Дело № 2-309/ 2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 марта 2011 года
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Белоусова Ю.А.
при секретаре Гришкиной С.В.
с участием истицы Прянишниковой Е.А.. представителя ответчика Администрации Муниципального образования город Новотроицк, Борисовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прянишниковой Е.А. к Администрации Муниципального образования город Новотроицк, Правительству Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм
Установил
Прянишникова Е.А обратилась в суд с иском к Администрации Муниципального образования город Новотроицк и Правительству Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм указывая на то, что родилась в <данные изъяты> Каз.ССР <данные изъяты>, гражданка России. Ее родители умерли. С сентября 2003г она круглая сирота и до осени 2007г проживала в интернате. В настоящее время находится в декретном отпуске с ребенком и проживает то у одних, то у других друзей, так как снять квартиру нет средств. Зарегистрирована пока в интернате.
С января 2007 г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.Новотроицка, поскольку в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социально найма.
В соответствии с требованиями ст.8 Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» -орган исполнительной власти по месту жительства ребенка сироты, вне очереди обязан обеспечить его жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С января 2007г Администрацией муниципального образования город Новотроицк не принимается ни каких мер для обеспечения её жильем.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк в непринятии мер для обеспечения её жильем. Обязать администрацию МО г.Новотроицк предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации- Оренбургской области
В судебном заседание истица Прянишникова Е.А на иске настаивала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявление.
Представитель ответчика Администрация Муниципального образования город Новотроицк, действующая на основании доверенности Борисова Е.В. в судебном заседание с иском не согласилась, подтвердила обстоятельства, изложенные в письменном отзыве на иск, в соответствии с которым, согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», применяемой с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П, дети-сироты обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления указанной категории граждан только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 29.12.2007 № 1853/389-ГУ-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, среди которых и дети-сироты.
Реализация этих полномочий осуществляется за счет субвенций из областного бюджета (ст. 86 Бюджетного кодекса РФ: «расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам»).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 № 1853/389-ГУ-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» именно органы государственной власти Оренбургской области обязаны ежегодно планировать и обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и при необходимости материальных ресурсов для осуществления государственных полномочий Оренбургской области.
Органы местного самоуправления обязаны лишь согласно ст. 5 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347/285-1У-03 «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» вести учет и регистрацию граждан, проживающих на территории Оренбургской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых в жилищном фонде Оренбургской области по договору социального найма, согласно ч. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 № 1853/389-ГУ-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан»: осуществлять отдельные государственные полномочия Оренбургской области надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области; обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области; исполнять письменные предписания органов государственной власти по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий; представлять в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области необходимые документы и информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий Оренбургской области, а также с использованием выделенных на эти цели финансовых средств; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области».
В отношении Прянишниковой Е.А., относящейся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», администрацией муниципального образования город Новотроицк выполнены все установленные законом требования: с января 2007 года Прянишникова Е.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях (подтверждение - прилагаемые копии списков, утвержденных постановлениями администрации муниципального образования город Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ №), сведения о количестве детей-сирот на территории муниципального образования город Новотроицк, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, ежегодно подаются в Министерство образования Оренбургской области; в 2010 году такая информация была сообщена в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ (письма прилагаются).
Согласно информации жилищного отдела администрации муниципального образования город Новотроицк (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) в текущем 2011 году номер Прянишникова Е.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, будет 68-м в общем списке указанных лиц и 32-м в списке лиц из числа указанных, в возрасте от 18 до 23 лет (в действующем общем списке 2010 года она занимает № 71).
При включении ее в список под этим номером, считает, администрация не нарушает требования Жилищного кодекса РФ о внеочередном порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ), поскольку все граждане, состоящие в таком списке, в котором, к примеру, по состоянию на 2010 год включено 135 человек, относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оснований для того, чтобы отдать предпочтение Прянишниковой Е.А. перед несколькими десятками человек, вставшими на учет ранее нее, нет.
Кроме того, ст. 7 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 № 2733/489-Ш-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определяет, что учет граждан ведется по отдельным спискам (в том числе в отдельный список включаются дети-сироты), при этом граждане регистрируются исходя из даты подачи заявлений. Таким образом, администрация муниципального образования город Новотроицк действует в строгом соответствии с правилами принятия на учет, установленными областным законом.
По действовавшему по 11.06.2010 г. положению о порядке и размере предоставления социальной выплаты на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (постановление администрации Оренбургской области от 14.06.2005 № 156-п, утратившее силу согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 25.05.2010 № 358-п), списки детей-сирот, изъявивших желание на получение социальных выплат (до 04.05.2009 именовались безвозмездными субсидиями) и нуждающихся в улучшении жилищных условий направлялись органами местного самоуправления в уполномоченные органы власти Оренбургской области для формирования единого списка и очередности на получение социальной выплаты. Решение о предоставлении социальных выплат и выдаче именных свидетельств их получателям (детям-сиротам) принималось Министерством строительства Оренбургской области. Таким образом, социальная выплата не была произведена по независящим от администрации муниципального образования город Новотроицк обстоятельствам, ответственным за это должно быть Министерство строительства Оренбургской области.
