства дела, принцип разумности и справедливости и уменьшить их размер.
Суд, выслушав истца, представителя истца Матушко Л.С., представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Суд полагает незаконным отказ пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ во включении в специальный стаж педагогической деятельности Неровновой Н.Г. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( 01 год 04 мес. 23 дня), поскольку до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Неровнова Н.Г. находилась в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период до 06.10.1992 года, и на момент его предоставления добросовестно полагала и рассчитывала на то, что отпуск в соответствии с действовавшим законодательством РФ в полном объеме будет включен в специальный стаж при назначении льготной пенсии.
Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Неровновой Н.Г. в отпуске по уходу за ребенком в полном объеме подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку при исключении части отпуска по уходу за ребенком из специального стажа Неровновой Н.Г. отсутствуют основания для назначения ей досрочной трудовой пенсии, суд считает подлежащим судебной защите нарушенное право истицы на пенсию по выслуге лет.
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы по специальности.
С учетом периодов работы, ранее зачтенных ответчиком истице и зачтенных в судебном порядке Неровновой Н.Г. в специальный стаж, на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истицы составил 25 лет 01 месяц 29 дней.
Таким образом, требуемый специальный стаж - 25 лет педагогической деятельности у истицы на момент обращения в территориальный пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ имелся, в связи с чем, ГУ - УПФ РФ в г. Новотроицке необоснованно отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исковые требования Неровновой Н.Г. о назначении и выплате ей такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат возмещению расходы на оплату помощи представителя, разумный размер которых суд определяет в <данные изъяты> рублей с учетом характера спора, объема оказанной юридической помощи истице.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Неровновой Н.Г. к Государственному Учреждению -Управление пенсионного фонда РФ в г.Новотроицке о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Новотроицке № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Неровновой Н.Г..
Обязать ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.Новотроицке включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Неровновой Н.Г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить и выплачивать Неровновой Н.Г. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ-УПФРФ в г.Новотроицке в пользу Неровновой Н.Г. судебные расходы в размере 200 рублей, расходы на оплату помощи представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г.Новотроицка в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: К.К.Анненкова
Решение в окончательной форме изготовлено 17 ноября 2010 года
Судья Новотроицкого городского суда К.К. Анненкова Решение вступилов законную силу 16.02.20111 года