С 12.06.2010 в законодательство были внесены изменения и вместо социальных выплат непосредственно гражданам из областного бюджета предоставляются субвенции на приобретение жилья для граждан органам местного самоуправления. Размер субвенций, предоставленных муниципальному образованию город Новотроицк в 2010 году, - 3 млн. 937 тысяч рублей (таблица 24 Приложения 15 Закона Оренбургской области от 21.12.2009 № 3295/756-1У-03 «Об областном бюджете...»), утвержденных (но не предоставленных) в 2011 году - 3 млн. 589 тысяч рублей (таблица 4 Приложения 15 Закона Оренбургской области от 20.12.2010 № 4156/942-1У-03 «Об областном бюджете...»)
Выделенной суммы 3 млн. 937 тысяч рублей не достаточно для приобретения жилых помещений всем состоящим на учете детям-сиротам, выпустившимся из образовательных учреждений и из-под опеки и попечительства и т.п., то есть тем состоящим в очереди детям-сиротам, чье право на получение жилого помещения возникло, но не реализовано (на 01.10.2010 - 43 человека).
На основании вышеизложенного, считает, что в части требования о признании незаконным бездействия по предоставлению жилья Прянишниковой Е.А. администрация муниципального образования город Новотроицк является ненадлежащим ответчиком, поскольку она не самостоятельна в совершении действий по предоставлению жилья: ее действия обусловлены действиями органов власти Оренбургской области по выделению субвенций, на которые будут приобретаться жилые помещения.
Исковое требование Прянишниковой Е.А. об обязании администрации муниципального образования город Новотроицк предоставить Прянишниковой Е.А. благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Оренбургской области возможным для удовлетворения только при условии обязания Правительства Оренбургской области выделить из бюджета Оренбургской области средства на исполнение такого требования.
Представитель ответчика Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск в котором заявил ходатайство о признании его ненадлежащим ответчиком по делу по иску Прянишниковой Е.А. о признании незаконным бездействия администрации города Новотроицка, об обеспечении по месту жительства жильем не ниже установленных социальных норм.
Законом Оренбургской области от 29.12.2008 г №1853/3 89-IV-ОЗ полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Субъект Российской Федерации - Оренбургская область, в соответствии с нормами пункта 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, передала полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда органам местного самоуправления.
С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий.
Предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Согласно статье 4 Закона области органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Аналогичная норма содержится в Уставе муниципального образования город Новотроицк.
С учетом изложенного Правительство Оренбургской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика необоснованно.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что жильем обеспечиваются лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, данный вопрос необходимо выяснить в судебном заседании.
Просит признать Правительство Оренбургской области ненадлежащим ответчиком. Однако, исходя из сложившейся судебной практики в Оренбургской области, Правительство Оренбургской области привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему..
Согласно свидетельства о рождении родителями Прянишниковой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются А. и Н.
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ А. /отец истицы/ умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ Н. /мать истицы/ умерла ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке жилищного отдела Администрации МО г.Новотроицк Прянишникова Е.А. <данные изъяты> состоит в льготной очереди на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Согласно справки «Школы интерната основного общего образования» МО г. Новотроицк Прянишникова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучалась и была зарегистрирована в интернате с ДД.ММ.ГГГГ. Регистрация подтверждается записью в паспорте истицы
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Часть 2 ст.57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.
Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилойплощадью не ниже установленных социальных норм.
Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечениюжилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиками, что истица зарегистрирована в школе – интернате, где ранее обучалась, своего жилья не имеет.
Суд не может признать обоснованными и законными доводы ответчика о том, что право на обеспечениежилым помещением муниципального жилищного фонда, истица имеет в порядке очередности.
Указанное выше право истицы на обеспечениежилым помещением муниципального жилищного фонда вне очереди, не поставлено в зависимость от обеспечения жильем других очередников той же очереди.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При таких обстоятельствах суд считает, что истица должна быть обеспечена жилой площадью за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты города Новотроицка.
Вместе с тем суд считает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению требования истицы о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк в не принятии мер для обеспечения её жильем, поскольку в судебном заседание указанные обстоятельства не нашли своего подтверждения. Истица принята и поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Ответчик предоставлял субъекту РФ все необходимые сведения и документацию касающуюся указанной льготной категории лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прянишниковой Е.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Муниципального образования г.Новотроицк обеспечить Прянишникову Е.А. жилой площадью за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты города Новотроицка.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г. Новотроицка в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Белоусов Ю.А. Решение вступило в законную силу 15.03.2011г..